Ранний возраст

Возрастной период от года до трех лет называют ранним возрастом. К концу первого года — началу второго ребенок обретает новую степень свободы. Он начинает самостоятельно ходить, перед ним открывается новый, безграничный мир. Ребенок с упоением начинает осваивать его, по словам М. Малер, у него начинается "любовный роман с миром". Задача матери на этом этапе — поддерживать ребенка, быть рядом с ним и в то же время не сдерживать его, давать ему свободу, но при этом не стимулировать его активность, не стремиться ускорить развитие. Излишняя осторожность матери на этом этапе может привести ребенка к зависимости от нее в дальнейшей жизни, а подстегивание самостоятельности может обернуться слишком ранней сепарацией, разрывом эмоциональных связей. Мать должна найти баланс между тем, чтобы дать ребенку свободу, возможность уходить от нее, и ощущением, что она всегда рядом.

В этот период фигура отца начинает приобретать для ребенка все большую значимость. Отец разбивает симбиотические отношения матери и ребенка. Семья теперь предстает перед малышом как тройственный союз. Кроме того, отец — это дополнительная защита, и если на какое-то время матери не окажется рядом, то ребенок сможет обратиться за поддержкой к нему. Таким образом, ребенок становится менее зависимым от одного лица. В триаде, помимо опыта взаимодействия втроем, ребенок приобретает также ценный опыт быть на какое-то время исключенным из взаимодействия — ведь бывает так, что родители общаются между собой, не включая во взаимодействие ребенка, а потом вновь обращаются к нему. Таким образом, ребенок узнает, что состояние одиночества когда-нибудь заканчивается, и он опять будет любим.

Взаимодействие с ребенком матери и отца имеет свои особенности. Взаимодействие матери с ребенком носит интимный характер, игра матери является продолжением формы ухода. Взаимодействие с отцом дистантно, это чаще силовые игры и игры в пространстве, отцы привносят во взаимодействие с ребенком больше стимуляции и возбуждения. Игры с отцами способствуют развитию моторики, координации, телесности и образа тела, отец стимулирует исследовательскую активность ребенка.

Отношение к ребенку отца и матери имеет разную структуру: в материнском отношении определяющим является эмоциональный компонент, в отцовском — поведенческий, общий стиль воспитания.

В период раннего детства начинается формирование полоролевой идентичности. Именно в семье, от близких ребенок узнает, кто он — мальчик или девочка. Родители поддерживают и поощряют те формы поведения, которые "соответствуют" полу ребенка, одевают ребенка, как положено мальчику или девочке, покупают "правильные" игрушки. В этом возрасте ребенок уже знает, какого он пола, но еще не знает, что это означает. Понятие пола, так же как и понятие времени, лишь постепенно становится константным для ребенка.

Ведущей в раннем детстве становится предметно-орудийная деятельность, в процессе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами. Овладение предметными действиями, конечно, невозможно без участия взрослого. Взрослый является носителем образцов, открывает ребенку культурно заданный способ действия с предметами. Овладение действиями соотнесения предметов, вкладывания (пирамидки, матрешки), умение пользоваться ложкой и т.п. являются важным показателем нормального развития в этом возрасте. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, критерием правильности действия для ребенка является не результат, а соответствие образцу, который задает взрослый.

Важной задачей родителей на этапе раннего детства является формирование у ребенка гигиенических навыков, в частности, приучение к туалету. Овладение гигиеническими навыками означает развитие функции саморегуляции, является показателем человеческого социального поведения. Психоаналитики склонны рассматривать многие негативные явления в последующих возрастах как результат либо слишком раннего, либо слишком жесткого приучения к туалету. Правда, современные исследователи не оценивают это событие как столь значимое.

Ребенок раннего возраста еще связан конкретной ситуацией, восприятие его аффективно окрашено, психические функции еще окончательно не отдифференцировались друг от друга. Память ребенка раннего возраста двигательная, эмоциональная, частично образная, она непроизвольна и проявляется в узнавании. Речь развивается очень интенсивно. Происходит освоение прагматических аспектов речи (интонации, паузы, формы обращения).

Желания ребенка неустойчивы и все обладают одинаковой силой, так как в раннем детстве еще нет соподчинения мотивов. Поэтому ребенка легко отвлечь, он быстро переключается с одного занятия на другое. Эту особенность детей раннего возраста взрослые с успехом используют во взаимодействии с ними.

Около двух лет появляются первые "символические образы", т.е. ребенок может представлять событие или предмет (изображать его, притворяться им), которые отсутствуют в его поле восприятия; возникает отсроченное подражание. Первые символизации ребенок осуществляет с помощью собственного тела[1].

К концу раннего возраста появляются первые игровые действия, которые еще не являются игрой в подлинном смысле слова, а представляют собой некоторые цепочки игровых действий. Возникают первые замещения одного предмета другим, что говорит о появлении способности к различению обозначаемого и обозначающего, о начале перехода от наглядных, конкретных действий к действиям символическим ("как будто"), о начале развития знаково-символической функции.

Центральным новообразованием, появляющимся к концу раннего возраста, является, по определению Д. Б. Эльконина, "личное действие". Личное действие — это действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому. Это проявляется в появлении личного местоимения первого лица — "Я", он уже не говорит о себе в третьем лице. Возрастает требование ребенком самостоятельности, все чаще звучит фраза "Я сам". Все это свидетельствует о появлении самосознания, автономии от взрослого[2].

Завершение раннего возраста и переход к дошкольному знаменует собой кризис трех лет, кризис негативизма. Это кризис социальных отношений, выделения своего "Я", перестраивающий сложившуюся систему отношений ребенка со взрослыми. По мнению Эльконина, отделяясь от взрослого, ребенок в то же время устанавливает с ним более глубокие отношения. Ребенок выстраивает границы между собой и взрослым, а границы, как известно, выполняют двоякую функцию — и разделяют, и связывают.

Попытаемся обобщить, к чему сензитивен ребенок раннего возраста. Прежде всего, это сензитивность к развитию предметно-орудийных действий, к формированию половой идентичности, к контролю телесных функций. Сферы сензитивности определяют и факторы риска. Это неполная семья, т.е. отсутствие образцов для полоролевой идентификации и опыта триадических отношений (как правило, отсутствие отца), отсутствие совместной предметной деятельности со взрослым, слишком жесткое приучение к туалету или попустительское отношение к этому взрослых, а также гиперопекающее поведение матери, которое тормозит развитие автономии ребенка. На этапе раннего возраста адекватной формой психологической помощи ребенку является психологическое консультирование родителей, психотерапевтическая работа с отношениями "мать — ребенок", развивающие и коррекционные занятия.

Среди наиболее типичных поводов для обращения за психологической консультацией родителей детей раннего возраста можно выделить следующие:

• проблемы речевого развития, запаздывания в появлении активной речи;

• проблемы в достижении ребенком автономии;

• приучение ребенка к опрятности[3].

Какими бы "естественными", легко объяснимыми ни казались эти проблемы, в любом случае психологу важно выяснить, что кроется за этой проблемой — неправильная ли организация взаимодействия в семье, игнорирование ли родителями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка или более серьезные проблемы, которые требуют привлечения других специалистов.