Пути активизации социальной работы на селе

Как показывает практика, важным средством активизации социальной работы на селе являются опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Рассмотрим позитивные социально-психологические факторы, которые необходимо учитывать при активизации социальной работе на селе.

1. Тесное срастание со средой обитания. Для сельского жителя общие условия и ресурсы окружающей природной среды — плодородие или состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и т.д. — остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Как правило, сельские жители досконально знают особенности своей местности. Причем экологическая составляющая определяет выбор системы земледелия, состав культивируемых растений и пород животных, соотношение разных отраслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы коммуникаций и даже конкретные формы социальных общностей. Из природной среды сельский житель традиционно через средства для укрепления своего здоровья, лечения болезней, в процессе хозяйственной деятельности ориентируется на многолетние наблюдения за погодно-климатическими закономерностями в их взаимосвязи с различными природными явлениями. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, — важнейший источник формирования национального характера, оздоровления и организации жизнедеятельности сельских обществ.

2. Личное подворье. Исторический опыт жизнедеятельности сельской семьи свидетельствует, что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье. Независимо от существующего общественного строя, политической и экономической ситуации в стране, трудясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд на личном подворье — самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью шесть соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырех человек. Но это возможно только при правильном ведении хозяйства. Поэтому социальные работники и социальные педагоги должны вооружать сельских жителей сельскохозяйственными знаниями, повышать культуру сельскохозяйственного производства.

3. Приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянство по-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной и всякой иной деятельности. Зависимость хозяйственной деятельности и всего жизненного уклада общества от природы диктовала ориентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных от предков. Отход от производственного и экологического опыта многих поколений мог обернуться катастрофой. Запрограммированные природным воздействием консерватизм и приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума, условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и др. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального педагога и социального работника.

4. Роль семьи. Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как форма правильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие "семья" вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе — это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от се способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и соответственно источников доходов. Это в свою очередь снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видов занятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.

5. Роль систем неформальной поддержки. В сельской местности взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимозависимости друг от друга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем к поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: "натуральная" помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и др. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, — важное средство социальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать социальному педагогу и социальному работнику.

6. Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.

7. Роль общественного мнения. В пространственно-ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. Например, действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители-"чужаки", т.е. те, которые не были изначально его жителями — "своими" в сознании местных селян. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в отдельности.

Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности, и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности, использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказание помощи человеку, его семье, общине.

В социальной работе на селе важно также учитывать специфику образа жизни крестьян, традиции, роль церкви, природы и быта, а также широкую сеть социальных "приспособительных приемов": образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Население, даже если и будет гомогенным по конфессиональному или этническому признаку, различается по таким показателям, как достаток, пол, возраст и профессионально-квалификационная группа. Поэтому социальному работнику, имеющему дело с сельскими клиентами, занимающемуся разрешением социальных проблем села, необходимо учитывать эти различия, поскольку профессиональное вмешательство, как правило, требуется осуществлять адресно, учитывая специфику социокультурной группы. Социальный работник в этом случае должен отчасти быть еще и этнографом или социальным антропологом.

Еще один принцип социальной работы на селе — это комплексный характер социальных услуг. Такие специализированные сервисы, которые можно найти в городских условиях, — реабилитационные центры для детей-инвалидов, кризисные центры для женщин, приюты для детей и подростков и многие другие, — трудно организовать отдельно в условиях села. Центры социального обслуживания на селе, по сути, должны представлять собой квинтэссенцию всевозможных сервисов, быть комплексными службами, способными разрешать многосторонние проблемы. Соответственно подготовка сельских социальных работников не может оставаться узкоспециализированной.

Сельские жители вряд ли будут оценивать качество социальной работы только по диплому специалиста. Им необходимо видеть реальные результаты профессионального труда, поэтому в действительности сельский социальный работник только тогда будет успешен, известен и оценен по достоинству, когда, не ограничиваясь задачами конторского служащего, сможет провести индивидуальную консультацию, групповую беседу, организовать группу поддержки, поднять общину на коллективное действие.

Здесь имеются в виду усилия специалиста, направленные на организацию общего дела, например по охране порядка, уборке, рытью колодца или помощи инвалиду, дающие возможность повлиять на администрацию поселка или района, чтобы получить финансирование для тех или иных нужд села. Тот же самый специалист должен быть в состоянии обсудить проблемы детей с директором школы, войти в состав рабочей группы негосударственного фонда по проблемам пожилых сельчан и координировать банк одежды или банк нищи для беженцев.

Для того чтобы выполнять такую межведомственную и многопрофильную координацию, социальный работник на селе обязательно должен обладать умениями налаживать и поддерживать горизонтальные и вертикальные связи как внутри сельской общины, так и вне се. Горизонтальные связи выступают залогом устойчивости сельского сообщества.

Горизонтальные связи подразумевают контакты и отношения с теми, кто предоставляет другие виды услуг, и просто с влиятельными людьми общины (учитель, врач, руководитель администрации, священник и др.). На селе, где большинство людей лично знакомы, а многие еще и родственники, эти связи являются во многом неформальными и могут способствовать более легкому доступу к тем или иным услугам, а возможно, стать основой некоего проекта.

Вертикальные связи касаются отношений с внешним окружением общины: районные, областные и федеральные власти, государственные и негосударственные организации, от которых в большей или меньшей степени зависит работа местных школ, больниц и учреждений социального обслуживания. Социальный работник может выполнять посредническую функцию, выступая за права сельских потребителей социальных, образовательных и медицинских услуг, добиваясь переговоров различных сторон и разрешения трудных вопросов в самых разнообразных ситуациях.

С одной стороны, здесь имеются в виду ситуации, когда община получает дополнительные ресурсы и дополнительные проблемы из-за близости к строящемуся терминалу по уничтожению остатков химического оружия или испытывает экономическое развитие по причине "раскручиваемого" в этой местности туризма. С другой стороны, речь может идти и об обратной ситуации, когда деревня переживает кризис и буквально вымирает из-за упадка сельского хозяйства, безработицы, алкоголизма или интенсивной эмиграции молодежи.

Социальный работник на селе может испытывать трудности из-за того, что жизнь в сельской общине прозрачна, все профессиональные и личные проблемы выставлены напоказ. Поэтому личные предубеждения к социальному работнику со стороны сельских жителей, часть которых влияют на принятие решений, могут помешать при продвижении им (или ею) той или иной идеи, важной с точки зрения социального развития на селе. Наверное, конфликт ценностей социальной работы и ценностей местного сообщества неизбежен, как и во многих ситуациях в городской среде, когда возникают с трудом разрешаемые дилеммы.

В целом, социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.