"Публичная" трансформация проблемы

Помимо юридических и конституционных элементов, включение той или иной публичной проблемы в системную или институционную повестку испытывает на себе влияние когнитивного и нормативного измерения. Это означает, что проблема должна быть сформулирована в форме, "понятной" для политико-административного аппарата. Юридическая форма, а вместе с ней и юридическая обоснованность проблемы, должна удовлетворять когнитивным и нормативным представлениям общества о способах функционирования политического пространства.

В этой связи уместно обратиться к наследию немецкого социолога Н. Лумана, который выявил существование особых "кодов" в каждой из социальных подсистем. Говоря о возрастающей функциональной дифференциации в современных обществах, Н. Луман пришел к выводу о том, что эти коды, регулируя внутреннее функционирование каждой подсистемы, лежат в основе сетки их интерпретации, что позволяет упрощать комплексную картину мира.

В таком подходе политическая подсистема наделяется Н. Луманом специфичностью, связанной с ее основной функцией – регулированием других социальных систем, а коды, заложенные в ней, – несколькими бинарными оппозициями (прогрессивный/консервативный, правление/оппозиция, легальный/нелегальный и т. д.). Это позволяет утверждать: для того, чтобы быть записанной в повестку, всякая проблема должна быть "закодирована" или "перекодирована" политической подсистемой для того, чтобы была выработана подлинная альтернатива.

Таким образом, включение той или иной публичной проблемы в политическую повестку является итогом взаимодействия (социологи нередко употребляют понятие "комплексная игра") когнитивных и нормативных логик, лежащих в основе обмена между социальными акторами. Этот обмен не может не учитывать основных элементов "кода" политического поля, под воздействием которого подвергается неизбежно модификации и сама формулировка проблемы.

Как отмечает П. Фавр, политическое поле является своеобразным "преобразователем проблем". Преобразование проблемы на основе кодов политического поля осуществляется чаще всего при помощи генерализации частных случаев, интеграции ценностей или различных логик социальной активности в процессе политического соперничества, основанных на требованиях социальных акторов. Это преобразование формулировки проблемы, точнее, ее "перевод" в политическую повестку, может осуществляться на различных уровнях ранее сформулированных когнитивной и нормативной матрицами. Тот или иной публичный актор может, например, принимать основания ценностей, которые заложены в принципе идентификации проблемы, не принимая или принимая на свой счет другие аспекты. Так, замена льгот денежными выплатами, осуществленная на основе изменения большого числа законов в нашей стране, в момент идентификации проблемы на ценностном уровне, по сути дела, не вызывала возражений большинства представителей общественных и политических организаций. Однако по многим другим аспектам значительная часть ветеранов, а также некоторые политические партии, не поддерживали многие из практических мер правительства. Причем это отрицательное отношение к отмене льгот у многих из них сохранилось, несмотря на активную и наступательную деятельность СМИ в поддержку правительства и предлагаемых им мер. Если обратиться к примеру Мексики, то в этой стране замена льгот на денежные выплаты вызвала решительные действия самых разных сил, выступающих против такого решения, что привело к параличу жизнедеятельности целого ряда городов страны.