Публичная политика и политическая легитимация

Политическая легитимация с учетом проводимой в стране публичной политики предполагает акцентировать внимание на символическом измерении публичного действия. С этой точки зрения, слова приравниваются к результатам публичной политики, а то и приобретают большее значение, чем ее результаты. И как подчеркивает М. Эдельман, иногда для тех, кто правит, при помощи слов демонстрируется то, что власть занимается той или иной конкретной проблемой. Работы, написанные в таком подходе, обращают особое внимание на дискурсивные стратегии (словарь, выражения, контекст, аргументации, риторика и т. д.), используемые политическими акторами в рамках публичной политики.

Анализ легитимации позволяет рассматривать и понимать публичное действие как ключевое измерение политической легитимации в демократическом режиме. Не вызывает никакого сомнения, что публичная политика является существенным элементом одного из оснований представительной демократии; таким элементом является политическая ответственность.

Что это означает? Политическая ответственность выражается в том, что избиратель вменяет избраннику все то, что связано с решениями, а также с их реализацией. В противном случае электоральная процедура, по сути дела, утрачивает смысл. В самом деле, для чего избирать управляющих, если они не решают и/или не несут ответственности за реализацию конкретных дел? Политическое вменение здесь играет решающую роль.

Этот механизм порождается в рамках символического регистра, т. к. берет начало в речах и своем представлении избранниками на политической сцене. Речи вменения функционируют на основе каузальных полномочий, как показал это Кристиан Ле Бар на муниципальном уровне и на национальном уровне. Эта каузальная атрибуция работает как в позитивном смысле (мэр или глава правительства несет ответственность за политику и особенно за ее результаты) и в негативном смысле (оппозиционеры связывают результаты политики с вполне определенной политической ответственностью). Данная ответственность идентифицируется статистически и цифровыми данными применительно к публичной политике, и она представляется в публичном пространстве в целом ряде показателей: уровень безработицы и преступности, показатели экономического роста, состояние бюджета по вопросам социальной защиты и т. д.

В позитивном плане управляющие стремятся оперировать позитивными данными (уменьшение преступности – в отчете министра внутренних дел, например). Оппозиция, конечно, стремится к негативной интерпретации деятельности правительства. Обе стороны стремятся вызвать к жизни дискуссию, опирающуюся на индикаторы, способствующие мобилизации сторонников как правительства, так и оппозиции соответственно.

Эти два типа каузальной атрибуции порождают две разновидности мифа:

– мифа о способности политических акторов к действию, несущих ответственность на уровне исполнительных органов власти (местных или национальных);

– миф о публичной политике (миф лиц, принимающих политические решения) и об обществе (миф о социально-экономическом изменении, проводимом на основе политики).

Обе эти разновидности мифа присущи представительной демократии, поскольку легитимируют электоральное соперничество.

Вменение функционирует также на основе использования и других механизмов. В политическом режиме, в котором господствующие позиции занимает исполнительная власть (например, во Франции), министры стремятся связать свое имя с законом, принимаемым по их инициативе. Это получает выражение в умножении в 4 раза ежегодно законов, принимаемых по инициативе правительства во Франции после 1958 г. На 50% этот показатель вырос после 1995 г.

Можно полагать, что такая "законодательная инфляция", вероятно, связана с определенной утратой значения правительственного действия (в частности в области бюджетной политики) вследствие развития процессов европейской интеграции, а также в силу развития глобализации и децентрализации. Тем самым речь идет о подтверждении способности к действию избранников в условиях размытости этого действия. В итоге этого умножается число законов, носящих декларативный характер, провозглашающих принципы и намерения и не предусматривающие инструменты конкретного своего осуществления.

Вменение основывается, наконец, на использовании возможностей коммуникации, которая позволяет выводить на публичную сцену избранников. Это особенно наглядно проявляется на местном уровне в рамках процесса формирования политики территорий, которая создает позитивный образ местной территории и повышает значимость избранника.

Внимание к дискурсивным стратегиям, словарю и символическому измерению приводит к анализу политической легитимации публичной политики на основе речей по их обоснованию, что сопровождает публичную политику с момента своего возникновения.

В последние годы демократическая риторика приобрела существенное значение в деле легитимации публичного действия. Речь в данном случае идет о таких явлениях, как права потребителей, призывы к участию граждан в выработке и осуществлении публичной политики и т. д. Эти призывы и рассуждения призваны усиливать приемлемость политики для страны и граждан. И это лишь усиливает легитимность политики.