Публичные слушания

Публичные слушания – новый институт участия граждан в осуществлении местного самоуправления, впервые получивший свое нормативное закрепление в Федеральном законе № 131-ФЗ. Публичные слушания состоят в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.

Конституционно значимые аспекты данного института раскрыты в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О. Как следует из этого решения, публичные слушания рассматриваются Конституционным Судом РФ как одна из гарантий права на местное самоуправление, обеспечивающая выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающий условия его проживания и жизнедеятельности. Назначение публичных слушаний состоит в выявлении именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, а потому процедура их проведения не может ограничиваться сбором предложений и замечаний по указанным вопросам, но предполагает необходимость их публичного обсуждения. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, как они интерпретированы Конституционным Судом РФ исходя из смысла ст. 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Нормативное ОГЛАВЛЕНИЕ института публичных слушаний на федеральном уровне определяется не только положениями Федерального закона № 131-ФЗ, но и также нормами и. 3 ч. 1 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ч. 3, 11–13 и 18 ст. 24, ст. 28, ч. 3, 11–15 ст. 35, ч. 1 ст. 32, ч. 2–10 ст. 39, ч. 4 и 5 ст. 40, ч. 5–13 ст. 46 и ч. 3 ст. 63 ГрК РФ; в единичных случаях положения, касающиеся порядка проведения публичных слушаний, содержатся в специальных законах субъектов РФ[1]. Основными

же правообеспечительными актами в данном случае выступают Положения о порядке проведения публичных слушаний[2], принимаемые представительными органами муниципальных образований.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые но инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Очевидно, что использование института публичных слушаний как весьма перспективной согласовательной формы демократической коммуникации населения и муниципальной власти должно быть расширено, в частности за счет установления обязательности проведения публичных слушаний по вопросам установления тарифов на услуги муниципальных учреждений и предприятий, имея в виду, что их деятельность непосредственно связана с публичным обслуживанием населения и удовлетворением основных жизненно важных потребностей граждан.