Публичная политика как социальное и исследовательское создание

Обратимся к политике сохранения окружающей среды. Контуры ее можно представить на основе изучения совокупности законодательных актов и регламентных документов, связанных с указанным направлением выработки и реализации политики. Для ее осуществления, как известно, во многих развитых странах функционируют специализированные министерства или иные правительственные ведомства. Однако их деятельность не ограничивается только разработкой и осуществлением правительственных решений. Бывает так, что заявление министра или президента страны в отношении тех или иных лиц или организаций, по вине которых загрязняется окружающая среда, вызывает более сильные политические и социальные последствия, чего подчас не могут вызвать никакие правительственные документы или решения.

Нужно сказать, что экологическая политика, как одно из важных проявлений публичной политики, может существовать сама по себе, без образования в составе правительства специализированного ведомства. И чаще всего бывает так, что та или иная публичная политика возникает еще до формирования соответствующих правительственных структур. Но и тогда, когда министерство существует, его действия не могут перекрыть всей области его ответственности. В деле сохранения и защиты окружающей среды, например, участвуют местные администрации, движимые потребностями региона.

Публичная политика неразрывно связана с разного рода общественными движениями и инициативами. Неудивительно, что в последние два-три десятилетия некоторые из общественно значимых проблем в странах Евросоюза образовали особое направление общественного развития, которое вполне вписывается в публичную политику. Речь идет о "местном развитии", в соответствие с концепцией которого, население, заинтересованные организации, местные органы власти решают проблемы сохранения или восстановления чистоты рек и других водоемов, лесов и т.д. без прямого участия государства.

Контуры публичной политики не имеют жестко очерченных границ. Эти границы если и существуют, то имеют размытый и неопределенный во многом характер. Это добавляет сложности для научного осмысления феномена "публичная политика".

В политической науке используется немало определений политики, но в них всегда существует хотя бы один из следующих элементов: акторы и активность, проблемы и решения. При этом политика вообще, а публичная политика в частности, неразрывно связаны со специфическими действиями.

Нужно учитывать тот факт, что существование или несуществование политики представляет собой определенную ставку для участников той или иной конкретной политики. Это связано с позицией, которую они занимают, со способностью оценивать, а в случае необходимости – переоценивать свою деятельность, что может ставить под вопрос согласованность действий правительства, например в осуществлении политики. Более того, акторы публичной политики в определенных ситуациях могут даже блокировать правительственные действия.

Один из первых американских специалистов публичной политики Т. Дай определяет ее как все то, что правительства делают или не делают. Определение политолога А. Шаркански почти такое же: публичная политика является действием, предпринятым правительством.

Канадский автор Р. Симеон утверждает, что публичные политики – это то, что правительства делают и почему они это делают. Произведение двух французских авторов И. Мени и Ж.-К. Тонига начинается с утверждения о том, что изучение публичной политики не что иное, как определение публичного авторитета внутри общества.

Такое понимание публичной политики позволяет достаточно конкретно определять объект исследования. Этим объектом могут быть аграрная политика, политика урбанизации или политика на транспорте, каждая из которых может быть представлена как правительственная программа в конкретной области (сельское хозяйство, городское развитие или развитие транспорта).

Канадский политолог Мишель Беллаванс дает схожее определение: правительственные политики определяются тем, что законно утвержденные политические и административные авторитеты решают делать или не делать, и тем, что они делают в реальности. X. Хекло уточняет, что публичные политики получают выражение в последующих действиях или бездействии в большей мере, чем в особых действиях или решениях.

Как видим, авторы указанных определений публичной политики настаивают на особой роли правительственных акторов, которых нередко называют публичными или политическими и административными авторитетами. С этим вполне можно было бы согласиться, если бы не тот факт, что в таком понимании публичной политики не остается места для других ее акторов, которые в той или иной форме всегда принимают участие в решениях или нерешениях тех или иных проблем и которые определяют ОГЛАВЛЕНИЕ публичной политики. Речь идет о политических партиях, заинтересованных группах, специалистах, избирателях или даже о населении страны (региона) в целом. Если сводить публичную политику только к действиям или недействиям правительственных авторитетов, то вольно или невольно разделяется точка зрения, согласно которой публичная политика рассматривается как результат деятельности административных авторитетов.

Ограниченность такого рода определений заключается еще и в том, что в них не учитывается направление действий правительственных авторитетов. Если эти действия нацелены на решение только своих корпоративных интересов, то это уже никак не может называться публичной политикой.

Иной подход в определении публичной политики предлагает У. Дженкинс. Он утверждает, что публичные политики связаны с совокупностью взаимосвязанных решений, принятых публичным актором или группой политических акторов. Такое понимание публичной политики свидетельствует о стремлении автора учесть деятельность всех политических акторов, а не только правительственных.

В политической литературе встречается иногда и расширительное толкование публичной политики. Так, для французских авторов И. Мени и Ж.-К. Тонига публичная политика

"представляет собой программу правительственного действия в одном из секторов общества или географического пространства: здравоохранение, безопасность, рабочие иммигранты, город Париж, Европейское сообщество, Тихий океан и т. д.".

При такой постановке вопроса выявляется прагматическое ОГЛАВЛЕНИЕ анализа публичной политики: всякое политическое действие на любом уровне и в любой из областей включается в поле анализа публичной политики. Очевидно, что в таком понимании перекрывается, по сути, все публичное действие.