Психосинтез

Ортопсихологи (термин предложен Маслоу) справедливо указывали, что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотиваций нормальной человеческой личности, но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей целостностью. Непредвзятое наблюдение показывает, что в жизни людей присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей.

Психосинтез подчеркнуто выделяет эти основные внутренние конфликты, свойственные природе человека, и тогда оказывается, что органическое единство — это цель человека, а не его наличное состояние. Эту цель он может перед собой поставить и однажды ее достигнуть, если будет работать над собой, над процессом самореализации. Ассаджиоли уточняет понятие "самореализация", поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны, под самореализацией понимается самоосуществление, т.е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализации, как ее описывал Маслоу. С другой стороны, самореализация означает самопостижение, т.е. постижение самого себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном я, которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о сверхсознательном Я, представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным я (или эго).

Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного.

1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; комплексы, сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания).

2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические императивы, стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

4. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, влечений и желаний, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

5. В центре поля сознания находится точка сознательного Я, которое представляет собой чистое самосознание, погруженное в поток содержаний сознания.

6. На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится Высшее Я, которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями Я. Высшее, или истинное, Я представляет собой постоянный центр, из которого Я возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока).

7. Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда, или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по Ассаджиоли, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизнь, намечает путь к освобождению от "внутреннего раскола", непонимания себя и других людей, неумения управлять собой. Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное Я, вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо:

1) глубокое познание своей личности;

2) контроль над различными ее элементами;

3) постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра;

4) психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Важным элементом психосинтеза является понятие субличности. Человеческая личность не есть единое и полностью интегрированное целое. Она состоит из многих динамических структур, имеющих относительно самостоятельное существование и поочередно оказывающих преобладающее влияние на психику. Наиболее общие и очевидные субличности отражают ситуативные роли, которые мы играет в своей жизни сейчас или играли в прошлом: ребенок, друг, любовник, родитель, учитель, доктор или офицер. Другие субличности могут быть воображаемыми героями, мифологическими фигурами или даже животными. Главной задачей психосинтеза является выявление субличностей и их объединение в эффективно функционирующее динамическое целое.

Терапевтический процесс психосинтеза включает в себя четыре последовательные стадии. На первой пациент узнает о различных элементах своей личности, которые до этого были скрыты, и принимает их на сознательном уровне. Следующий шаг — освобождение себя от их психологического влияния и развитие способности их контролировать. Это то, что Ассаджиоли называл разотождествлением. После того как пациент постепенно обнаруживает свой психологический центр, становится возможным достижение самого психосинтеза, который характеризуется кульминацией в процессе самореализации и интеграции различных субличностей вокруг нового центра.

В психосинтезе мы понимаем такие переживания высших ценностей, как исходящие из сверхсознательных уровней человеческого существа. Сверхсознание может рассматриваться как более высокий аналог низшего бессознательного. В качестве высшего объединяющего центра для сверхсознательного и жизни индивида в целом выступает надличностная, или Высшая, Самость. Таким образом, духовные переживания могут ограничиться областями сверхсознательного или же включать в себя осознание Самости. Это осознание постепенно развивается в Самореализацию — отождествление Я с надличностной Самостью.

Для нас не может быть сюрпризом то обстоятельство, что столь фундаментальная трансформация отмечена несколькими критическими стадиями, которые могут сопровождаться различными умственными, эмоциональными и даже психическими расстройствами. Эти расстройства имеют другое значение и функцию и нуждаются в ином подходе.

В прошлом одного лишь морального обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю было достаточно для того, чтобы открыть врата, ведущие к более высокому уровню сознания и чувству внутреннего единства и свершения. Сейчас в процесс вовлекаются более разнообразные и сложные аспекты личности современного человека, которые должны быть преобразованы и приведены в гармонию друг с другом: его фундаментальные ориентации, его эмоции и чувства, его творческое воображение, его вопрошающий ум, его напористая воля, а также его межличностные и социальные отношения.

По этим причинам полезно в общих чертах описать нарушения, которые могут возникать на разных стадиях духовного развития, и дать некоторые советы относительно того, как лучше иметь с ними дело. В этом процессе можно выделить четыре критических стадии, или фазы:

1) кризис, предшествующий духовному пробуждению;

2) кризис, обусловленный духовным пробуждением;

3) реакция, Вперед за духовным пробуждением;

4) фазы процесса преобразования.