Путь к журналистской профессии

И еще один очень важный аспект, который нельзя обойти вниманием. Сегодня в российском обществе активно дискутируется проблема подготовки журналистских кадров. Вечный вопрос, что лучше – осваивать специальность на факультете журналистики или учиться в процессе работы непосредственно в редакционном коллективе, до сих пор остается "открытым". Более того, на него, как нам кажется, и нельзя дать однозначного ответа. Он по сути риторический, так как примеров и того и другого порядка предостаточно. Видимо, сакраментальное "у каждого человека свой путь к Профессии, как и своя творческая Судьба" здесь подходит лучше всего. Главное в другом – значишь ли ты что-то для общества в этой Профессии?

Нас более интересует и иной аспект профессиональной подготовки, причем специалистов любого профиля. Ведущие политологи, социологи, психологи, педагоги страны озабочены сегодня тем, что современное образование предельно рационализировано и вербализировано, из него выхолощен эмоциональный элемент, а гуманитарная база ограничена. Как справедливо замечают коллеги-философы, это приводит к распространению в обществе профессионально-компетентного, но бездуховного индивида. Ведь переход от техногенной к антропогенной цивилизации и гетерогенному обществу вызывает к жизни другой набор человеческих качеств. Требуются профессионалы-универсалы, способные, во-первых, быстро приспосабливаться к любым изменениям, во-вторых, в беспредельно большом мире Интернета находить нужную информацию, в-третьих, анализировать эти объемы информации.

Профессор Массачусетского технологического Института Г. Т. Маркс, размышляя о специфике подготовки молодых людей к профессиональной деятельности[1], высказал несколько постулатов общеметодологического характера. Так, в частности, он убежден, что при обучении "следует придавать больше значения тому, чтобы эксплицировать свое понимание мира и мудрость, которую мы передаем неформально. Я считаю, что образ профессии, который представляется студентам в вузе, является неправомерно стерильным, официальным и схоластическим. Он неадекватно готовит обучающихся к миру, в который они войдут. Для нас, как преподавателей и научных руководителей, императивным требованием должно стать обсуждение и профессиональных, и более личных сторон нашей дисциплины со студентами. Важно научить их видеть общую картину, определить свое место в ней, рефлексировать, почему и как мы выполняем нашу работу, и понять, что придает значение нашей жизни". Для этого американский ученый даже предложил 37 моральных императивов, которые, как ему кажется, будут способствовать эффективному профессиональному становлению будущего социолога. Тон их шутливый, но, как пишет автор, это идеи, в которые он очень верит. Позволю себе процитировать только три из предложенных им императивов. Прочитав их, я думаю, любой преподаватель журфака обеими руками будет голосовать за них:

"1. Развивайте привычку критического мышления, оценки и наблюдения:

• имейте свое мнение, выражайте его, приводите доказательства в его пользу;

• четко выделяйте критерии, которые используете при оценке, умейте расставить приоритеты;

• будьте страстными!

2. Пишите ясно и логично:

• работайте над формой и ОГЛАВЛЕНИЕм;

• читайте художественную литературу и поэзию;

• откройте силу метафоры, цените эстетические качества языка;

• постоянно редактируйте себя, читайте свою работу вслух, совершенствуйте ее, рассматривайте как черновик до выхода в свет.

3. Пишите везде, все время, по любому поводу:

• всегда с собой блокнот и карандаш;

• особенно плодотворны для этого скучные мероприятия;

• когда не спится, или рано проснувшись;

• записывайте идеи со сна, иначе потеряете;

• сочиняйте везде и пишите на всем, что сохраняет карандашные каракули...".