Публичная речь как искусство

Произнесение речи, обращенной к достаточно большой аудитории, представляет собой своего рода искусство. Рассмотрим некоторые простые рекомендации, соблюдение которых способствует совершенствованию мастерства публичной речи.

Но прежде – несколько слов о вполне естественном для начинающего, а иногда даже для опытного оратора страхе перед аудиторией.

"Когда мне приходится вставать и начинать говорить, – писал один из слушателей курсов ораторского мастерства, – я чувствую себя таким скованным, так волнуюсь, что не в состоянии ясно мыслить, не могу сосредоточиться, забываю, что я намеревался сказать. Я хочу обрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить, выступая перед публикой. Я хочу научиться располагать свои мысли в логически порядке, ясно и убедительно высказываться перед группой или аудиторией..."

Можно, не боясь преувеличения, сказать, что у всех начинающих ораторов ощущение одно и то же. Они чувствуют себя крайне неуверенно, иногда испытывают даже страх, постоянно теряют нить рассуждения, говорят косноязычно и не совсем о том, о чем намеревались рассказать. Иногда у них даже отнимается язык из страха перед аудиторией и, обреченно махнув рукой, они, скомкав свое выступление, заканчивают его какой-нибудь невнятной фразой.

Никто не рождается оратором, ораторскому искусству, как и всякому искусству, нужно терпеливо учиться.

Великий физик И. Ньютон, заседавший в английском парламенте, за весь срок, на который он был избран, произнес всего одну фразу: он попросил закрыть форточку. Ж. Жорес, один из выдающихся французских политических ораторов своего поколения, в течение года заседал в палате депутатов, не произнеся ни слова, пока, наконец, не собрался с мужеством, чтобы произнести свою первую речь. Она оказалась серой и не произвела никакого впечатления на слушателей. М. Твен вспоминал, что когда он впервые поднялся на кафедру, чтобы прочитать лекцию, то почувствовал, словно рот у него набит ватой, а пульс был такой, как будто он участвует в каком-нибудь состязании на кубок.

Некоторые люди, как бы часто им ни приходилось выступать, всегда ощущают волнение перед началом своей речи, а иногда даже в первые ее минуты.

Американский президент А. Линкольн, проявивший себя как прекрасный оратор и произнесший сотни и сотни речей, так и не смог избавиться от волнения в самом начале речи. Хотя он начал тренироваться в произнесении речей еще в ранней молодости, его компаньон по адвокатской практике вспоминал: "Первоначально он был очень неловок, и казалось, что ему очень трудно приспособиться к обстановке. Некоторое время он боролся с явной робостью и волнением, и это усиливало его неловкость. Я часто видел это и сочувствовал мистеру Линкольну в такие минуты. Когда он начинал говорить, его голос звучал резко, пронзительно, неприятно. Его манера держаться, его осанка, мрачное, желтое, худое лицо, его странные позы, неуверенные движения – все, казалось, было против него, но лишь на короткое время". Через некоторое, непродолжительны, впрочем, время к А. Линкольну возвращались самообладание, искренность, теплота, сосредоточенность и начиналась его подлинная речь.

Тому, кто намерен обучаться ораторскому мастерству, можно дать некоторые простые рекомендации.

Первое и самое важное, что можно посоветовать: постоянно и настойчиво практикуйтесь.

Чтобы научиться плавать, надо войти в воду. Размахивая руками на берегу, никуда не уплывешь. Научиться говорить перед аудиторией можно только постоянно тренируясь и регулярно выступая. Страх, почти всегда одолевающий начинающих ораторов, – следствие их неуверенности в себе, вызванной незнанием того, на что они на самом деле способны. Успешный опыт выступлений скорее, чем что-либо другое, рассеет этот страх. Выработка уверенности в себе, способности говорить спокойно и ясно, выступая перед аудиторией, говорит Д. Карнеги, не представляют и десятой доли тех трудностей, которые воображает себе большинство людей. Это вовсе не талант, дарованный провидением лишь отдельным выдающимся личностям. Это нечто вроде умения играть в гольф. Любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание.

В чем, собственно говоря, могут состоять основания для того, что, стоя перед аудиторий, человек окажется не в состоянии мыслить так же хорошо, как и сидя?

Таких оснований, кроме чисто психологических, разумеется, нет. Напротив, можно предположить, что, обращаясь к группе людей, он будет мыслить и говорить лучше. Присутствие слушателей возбуждает, вызывает подъем. Опытные ораторы с уверенностью скажут, что аудитория – это тот незаменимый стимул, который способен вызывать вдохновение, заставлять ум говорящего работать яснее и интенсивнее. Только работа и практика способны избавить от страха перед аудиторией и принести выступающему уверенность в себе и так необходимую для публичного выступления раскованность.

Второе: готовьтесь к выступлению, твердо знайте, о чем вы собираетесь говорить.

Человек, не продумавший заранее свою речь и не представляющий ясно, о чем он собирается сказать, не будет уверенно чувствовать себя перед слушателями. Скорее всего, он будет неизбежно смущаться, путаться, отступать от первоначально намеченной темы и т.д.

Третье: начинайте речь с настойчивым стремлением достичь своей цели.

Если вы начинаете свою речь без подъема, говорите вяло и слабо, вряд ли такое выступление затронет ум и душу слушателей. Один оратор признавался, что за две минуты до начала выступления, он скорее готов дать себя высечь, чем начать говорить; но за две минуты до окончания речи он согласен, пожалуй, позволить застрелить себя, чем замолчать. Думая о той цели, которую вы стремитесь достичь благодаря своей речи, иногда полезно расширить горизонт своих размышлений. Отдельно взятая речь обычно значит не так много, хотя, конечно, бывают речи, меняющие судьбу тех, кто произнес их однажды. Но в целом искусство говорить – одна из очень важных вещей в жизни человека. Следует постоянно помнить, что никакое другое умение, которым может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру, как способность хорошо говорить.

Четвертое: проявляйте уверенность.

Чтобы чувствовать себя уверенным, полезно действовать так, как если бы вы действительно были уверены. Напрягите всю свою волю – и уверенность, скорее всего, придет.

Как говорил У. Джемс, обычно кажется, что действие следует за чувством. Но на самом деле действие и чувство тесно связаны друг с другом и сложно сказать, что из них стоит вначале. Управляя действием, которое находится под непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем. Чтобы выработать в себе уверенность перед лицом аудитории, старайтесь вести себя так, как если бы вы уже обладали этой уверенностью, и есть основания думать, что она к вам придет. Что может этому помешать, так это банальная неподготовленность к выступлению, неясное представление о том, о чем вы собираетесь говорить.

Пятое: добивайтесь четкой композиции своей речи.

Речь должна быть построена так, чтобы она производила впечатление единого целого, части которого хорошо согласуются между собой. В ней должны быть ясное начало и ясная концовка. Эти вещи встречаются, однако довольно редко. Гораздо чаще начало является невыразительным и растянутым, а конец речи выглядит не как ее итог, а представляет собой серию мало связанных с собою дополнений к основному содержанию. Произнося речь, оратор должен идти напрямик, не задерживаясь, не возвращаясь, не отклоняясь в сторону. Ход речи должен напоминать движение поезда, который не способен отклониться от предписанного ему пути.

Шестое: стремитесь к тому, чтобы в вашей речи чувствовалась свежесть и индивидуальность.

Речь, которую вы произносите, всегда должна быть вашей речью, отражающей своеобразие вашей личности, особый, свойственный только вам склад ума и характера. Не подражайте прямолинейно другим. Вы не похожи ни на кого на свете, и в этом особая ценность и вас, и вашей речи. Безликий текст, который мог бы проговорить и другой человек, вряд ли способен произвести впечатление на слушателей, даже если это чисто информационная речь. В речи должна найти отражение ваша личность. Только в этом случае речь приобретет оригинальность и силу воздействия, станет энергичной и убедительной. В каждом выступлении помимо слов есть отпечаток индивидуальности. Зачастую самое важное заключается не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите.

"В речи имеют значение три вещи, – заметил с долей веселого цинизма один из членов английской палаты лордов, – кто говорит, как говорит и что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третья". Здесь есть, разумеется, элемент преувеличения, но то, о чем говорится в речи, не должно заслонять того, как об этом говорится, и тем более того, кто это говорит.

Седьмое: не следует читать речь по бумажке и не нужно заучивать ее дословно.

Речи, читаемые по бумаге, кажутся чрезмерно официальными, натянутыми и холодными. В них нет живой души и импровизации, которые так ценятся слушателями. О таких речах сложно даже сказать, кем именно они написаны. Записи, используемые оратором, наполовину уничтожают интерес к его выступлению. Важно помнить не саму речь, тем более слово в слово, а те идеи, которые вы намереваетесь изложить слушателям. За продуманными мыслями само собою придет и их словесное выражение.

Восьмое: для хорошего выступления самое главное - ощущение контакта с аудиторией.

Если оратору не удалось наладить живую связь со своими слушателями, его речь остается пустым сотрясением воздуха. Выступление без контакта со слушателями подобно беседе оратора с самим собой. В отличие от подлинной речи, такое выступление не представляет собой послания, идущего непосредственно из головы и сердца оратора к сознанию его слушателей и к их сердцам.

Девятое: стремитесь не говорить равнодушно, без воодушевления, безразлично и вяло.

Даже речь, совершенная с точки зрения композиции, окажется неудачной, если она произнесена без всякой взволнованности, без чувства и без подъема, порожденных глубокой искренностью и страстью.

Десятое: нужно постоянно помнить, что в последнее время сложилась совершенно новая манера публичных выступлений – речь сделалась простой и ясной, без каких- либо специальных словесных украшений, бывших когда-то в моде.

Манера общения с аудиторией стала напоминать манеру общения с отдельным человеком: она стала естественной и простой. Книги по ораторскому искусству оказываются чаще всего не просто бесполезными, а вредными, как раз потому, что они говорят преимущественно о "красноречии", о разнообразных "риторических фигурах", с помощью которых следует "украшать" уже готовую речь. Современная аудитория настороженно относится к словесным фейерверкам, когда-то пользовавшимся успехом. Она хочет, чтобы оратор говорил почти так же просто, как в личной беседе. Публичная речь произносится в естественной манере, хотя и немного аффектированной.

Не следует, разумеется, особо демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству. Слушатели хотят, чтобы вы говорили естественно, как если бы за вашей речью не стояло никакой специальной подготовки. Они должны замечать прежде всего предмет, о котором идет речь, и только потом манеру оратора говорить.

И, тем не менее, нельзя забывать о риторике, понимаемой как специальное учение о красноречии. Риторические приемы, или, как их называли раньше, "риторические фигуры", иногда могут оказаться полезными, при условии, что речь не насыщается ими искусственно и они не отвлекают от того, о чем говорится.

Риторические средства выражения чрезвычайно разнообразны, и здесь можно ограничиться простым их перечислением. К ним относятся, в частности: пример (подробность), сравнение, метафора, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв (восклицание), цитирование,, противопоставление (антитеза), неожиданность, предуведомление, игра слов, намек, описание (парафраза), кажущееся противоречие (парадокс в широком смысле слова), преувеличение (гипербола), предупреждение или выдвижение возражения, мнимый (риторический) вопрос, переименование (синекдоха) и др.

Многие из этих риторических фигур применяются ораторами неосознанно. При подготовке речи или ее произнесении можно сознательно встраивать эти средства в ее структуру. Если это делается с чувством меры, сила воздействия речи возрастает. Речи не составляются с помощью только "чувства и вдохновения". Речи требуют также определенной техники. Но "формальное" и "техническое" в речи не должно отвлекать от основного – от ее содержания.