Психосоциальное развитие в младенчестве

По утверждению американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1970), у человека есть несколько важнейших потребностей. Конечно, в первую очередь индивиду необходимо чувствовать себя сытым, ощущать безопасность. Однако после того как потребности физиологического уровня и потребность в безопасности достаточно удовлетворены, у человека актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Как никогда остро, он начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями; семья, которая приняла бы его как своего. Возможно, столь важное место потребности в принадлежности и любви обусловлено особенностями современных общественных отношений: уходом межпоколенной семьи и разрыхлением родственных связей, углублением пропасти между поколениями, стремительной урбанизацией, разрушением традиционного уклада жизни. Поэтому в психосоциальном развитии целесообразно выделять две основные линии – развитие у ребенка стремления заботиться о другом человеке и развитие социальных эмоций.

К заботе о других относят только те действия, которые вырастают из эмпатии, чувствования эмоционального состояния других. Сюда не относят поведение, которое совершается из стремления получить взаимную пользу: сегодня помогу я, завтра помогут мне; или же основывается на социальных нормах (например, богатые должны помогать бедным), на религиозных убеждениях ("помогаю, чтобы спасти свою душу"). Иногда для описания заботы используют термин "альтруистическое поведение", имея в виду, что оно осуществляется без прямой видимой выгоды для себя.

Под социальными эмоциями понимаются те из них, которые возникают в отношениях между людьми и помогают человеку ориентироваться в своем поведении не только на собственные интересы, но и на потребности других людей. К социальным эмоциям обычно относят стыд и вину. Поначалу можно удивиться, почему стыд и вина, которые традиционно считаются неприятными переживаниями, играют столь важную роль в жизни человека. Но, если задуматься, можно согласиться, что именно они делают человека чувствительным к эмоциям и оценкам окружающих и потому действуют как сила, сближающая людей. Кроме того, они устремляют человека к самокритике, изменению своих качеств, если он не ориентируется на потребности других.

Однако при достаточно близкой функции, а также внешнего проявления стыд и вина содержательно являются разными переживаниями. К стыду относят страдание от нарушения какого-либо общепринятого правила или нормы в случае, если это стало известно окружающим, т.е. в основе эмоции лежит переживание публичного осуждения, непринятия. Вина – это тоже страдание от невыполнения общественной нормы, но роль осуждающего за данное нарушение выполняет сам человек. Другие могут знать о его поведении, а могут и не знать: это значения не имеет. Человек сам соотносит свое поведение с наличествующими у него внутренними представлениями о допустимом и недопустимом и сам заставляет себя страдать.

Понятно, что переживания стыда и вины у ребенка становятся возможны только после формирования у него первичных представлений о социальных нормах, правилах, т.е. с началом раннего возраста. В младенчестве же у ребенка начинает формироваться такая важная предпосылка умения заботиться, как эмоциональное заражение, т.е. перенос ребенком эмоционального состояния окружающих на самого себя. Первоначально это проявляется после двух месяцев как ответная реакция ребенка на ласковое воздействие взрослого, когда ребенок также начинает ему улыбаться, гулить (произносить "га", "ги", "гу", "агу"), активно сучить ножками и двигать ручками. По сути, это эмоциональное заражение позитивными чувствами. Конечно, ребенок данного возраста радостно реагирует не только на любящего взрослого, но позитивный взрослый вызывает у него особый восторг. Очень явно эмоциональное заражение ребенок демонстрирует чуть позже – после трех-четырех месяцев, когда взрослый подбрасывает его, смеясь при этом, целует в разные части тельца и хохочет. Ребенок тоже начинает заливаться смехом.

Способность к эмоциональному заражению негативными состояниями появляется позже и становится заметна в возрасте шести-семи месяцев, когда ребенок по-разному начинает реагировать на воздействие взрослых. К этому времени ребенок выделяет мать и других родственников, которые часто с ним взаимодействуют; более ярко радуется контакту с ними, улыбается, дергает ножками, лепечет, издает радостные возгласы "а-а-а!". В то же время к чужим людям он испытывает осторожность, а иногда и страх.

Однако если присмотреться, то на незнакомых взрослых ребенок реагирует по-разному: кому-то после недолгого изучения довольно быстро начинает улыбаться, лепетать, а с кем-то, несмотря на самые ласковые с их стороны "заигрывания" – улыбки, ласковые слова, – сохраняет полное молчание, настороженный изучающий взгляд, двигательное торможение. Если этот человек возьмет его на руки, ребенок почти полностью прекратит интерес к окружающим предметам, сосредоточит на нем свое настороженное внимание. Почему так происходит? Оказывается, ребенок быстро "считывает" внутреннее состояние, казалось бы, незнакомых ему взрослых. Спокойным и радостным он начинает доверять почти так же, как матери, вести себя с ними спокойно: вступать в контакт, продолжать изучение окружающих предметов. С тревожными взрослыми он "замирает", как бы внешне радостно они себя ни вели, сам начинает проявлять тревожное поведение. Получается, что к полу году ребенок учится чувствовать глубинное внутреннее состояние окружающих, и нет необходимости обсуждать важность такого умения в последующей жизни.

В 10–11 месяцев становится заметным другое важное приобретение малыша – стремление приласкаться к маме, бабушке или другому родному человеку. Это важная предпосылка необходимого каждому человеку умения приласкать другого. Понятно, что ребенок ласкается, сам получая от этого удовольствие. Выглядит это обычно очень умильно: ребенок прикладывает к взрослому свою головку, прижимается тельцем.

Алина, 11 месяцев

Ганя лежит на диване, смотрит телевизор. Аля рядом стоит на коленках. Попа в памперсе задрана вверх, головкой прижимается к ганиным ногам.

Интересно, что ласковые дети довольно бережно изучают интересующие их части тела других людей – глаза, ресницы, грудь; аккуратно прикасаются к ним, не делая взрослому больно. Другие дети могут, конечно же, не нарочно, исследуя мелкие части тела взрослого, как и прочие небольшие предметы, совершать неприятные действия.

Аня, 1 год

Дочка интересуется ресницами подруги. Тычет ей пальцами прямо в глаза. Подруга сердится, говорит ей, что так нельзя. А она плачет. Что поделаешь, она ведь действительно еще не понимает, что такое "нельзя"?