Ранняя комплексная помощь

Ребенок с особыми образовательными потребностями – это особый мир, для которого характерны свои индивидуальные возможности в развитии и воспитании. Он индивидуален в восприятии окружающей действительности, взаимодействии с ней и, естественно, в саморазвитии. На индивидуальное развитие детей влияет целый ряд факторов: личностных (биологических, физиологических и психологических), медицинских, социальных и педагогических.

К личностным факторам относятся те индивидуальные возможности, которые ребенок получил от рождения: биологические – наличие или отсутствие аномалий в организме ребенка (сформированность конечностей, органов чувств и их развитость и т.п.); физиологические – отклонения в функционировании тех или иных физиологических систем организма, определяющих своеобразие жизни и развития ребенка; психологические – особенности психического развития ребенка, накладывающие существенное влияние на его взаимодействие с окружающей средой, и индивидуальное развитие. Личностные факторы – это потенциал ребенка в личностном саморазвитии, который определяет возможности и своеобразие развития конкретного человека.

Медицинскими факторами являются: диагностика заболевания или нетипичного состояния здоровья человека и возможности их лечения или преодоления; наличие медицинских возможностей для достаточной диагностики и лечения; предостережения и предрасположения для индивидуального развития и воспитания, выявленные медицинскими специалистами для ребенка, имеющего то или иное заболевание; кадровое обеспечение процесса лечения болезни, недуга. От качества и своевременности оказываемых детям медицинских услуг во многом зависит степень излечения, приостановление развития болезни, а также координация усилий других специалистов в интересах целесообразного развития ребенка.

К социальным факторам относятся: экологические, влияющие на здоровье человека; неблагоприятные условия труда женщин; рост травматизма; отсутствие или недостаток условий и культуры здорового образа жизни; высокий уровень заболеваемости родителей; рост стоимости жизни, медицинского обслуживания, квалифицированной специальной помощи человеку, имеющему особые нужды; средовые условия, способствующие адаптации к ним человека с особыми образовательными потребностями (специально оборудованные улицы, транспорт, места отдыха, культуры и спорта, места общественного пользования и т.п.) и многие другие.

Особая роль в индивидуальном развитии, воспитании, обучении ребенка, имеющего особые нужды, обслуживании инвалида принадлежит семье. Именно в ней в первую очередь начинается развитие, воспитание и научение ребенка. Семья во многом определяет своеобразие решения индивидуального, индивидуально-коррекционного развития и воспитания ребенка.

Не менее важными социальными факторами являются также такие, как: отношение государства к судьбам детей, имеющим особые нужды, деятельность государства но созданию условий для индивидуального развития и включения таких детей по их индивидуальным возможностям в реальную социальную жизнь; социальные права детей, имеющих особые нужды, сложившиеся в обществе, их материальная и социальная защищенность и обеспеченность (один из цивилизационных показателей современного общества); отношение общества к детям с особыми образовательными потребностями, инвалидам, толерантность (терпимость) людей и главное – сформированное у них чувство естественного отношения к нетипичным людям в обществе, к их социальной жизни и самореализационной деятельности. К сожалению, следует отметить, что даже родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, часто проявляют нетерпимость по отношению к ним, поскольку жить с такими детьми исключительно сложно, поскольку они медленно, порой с большим трудом усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении, внешности. Первым у специалиста по отношению к ребенку с особыми образовательными потребностями нередко бывает желание изолировать его от сверстников, направив в какое-либо специализированное учреждение для аномальных детей. Однако далеко не каждый ребенок с ограничениями в развитии должен воспитываться в специальном детском учреждении. Об этом свидетельствует и мировой, и отечественный опыт работы с детьми, имеющими особые нужды.

Одна из особых проблем в работе с детьми, имеющими особые нужды, – их индивидуальное, индивидуально-коррекционное развитие, обучение и воспитание. Характерно, что каждый ребенок – это прежде всего природное существо, развивающееся по законам органической природы. Это значит, что при определенных условиях, в которых находится ребенок, имеет место соответствующее развитие его свойств и качеств. Условия жизнедеятельности детей определяют направленность и динамику их развития. Изменяя условия, в которых ребенок находится, родитель (воспитатель) тем самым осуществляет направленное влияние на динамику развития тех или иных его психических, физиологических и социальных возможностей.

Источниками развития ребенка выступают: личностное, т.е. то, что присуще этому ребенку и обусловливает его развитие: органы чувств (ощущения, восприятия и т.п.), любознательность, активность и т.д.; среда жизнедеятельности: уход, условия жизни, социальные факторы, воспитание; личностная активность в познании, общении, деятельности.

Органы чувств ребенка позволяют ему познавать среду жизнедеятельности. Познавая, он обогащается, становится качественно иным – развивается. Характерно, что своеобразие познания ребенка определяет адекватность его развития, действий и поступков. Дети с особыми образовательными потребностями часто характеризуются недостатками в развитии у них органов чувств, что определяет изначальные трудности ребенка во взаимодействии со средой жизнедеятельности, в ее познании. При этом восприятие среды, с которой дети взаимодействуют, носит своеобразный характер. Например, слепому ребенку непонятна гамма цветов, красок, света; для него значительно богаче восприятие гаммы звуков, тепла и т.п. Данный фактор определяет отличия от других в социальном развитии ребенка с особыми образовательными потребностями, его отношения к окружающему, тем или иным явлениям.

Любознательность – стремление к познанию нового. Для ребенка все, что его окружает, – новое. Стремление взять, пощупать, "обыграть" естественно для ребенка. С возрастом любознательность не исчерпывается, а получает своеобразие в развитии. Неудовлетворение любознательности в том объеме, который характерен для конкретного ребенка, приводит к ее снижению, что негативно сказывается на социальном развитии детей. Данный фактор можно проиллюстрировать развитием оставшегося без попечения родителей ребенка, на развитии которого сказывается недостаток в социальном общении. У него формируется явление, получившее название "госпитализм".

Активность – это мера самопроявления человека в той или иной сфере (общении, деятельности, познании и т.п.). От активности зависит интенсивность развития человека, а ее проявление в той или иной сфере обусловливает соответствующее развитие человека. Ребенок с особыми образовательными потребностями нередко ограничен в самопроявлении, активности в той или иной области в зависимости от личностных ограничений. В этом случае он склонен к активности в той сфере, к которой имеет предрасположение, что и обусловливает своеобразие его развития.

Природа "предусмотрела", что преимущественное развитие ребенка в сфере возможного для него нередко способно компенсировать его недостатки, ограничения. Проблема заключается в направленном стимулировании активности ребенка с особыми образовательными потребностями в сфере для него возможного. Речь идет о стимулировании личностной активности ребенка в той области, которая соответствует сфере его интересов. Это дает возможность стимулировать его развитие в этом направлении, способствующее компенсаторному обеспечению (компенсировать недостаток развития в другой сфере). Таким образом, для ребенка создаются условия направленного развития "остаточных" возможностей. Данный подход позволяет преодолевать в определенных пределах, порой достаточно значительных, недостатки в развитии детей с особыми образовательными потребностями, чему способствуют особые педагогические технологии, методы и методики, ориентированные на определенную категорию детей и достижение конкретно-ориентированных целей. Отдельные технологии предусматривают наличие специального технического оснащения (часто оно бывает индивидуально ориентированным и дорогостоящим) и реализуются посредством индивидуального подхода или в процессе работы в малой группе.

В интересах решения педагогических задач в работе с детьми, имеющими особые нужды, требуются специализированные центры, их техническая оснащенность, подготовленные кадры, специально разработанные педагогические технологии, методы и методики работы с конкретной категорией детей.

К детям с особыми образовательными потребностями относят:

1) детей, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушение слуха, зрения и т.п.), изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое обращение с ним), неизвестных причин (врожденного или природного свойства либо их сочетания);

2) детей, чье развитие находится под угрозой в результате воздействия неблагоприятных биологических факторов (например, малый вес при рождении); факторов среды (сочетание низкого дохода и отсутствия родственной поддержки); последствий болезни, травм.

Помощь детям, имеющим отклонения в развитии и особые нужды, – это не узко специализированная деятельность (например, медицинское предприятие), а широкий спектр услуг, обеспечиваемый группой специалистов разного направления. Помощь необходима как самим детям, так и их семьям. Только участие в реабилитационной, индивидуально-коррекционной работе с ребенком, имеющим особые нужды, команды специалистов и семьи дает возможность наиболее эффективно развивать его и интегрировать в общество. Семья такого ребенка и он сам в процессе комплексного развития при командном подходе входят в систему совместной деятельности со специалистами, перестраивая сложившуюся ранее систему отношения "субъект – объект" в систему отношений "объект – объект". Такой подход и является целью деятельности центров социальной адаптации и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, поскольку обеспечивает наиболее полное социальное развитие, реабилитацию и индивидуальное развитие лиц с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями) и их интеграцию в общество.

Медико-социально-педагогический патронаж – эффективная форма помощи детям, их родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием и социализацией личности, программа долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в совместной работе специалистов разного профиля. МСПП включает диагностику, информационный поиск и помощь в выборе образовательного маршрута с помощью индивидуальных реабилитационных программ.

В отечественной психологии и педагогике необходимость систематического контроля за ходом психического развития детей была признана уже давно. При этом из представлений о детстве как о периоде подлинного формирования личности закономерно следовали выводы об особом значении условий жизни и развития ребенка. Контроль за развитием ребенка в целях своевременного обнаружения отклонений онтогенеза дает возможность выявить и предотвратить неблагоприятные варианты развития. В этой связи всестороннее изучение особенностей каждого возраста, всех главных типов нормального и аномального развития в их многообразии является необходимой основой для совершенствования системы воспитания и обучения детей.

Главной доминантой процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определенной степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Целью диагностического психолого-медико-педагогического обследования становится определение уровня готовности ребенка к коррекционному обучению, ведущему к преодолению отставания и искажения в его развитии.

Глобальное значение имеют изучение уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, учение, элементы труда и т.д.), оценка его соответствия возрастным нормативам, диагностика характерных для данного возраста преобразований эмоционально-личностной и познавательной сфер психического развития ребенка.

При этом необходимо опираться на следующие современные принципы диагностики нарушений в развитии:

– тщательное анамнестическое обследование в целях как можно более полного исследования семьи ребенка, ее внутренней атмосферы, а также всех условий воспитания ребенка в учреждениях для детей, лишенных попечения родителей;

– комплексный подход как один из основных принципов диагностики отклонений в развитии; всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка (соматического состояния, состояния слуха, зрения, двигательной сферы), особенностей психического развития ребенка; системное и целостное изучение ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушения психического развития и первичными нарушениями, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношении первичных и вторичных отклонений;

– принцип динамического изучения, опирающийся на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальном и потенциальном, т.е. зоне его ближайшего развития (это возможно определить в сотрудничестве со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия);

– качественный анализ получаемых в процессе психологической диагностики данных, находящийся в тесной связи с принципом динамического изучения; качественный анализ умственной деятельности ребенка включает в себя отношение испытуемого к эксперименту, способы ориентирования в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности; качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, при этом необходимо определить как уровень психического развития отдельного ребенка, так и его личностные особенности;

– учет возрастных особенностей развития ребенка при организации условий и методов построения диагностического обследования.

В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Основа программ – основополагающие работы Л. С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов (теории о зонах ближайшего и актуального развития, в профилактике вторичных дефектов – "социального вывиха"), оказывающие значительное влияние на современные исследования в области образования детей с отклонениями.

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития и, во-вторых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Исходным в коррекционно-педагогической работе является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия "зона ближайшего развития".

Коррекционная работа должна основываться на психологической структуре нарушений и анализе их генезиса.

От первичных нарушений зависит и содержательно- психологическая направленность коррекции умственного развития, развития личности и профилактики вторичных нарушений. Неотъемлемой частью коррекционной работы является, помимо психолого-педагогического направления, эффективное лечение соматических и нервно-психических нарушений, которое должно быть направлено на преодоление цереброастенических расстройств, а также соматических отклонений и на психиатрическую помощь при наличии поведенческих, личностных, психотических нарушений.

Система МСПП призвана влиять па улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, находящихся в зоне так называемых факторов риска. В связи с этим основной функцией системы МСПП в процессе оздоровительно-воспитательной работы является хорошо организованная система контроля, который проводится прежде всего в виде текущих наблюдений за повседневным состоянием здоровья ребенка, а также наблюдений за динамикой здоровья и развития. Текущий контроль осуществляется ежедневно и многократно в течение дня по показателям здоровья (температура, стул, зев, кожа) и поведения, а на первом году жизни – по динамике массы тела.

Главным документом, в котором врач, делая записи, фиксирует данные текущего контроля, является история развития – унифицированная форма 112 (У.ф. 112). Контроль за динамикой здоровья и развития – основной раздел профилактической работы педиатра при проведении первого этапа диспансеризации в условиях поликлиники, дома ребенка, детского дома, реабилитационного центра, ПМПК.

Основные задачи контроля – углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в определенные возрастные периоды и назначение соответствующих рекомендаций в целях обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья; раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения, а также для профилактики формирования хронических болезней.

При осуществлении контроля за здоровьем ребенка каждый осмотр педиатра состоит из четырех разделов:

1) исследование состояния здоровья по критериям (показателям) здоровья;

2) заключение о состоянии здоровья, комплексная оценка с определением группы здоровья;

3) назначение рекомендаций в зависимости от группы и состояния здоровья ребенка;

4) оформление этапного эпикриза в истории развития.

При исследовании состояния здоровья ребенка надо

учитывать следующие основные критерии:

– наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, генеалогический, биологический и социальный анамнез;

– уровень физического развития и степень его гармоничности;

– уровень нервно-психического развития;

– резистентность и реактивность организма;

– функциональное состояние организма;

– наличие или отсутствие хронических болезней и врожденных пороков развития.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности критериев (показателей), исследованных во время осмотра ребенка.

Наиболее широкое представление о состоянии здоровья ребенка дает не диагноз, а группа здоровья.

Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установленные для каждого возраста. Им назначают только профилактические и оздоровительные воздействия.

Для детей II группы здоровья сроки обследования устанавливаются чаще в зависимости от характера отклонений; данные дети нуждаются в специальных и индивидуальных назначениях: оздоровительных, лечебных, о режиме дня, питании, физическом воспитании, закаливании, симптоматическом лечении в соответствии с конкретной причиной и функциональными отклонениями, определяющими группу. Некоторые дети II группы должны находиться под систематическим наблюдением в возрастные сроки и, по показаниям, чаще у специалистов – невропатолога, эндокринолога и других – в зависимости от фактора риска в целях своевременного выявления возможных отклонений.

Дети 111–V групп наблюдаются педиатром и врачами- специалистами в сроки, установленные для диспансеризации больных, состоящих на диспансерном учете. Такие дети нуждаются в систематическом лечении, проведении специальных мероприятий в зависимости от основного диагноза, в изменении режима питания, физического воспитания, закаливания. Часто этим детям необходимо лечение в стационаре и санатории.

При отнесении детей ко II–V группам не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, может оказаться достаточно и одного из них. Группу здоровья определяют по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

В соответствии с изменением состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) педиатр в процессе длительного динамического наблюдения может изменить группу здоровья ребенка.

Переход из одной группы здоровья в другую с улучшением состояния здоровья – процесс постепенный, даже медленный. Ухудшение состояния здоровья происходит быстрее. Это связано с возможностью быстрого формирования длительно текущей хронической болезни после перенесенного острого заболевания. Ухудшение может происходить и внутри группы в случае появления у ребенка одновременно нескольких отклонений в состоянии здоровья или наличия факторов риска. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения и специального оздоровления.

Деление детей на группы по уровню здоровья в системе МСПП служит важнейшим критерием для оздоровления, лечения, наблюдения за ними, т.е. обусловливает назначение рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, воспитательным воздействиям и т.п.

В процессе регулярных посещений специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений.

Деятельность МСПП направлена:

1) на помощь в выборе индивидуального маршрута с использованием возможностей как государственных образовательных структур, так и негосударственной системы образования;

2) разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ деятельности необучающимися в образовательном учреждении;

3) реализацию специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс в рамках обеспечения целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи помощи (медицинской, психологической, социально-бытовой, педагогической); содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей; реализацию современных педагогических технологий в учреждениях системы специального образования; поддержку общественно-педагогических инициатив, обеспечивающих правовые гарантии свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями; привлечение СМИ для освещения результатов инновационных технологий в области специального образования.

Медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, которые дополняя работу государственных структур, инициируют новые подходы к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, ориентированной на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Базами МСПП являются ПМПК, ПМСЦ, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

В нашей стране система ранней диагностики и коррекции недостатков развития находится на этапе формирования, тогда как за рубежом имеется богатый научно-практический опыт применения различных программ "раннего вмешательства", который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Об этом свидетельствует прогресс в изменении уровня независимой жизни людей с различными физическими и психическими ограничениями. Люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20–30 лет назад. Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особыми потребностями как равноправного члена. Большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома. Они могут так же, как их здоровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать.

Развитие системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи в России происходило через развитие системы МСПП и осуществляется на базе действующих ПМСЦ и ПМПК и служб.

Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей обязательное участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Эффективность деятельности учреждений системы МСПП характеризуют следующие показатели:

– рост востребованности служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

– увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

– качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности); нормализация внутрисемейных отношений;

– качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.