Психолого-педагогические подходы к образованию взрослых

Внутрифирменное обучение строится на подходах, которые должны быть учтены в работе специалиста, отвечающего за развитие персонала в организации. В обучение задействованы три стороны: взрослый обучающийся, организация и специалист (структура), осуществляющий обучение. Взрослый обучающийся – менеджер, линейный руководитель, руководитель высшего звена, специалисты, включенные в отношения с организацией, где они работают. Организация, имеющая систему внутрифирменного обучения, – это предприятие, ищущее ресурсы собственного позитивного изменения. Специалист, осуществляющий обучение, – это менеджер по персоналу, психолог организации, внешний консультант, представитель бизнес-центра или центра корпоративного обучения.

В основу обучения взрослых положено несколько подходов, имеющих самостоятельную ценность при создании системы обучения на предприятии: акмеологический, андрагогический и проектный подходы, инновационное обучение, консультирование и коучинг.

Сущность акмеологического и андрагогического подходов заключается в опоре на целостность субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Необходимой предпосылкой обучения взрослого является его способность к самореализации в рамках жизненной стратегии (К. А. Абульханова-Славская, В. Н. Дружинин) по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни.

Помимо учета всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, для создания и реализации внутрифирменного обучения важно положение акмеологии, которое анализирует зрелость и "акме" более сужено, имея в виду овладение человеком профессией, достижения им высочайшего уровня мастерства, профессионализма (Н. В. Кузьмина). Постижение сущности профессионализма, понимание путей, ведущих к нему, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Требуемая профессиональная компетентность достигается благодаря сформированной профессиональной позиции. Это положение имеет прикладное значение, на котором будет строиться система внутрифирменного обучения. Ключевой целью, формулируемой перед любым этапом работы по обучению, становится формирование активной позиции специалистов и их профессиональной компетентности. Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: профессионализм и его основные характеристики; профессионализм и здоровье человека; условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности; пути предотвращения профессиональной деформации.

В таком случае, уровень профессионализма – общий фактор, объединяющий концепции развития личности в профессиональной деятельности (В. А. Климов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.). Он пропорционален способности личности к принятию новых форм, средств, методов и профессиональных знаний. В процессе становления профессионализма личность развивается. При этом речь может идти о четырех направлениях развития – личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном.

Общими акмеологическими факторами, способствующими развитию профессионального мастерства и личности специалиста, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации. К ним также относят высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации, а также престиж профессионального мастерства. Среди особых акмеологических факторов можно выделить стрессоустойчивость, развитую психомоторику, высокий уровень внимания и др., т.е. то, что называется профессионально важными психологическими качествами. Для построения образовательных программ внутри организации необходима диагностика и учет выделенных факторов.

Обучение персонала внутри организации должно использовать достижения андрагогики как области научно-педагогических знаний и сферы социальной практики, направленной на обучение взрослых.

На основании возрастных особенностей формулируются основные андрагогические принципы обучения, которые составляют фундамент теории обучения взрослых.

1. Приоритет самостоятельного обучения. Самодеятельность является основой обучения взрослых.

2. Принцип кооперативной деятельности, предусматривающий совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с коллегами по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.

3. Принцип опоры на жизненный опыт обучающегося, используемый в качестве одного из источников обучения.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый создает собственную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели, учитывающие его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности.

5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

6. Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности. С другой – обучение строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов.

7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств.

8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободу выбора целей, содержания, форм и методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебных материалов и определения тех из них, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели. Кроме того, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется по достижении определенной цели обучения.

10. Принцип рефлексивности. Он означает осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации.

Необходимость применения инновационного подхода при создании внутрифирменного обучения продиктована высокой степенью неопределенности, изменчивости деловой среды, необходимостью создавать новые продукты, внедрять новации в организацию.

Профессионал должен владеть набором качеств, определяемых профессией, уметь принимать нестандартные решения и брать на себя ответственность за их выполнение. Это должна быть коммуникабельная творческая личность, умеющая мыслить рыночными категориями. Нацеленность в будущее требует повышенной чувствительности к новым явлениям в жизни, в деятельности организации, групп и отдельных людей. Инновационный подход к образованию взрослых ориентирован на формирование именно этих особенностей профессионала, группы и организации в целом.