Рабочий и национальный вопросы

Еще в начале 1905 г. под влиянием мощной волны стачечного движения правительство вынуждено было созвать специальную комиссию под председательством министра финансов В. Н. Коковцова для разработки законопроектов по рабочему вопросу. Предложенные ею законопроекты об организации больничных касс, создаваемых на средства рабочих и фабрикантов, смешанных арбитражных комиссий на предприятиях для разрешения конфликтов между рабочими и предпринимателями, о сокращении рабочего дня, пересмотре статей закона о наказании за забастовки и порядке досрочного расторжения договоров о найме были переданы в Комитет министров и после долгого обсуждения в нем в 1912 г. внесены в Государственную думу вместе с разработанным в 1908 г. Министерством торговли законопроектом о страховании рабочих. Законы о страховании были введены в 1912—1913 гг. На предприятиях создавались кассы из взносов рабочих и предпринимателей, из которых выплачивались пособия по нетрудоспособности и в случае гибели на производстве кормильца семьи. Но эта социальная мера распространялась только на постоянных рабочих, занятых на основных производствах, которые составляли примерно 20% общего числа лиц наемного труда. Рабочий день сокращался с 11,5 до 10 часов. Однако законопроект о ненаказуемости за участие в стачках был отклонен.

Противоречивостью и непоследовательностью отличалось и законодательство по национальному вопросу, который, наряду с аграрным и рабочим, в многонациональной Российской империи приобрел к началу XX в. особую остроту.

9 губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, расположенные вдоль западной границы Российской империи и имевшие в силу этого важное для нее стратегическое значение, являлись вместе с тем регионами острых социальных, национальных и религиозных противоречий. Преследуя цель укрепления "русского элемента" в этих регионах, Столыпин поставил вопрос о введении в них органов земского самоуправления по образцу великорусских губерний. Но чтобы обеспечить в земствах больше мест русским помещикам и православному духовенству, решено было существенно понизить для них имущественный ценз. Из 9 западных губерний земства решено было ввести в трех белорусских (Витебской, Минской, Могилевской) и трех западпоукраинских (Волынской, Киевской и Подольской) губерниях, поскольку в остальных трех литовских губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) было мало русских помещиков. Принятый Думой в 1910 г. закон был отвергнут Государственным советом, который выступал против расширения земского самоуправления в принципе. В марте 1911 г. Дума и Государственный совет были распущены на три дня, в течение которых земства в западных губерниях были введены царским указом.

В 1912 г. возник так называемый холмский вопрос. 23 июня 1912 г. в Государственной думе прошел закон "О выделении из состава губерний Царства Польского восточных частей Люблинской и Седлецкой губерний с образованием из них особой Холмской губернии". Холмщина с преобладающим в ней украинским населением вводилась в состав русских губерний. Ее было решено использовать в качестве форпоста русификации. На территории вновь образованной губернии устанавливалось великороссийское административное управление, в учреждениях и школах запрещалось общение на польском языке. В ответ па этот акт польские националисты инициировали антирусскую кампанию в Государственной думе и в печати. Активно действовало католическое духовенство. Одновременно подняли свой голос западноукраинские националисты во главе с известным профессором истории М. С. Грушевским, объявившие Холмщину "колыбелью украинства". В Думе в защиту православия от "униатства и католичества" в Холмской губернии выступил умный и энергичный епископ Люблинский и Холмский Евлогий (один из инициаторов разработки закона о выделении Холмщины из состава Царства Польского).

Под влиянием революционных событий в России в конце 1905 г. Финскому сейму были возвращены законодательные права, в Финляндии вводилось всеобщее избирательное право. Однако после поражения революции самодержавие пошло па ограничение автономии Финляндии. В 1908 г. был издан указ, по которому из ведения сейма изымались вопросы воинской повинности, а по закону 1910 г. и вопросы о налогах, охране государственного порядка, денежной системе, таможенном тарифе и пр. Все это передавалось в ведение Государственной думы.