Пути решения

Главной мерой но решению проблем трудоустройства молодежи как раньше, так и в нынешний период "великой рецессии" являются всесторонние, комплексные и, главное, скоординированные посредством межгосударственных соглашений и более активного участия международных межправительственных и общественных организаций усилия государств (развитых и развивающихся), которые должны быть направлены на формирование условий для достижения максимально возможной в современных условиях сбалансированности спроса и предложения на глобальном и локальных (региональных, национальных) рынках труда, при расширении глобальной занятости и особенно возможностей для трудоустройства молодежи.

Страны, которые благодаря процессам экономической глобализации и транснационализации сделали ставку на расширенное использование либо исключительно дешевого труда, либо исключительно квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, должны понимать, что оборотной стороной подобной стратегии развития национальных рынков труда могут стать не только высокие экономические — неэффективное использование национальных трудовых ресурсов и увеличение расходов на социальное обеспечение неработающих граждан (разумеется, при наличии развитой системы социальной защиты), — но и часто значительно более высокие, общественные издержки в форме социальной изоляции молодежи и молодых работников (отсутствие возможностей для постоянной занятости и профессионального роста), увеличения числа экономически неактивных молодых граждан (т.е. не стремящихся к самореализации в труде) и в конечном счете маргинализации значительных групп молодежи (стремление к самореализации в различных видах антиобщественной и антигосударственной деятельности). Сами по себе глобальные экономические трансформации не могут изменить сложную ситуацию с глобальной застойной безработицей к лучшему. Более того, эти процессы могут ее усугубить. Экономическая глобализация и транснационализация не гарантируют увеличения количества и улучшения качества рабочих мест.

Особое внимание современные исследователи международного разделения труда уделяют анализу возможностей разрешения основных противоречий в процессах формирования мирового рынка труда на основе выработки и реализации международных трудовых норм и правил. При анализе динамики социально-трудовых отношений в различных зонах современной мировой экономической системы особое внимание ученые обращают на изучение трансформации современной системы производства в "традиционных" индустриально развитых странах и влияние этой трансформации на процесс международного разделения труда и разделение труда в рамках национальных экономик стран "центра", "полупериферии" и "периферии" системы современных обществ и мирового хозяйства.

Специалисты анализируют сущность нового этапа научно-технического прогресса и современный процесс трансформации "традиционного" промышленного производства стран "центра" в направлении поиска новых "безграничных" ресурсов для развития. При этом они рассматривают различные аспекты и последствия процесса поглощения "социального ресурса" современной мировой экономикой. В связи с этим следует обратить внимание на исследования процессов и проблем миграции трудовых ресурсов в современной мировой экономической системе.

В соответствии с результатами современных исследований международного разделения труда важно обратить внимание на возрастание роли информационной экономики и экономики знаний в современной производственной системе и мировом хозяйстве, переориентацию производства на создание продукции, обладающей созданной знанием стоимостью. Особое внимание обращается на трактовки понятия "созданная знанием стоимость", на возрастающую роль продукции, обладающей подобной стоимостью, в изменениях экономической системы и социально-трудовых отношений стран, принадлежащих к различным зонам мирового хозяйства. Также исследователи уделяют много времени изучению роли интеллектуального (человеческого) капитала в трансформации производственной системы стран "центра" мировой экономики и в эскалации процесса транснационализации. Они рассматривают различные аспекты влияния транснационализации на трансформационные процессы в современной производственной системе, изменения в системе потребления стран "центра", "полупериферии" и "периферии", и особенно на роль демонстрационного эффекта в изменениях современной производственной системы и системы международного разделения труда. При этом обращается внимание на процесс транснационализации и ускорение перетоков инвестиционного капитала в мировой экономике.

Специалисты считают, что необходимо исследование регулирующей роли стран "центра" мировой экономической системы в процессе распределения инвестиционного капитала и доходов от его использования в странах "полупериферии" и "периферии", а также степени влияния международных финансовых центров и институтов на трансформацию системы международного разделения труда. Не следует игнорировать изучение различных международных организаций (ООН, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), влияющих на интеграционные процессы и регулирование мировой экономики, международных социально-трудовых отношений. Особое внимание в ряду этих организаций уделяется специфике деятельности МОТ.

Исторический экскурс.

Международная организация труда была основана в 1919 г. и является одной из старейших международных организаций. Создание МОТ было обусловлено рядом факторов, таких как рост рабочего движения в индустриально развитых странах и мире в целом, углубление дифференциации в доходах между различными социальными группами индустриального общества, ухудшение социально-экономического положения работников, рост социально-политической напряженности в мире, политические конфликты и революции в начале XX в., Первая мировая война и ее негативные социальные и экономические последствия. Важным этапом развития деятельности МОТ стала филадельфийская сессия Международной конференции труда и принятие Филадельфийской декларации 10 мая 1944 г., основные положения которой гласят, что: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения — необходимые условия для постоянного прогресса; все люди имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и уважения достоинства, экономической стабильности и равных возможностей для самореализации. При этом особое внимание уделяется принципу социальной справедливости и его воплощению в положениях декларации.[1]

Следует отметить, что с МОТ активно сотрудничают другие международные организации в сфере регулирования социально-трудовых отношений: Международная конфедерация свободных профсоюзов, Всемирная конфедерация труда, Всемирная федерация профсоюзов, Организация африканского профсоюзного единства. Нормотворчество МОТ воплощается в документы двух видов: международные трудовые конвенции и рекомендации, которые принимаются на Международной конференции труда. Конвенции становятся юридически обязательными после их ратификации страной — участницей МОТ, однако даже не ратифицированные конвенции все равно служат ориентиром для национальных законодательств и практической работы по регулированию социально-трудовых отношений.

На протяжении многих десятилетий работы МОТ была выработана целая система международных норм, которая включает запрет принудительного труда, свободу объединений, равенство возможностей, содействие занятости, профессиональную подготовку, социальное обеспечение, условия труда, охрану труда, защиту материнства, минимальный возраст приема па работу, защиту трудящихся-мигрантов. Эти международные нормы МОТ трансформирует в конвенции и рекомендации. Международная организация труда пытается контролировать применение и соблюдение международных трудовых норм, каждая страна — участница МОТ обязана регулярно представлять в Международное бюро труда доклады о мерах по применению конвенций и рекомендаций МОТ. Эти доклады проверяются Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций, ежегодно представляющим доклад на Конференцию.

Кроме того, контролю за соблюдением международных трудовых норм способствуют такие процедуры, как представления организациями предпринимателей и трудящихся жалоб па несоблюдение какой-либо страной — участницей МОТ ратифицированной ею конвенции. Каждое государство, входящее в МОТ, имеет право подать в Международное бюро труда жалобу на другую страну — участницу МОТ, которая не обеспечивает соблюдение конвенций в должной мере. Однако существующие процедуры контроля нуждаются в повышении эффективности.

Конвенции МОТ имеют также важное общественно-политическое значение, поскольку правительства стран — участниц МОТ часто ориентируются в формировании собственного трудового законодательства на эти конвенции. Положения нормативных актов МОТ часто используются в качестве основы при разработке национальных законов. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, поэтому не обладают юридической силой, однако часто принимаются одновременно с конвенциями, дополняя и развивая их. Цель рекомендаций — ориентировать национальные программы регулирования социально-трудовых отношений. Нормотворчество МОТ представляет собой постоянный процесс социального диалога между органами государственной власти, профсоюзами и союзами работодателей.