Лекция I. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ И ГУМАНИЗМ

Никто с бо́льшим правом, чем Франческо Петрарка (1304– 1374), не может претендовать на то, чтобы считаться первым человеком Ренессанса, тем самым человеком, с рождения которого эпоха и начиналась. Речь о нем по необходимости заходит в разных главах книги, в том числе при изложении истории итальянского гуманизма (гл. 5) и, конечно, в связи с развитием основного лирического жанра эпохи – сонета, всеевропейская судьба которого сложилась как долгое выяснение отношений с традицией Петрарки в XVI в. (см. гл. 10 "Петраркизм и судьбы европейской поэзии").

Однако это не отменяет потребности взглянуть на Петрарку в контексте его собственной жизни и биографии, собрав воедино все, что мы знаем о нем как о деятеле Возрождения, как о личности нового типа. Ведь особенностью этой личности была интенсивность превращения ею в материал культуры собственного индивидуального опыта, прожитой жизни. Вне ее, во всяком случае вне отношения к жизни, не может быть прочитана его поэзия, то, что помнится сегодня лучше всего, чем Петрарка остался в памяти читателей – как автор "Книги песен", посвященной донне Лауре.

Рожденный в семье изгнанника-флорентийца, ранние годы Франческо проводит в переездах, но в 1312 г. семья обосновалась в Авиньоне. Здесь, вблизи папской курии, завязываются отношения, делаются дела, которыми занимается юрист сер Петракко. Его сын также будет изучать право – в Монпелье, а затем в университете Болоньи. Но делает это он без большого желания, по настоянию отца, смерть которого в 1326 г. приносит ему небольшое наследство и освобождает от дальнейшего исполнения нелюбимой обязанности. Начинаются четыре года светской жизни, дружеского общения. С юности его ближайшим другом становится Джакомо Колонна, происходивший из влиятельнейшей римской семьи, покровительством которой будет пользоваться Петрарка.

К этому же времени относится и его первая встреча с донной Лаурой. Петрарка впервые видит ее 6 апреля 1327 г. в церкви

Св. Клары в Авиньоне. Так по крайней мере он запишет среди других знаменательных для него дат на форзаце тома Вергилия, представлявшего собой старинный пергаментный кодекс, семейную реликвию. Стихи Петрарка начал писать еще ранее, итальянские и латинские, но теперь складывается главная книга, работа над которой займет всю жизнь, – "Canzoniere" ("Книга песен"),

В 1330 г. Петрарка поступает на службу к кардиналу Джованни Колонна, будучи на положении члена этой семьи, и одновременно вступает в духовное сословие. Служба не особенно обременяет его и дает возможность путешествовать по Северной Франции, Фландрии и Германии. Однако после первого своего посещения Рима в 1337 г. и морского путешествия в Испанию (возможно, также и в Англию) Петрарка все-таки выбирает творчество и уединение в Воклюзе на берегу речки Сорги. С небольшими отлучками он остается там вплоть до 1353 г. Оттуда он наносит визиты, совершает поездки, оттуда же отправляется весной 1341 г. в Рим для того, чтобы быть увенчанным лавровым венком поэта (подробнее об этом см. в § 2.2). Полученные им от папы синекуры в виде приходов (каноникатов) обеспечивают доход, но фактически не требуют его присутствия для исполнения священнической обязанности.

Все это время продолжается работа поэта и ученого-гуманиста. Петрарка пишет латинскую поэму "Африка" и подражания "Буколикам" Вергилия, цикл итальянских поэм "Триумфы" (начатый "Триумфом любви" в 1339 г.). Продолжает жизнеописания "преславных мужей", пишет трактаты и множество писем (сборник "Повседневные письма"), которыми нс только поддерживает дружеское общение, но и участвует в жизни своего времени. "Письма без адреса" принадлежат к числу созданных Петраркой инвектив, в данном случае на обличение папского двора. В 1347 г. поэт направляется в Рим, откликнувшись на приглашение римского трибуна Кола ди Риепцо, совершившего переворот, с тем чтобы восстановить свободу античного пародонравия. Однако Петрарка не доехал до Рима, испугавшись в последний момент.

Следующий, 1348 г., трагический для всей Европы, стал годом и личных утрат: чума унесла донну Лауру и друга-покровителя кардинала Колонна.

В 1353 г. Петрарка навсегда покидает разоренный событиями Столетней войны Воклюз и поселяется в Милане при дворе тиранов Висконти, вызывая тем неудовольствие общественного мнения. Однако поэт ощущает себя независимым от любого правителя, при котором ему приходится существовать: не он при них, а они при нем, как он пишет Боккаччо. Следуя этому убеждению, Петрарка рассылает письма вплоть до императора и папы, побуждая их к тем или иным политическим решениям с целью способствовать восстановлению единой Италии.

В 1361–1369 гг. Петрарка преимущественно живет в Венеции, но к концу десятилетия возводит "новый Воклюз" близ Падуи, где и проводит свои последние годы с дочерью, ее мужем и внучкой. До последнего дня он не оставляет своих обычных творческих занятий: "Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим" (из письма к Боккаччо). Среди прочих трудов он работает над "Старческими письмами" и "Письмом к потомкам", которое должно было стать его автобиографией (доведено до 1351 г.). В 1372 г. Петрарка завершает последнюю, девятую, редакцию "Книги песен", ставшей его поэтической исповедью.

Петрарка бесконечно редактировал, переписывал свои поэтические и прозаические сочинения оттого, что, стремясь к совершенству, боялся выпустить в свет произведение неготовое, недостойное его славы. Мастерство росло, и познания его становились все обширнее. Однако Петрарку не покидали сомнения в том, истинны ли они: мирская слава, успех, мудрость, – колебания, не оставлявшие поэта на протяжении всей жизни, не дававшие окончательного решения. Он шел от сомнения к сомнению, кружил в них, но все- таки шел, и если что возрастало со временем, крепло в нем, так это убежденность в своем пути и своем праве сказать о своих сомнениях.