По данным J’Son&Partners в начале 2010 г. в мире насчитывалось более 430 активных MVNO. Российский рынок мобильной связи является достаточно развитым для организации компаний MVNO.

Продолжительное время рынок услуг сотовой связи в России развивался очень высокими темпами, что было обусловлено постоянным расширением целевых сегментов и охватом все более широких слоев населения, а также снижением уровня цен, как на услуги, так и на абонентское оборудование. В 2005 году впервые проявилась и в последующие годы продолжилась тенденция снижения темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи, что присуще ситуации постепенного насыщения рынка.

В 2008 году среднеквартальные темпы прироста абонентов составляли порядка 3%, в 2009 году значение снизилось до 2,6%. В 2010 году значение среднеквартальных темпов прироста стабильно держится на уровне около 1,4%. Снижение темпов роста количества абонентов можно связать с постепенным насыщением рынка, и концентрацией операторов на «качестве» абонентской базы. В соответствии с этим маркетинговые усилия операторов смещаются от привлечения новых абонентов в сторону обеспечения лояльности и повышения доходности существующих абонентов, а также привлечения в свою сеть абонентов компаний-конкурентов.

По итогам четвертого квартала 2010 года уровень проникновения услуг сотовой связи достиг 151,0%, что ставит Россию в ряд наиболее развитых телекоммуникационных рынков мира. Стремясь к сохранению и повышению интенсивности потребления услуг и удержанию доходов в расчете на одного абонента на высоком уровне, операторы фокусируются на реализации маркетинговых инициатив, включающих вывод сегментно-ориентированных предложений, новых сервисов, программ, направленных на повышение качества обслуживания абонентов, а также на расширение спектра дополнительных услуг. В этом ряду следует отметить и необходимость предложения MVNO.

В России работает целый ряд виртуальных операторов: «Корбина Телеком», «КантриКом» (бренд «Алло Инкогнито»), «Центральный телеграф» (услуга «База мобильная»), «Гарс Телеком», «Просто для общения» (на базе «МегаФон»), «А-Мобайл» (на базе МТС). Планировался запуск операторов «Народный мобильный телефон», Divizion. Оператор «Вымпелком» («Билайн») начал работу с MVNO «Алло Инкогнито» (ЗАО «КантриКом») в Санкт-Петербурге, а оператор «Скай Линк» заявил о своей готовности сотрудничать с MVNO.

Проект «Евросеть» (в Поволжье) был свернут после двух лет пробной работы на рынке MVNO. Из украинских операторов MVNO можно назвать Privat Mobile, работавший на базе сети компании «Украинские радиосистемы».

В США и Европе существуют весьма крупные виртуальные операторы: Virgin Mobile, British Telecom и Blyk в Великобритании, Disney в США. В Европе они составляют значительную конкуренцию другим операторам (13 млн абонентов в 2005 г.): например, в Финляндии 10% рынка междугородных соединений принадлежит оператору Cubio.

Судя по тому, что проекты MVNO развиваются под крылом компаний,  располагающих всей необходимой инфраструктурой (лицензиями, финансовыми и техническими ресурсами), то эту тенденцию следует признать стратегической для рынка.

Как правило MVNO-проекты создаются ориентированными на компактные сообщества, по тем или иным причинам не вписывающимися в массовую технологию продвижения услуг, применяемую крупнейшими операторами сотовой связи. Это нишевые целевые аудитории, объединенные по ряду специфических признаков. Как правило, речь идет о работе в следующих сегментах: диаспоры, оператор-дискаунтер, потребители розничных сетей, M2M, MLM, молодежная аудитория, корпоративные клиенты, международный роуминг.

Стратегия развития MVNO-направления бизнеса — страницы 4-5