Оценка конкурентоспособности предприятий в сфере торговли бытовой электроникой была проведена методом иерархий, предложенным для оценки торговых предприятий Лифицем И.М. (табл. 2)[1].

Таблица 2

Оценка уровня конкуренции в сфере торговли бытовой техникой и электроникой в России

Наименование Уровень конкуренции
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Зрелость рынка   Формирующийся
Уровень жизни населения   Москва, Санкт-Петербург Средний (города — миллионники) Ниже  среднего (Прочие регионы России)  
Качество потребляемых товаров, влияние цены и уровня  обслуживания на покупательские предпочтения Важны: высокое качество, широта  и глубина ассортимента Основным является оптимальное соотношение цены и качества  
Применяемые методы  конкурентной борьбы, форма конкуренции Рекламные акции, укрепление имиджа, ассортимента Применяются ценовые, демпинговые методы,  встречается   недобросовестная  конкуренция  

В ходе проведенного исследования выделены и систематизированы следующие маркетинговые параметры, определяющие рыночные позиции компаний: стаж работы на рынке, доля на рынке, величина фирмы, имидж фирмы, рекламная стратегия, ассортимент продукции, цена, качество товара, квалификация персонала, сервисное обслуживание. По вышеобозначенным параметрам, определяющим рыночные позиции компаний в сфере торговли бытовой техникой и электроникой, проводилось исследование, в ходе которого были получены как количественные, так и качественные значения параметров оценки конкурентоспособности. Опираясь на полученные из внешней среды данные по показателям конкурентоспособности, проведем оценку исследуемых компаний по рассматриваемым параметрам.

Таблица 3

Оценка конкурентоспособности предприятий в сфере торговли бытовой техникой и электроникой

Показатели конкурентоспособности М.Видео Техносила Эльдорадо Медиа Маркт Технопарк Весовой параметр si
Квалификация персонала 19 18 14 19 19 13 1157
Рекламная стратегия 20 11 5 20 11 18 1206
Стаж работы на рынке 13 10 10 6 16 7 385
Качество продукции 20 20 15 20 18 20 1860
Цена 20 20 13 17 8 20 1560
Доля на рынке 15 10 17 14 10 16 1056
Величина фирмы 20 13 11 16 16 10 760
Имидж фирмы 20 15 18 18 15 15 1290
Сервисное обслуживание 18 14 10 18 16 12 912
Ассортимент продукции 20 20 10 20 13 19 1577

Рис. 13. Иерархия конкурентоспособности компании в сфере торговли бытовой техникой и электроникой

Принимается правило: чем больше значение si , тем лучше альтернатива. На основании анализа альтернатив построим иерархию конкурентоспособности компании в сфере торговли бытовой техникой и электроникой (рис. 13).

 

 

[1] Яковлев Г.И. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: теория и практика. Диссертация на соискание ученой степени д. э. н. Самара, 2007. С. 156.

Анализ ситуации в отрасли бытовой электроники — страница 19-20