Психолого-педагогическая практика работы с одаренными детьми

Понятно, что если не определены и четко не сформулированы основные цели работы с одаренными детьми, то и сама задача психолого-педагогической поддержки будет основываться лишь на частных задачах и не может привести к реальному изменению неблагополучной ситуации. Психологи, занимающиеся психологической поддержкой одаренных детей, ставят цель поддерживать у школьника уверенности в своих силах, понимание им своих трудностей и достоинств, развивать у него навыки общения и саморегуляции. Это все необходимо, но в рамках принципиально другой задачи. В большинстве случаев суть психологической поддержки заключается именно "в состыковке индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования", "поддержке его уверенности в своих возможностях", в организации условий его "благоприятного общения с одноклассниками и с педагогами".

Все это частные, хотя и абсолютно необходимые вещи. Психологическая поддержка одаренного ребенка должна исходить не только из сиюминутных проблем его развития и обучения, но прежде всего ориентироваться на ту потребность, которая станет для него основой для решения его главной задачи.

Педагогические методы. Примерно такая же ситуация в собственно педагогических методах обучения и развития одаренного ребенка. Углубление и расширение образовательного содержания, введение системы общих понятий, межпредметные связи, проектно-исследовательская работа – все это хорошо и необходимо, но это тоже промежуточные приемы и методы работы, и они слабо ориентированы на главную цель работы с одаренными детьми.

Что же касается проектно-исследовательская работы, то при всей важности этого направления психолого-педагогической деятельности и его несомненной перспективности, данная деятельность должна работать в рамках потребностной системы одаренного ребенка. У нас эта форма деятельности ребенка, с одной стороны, объявляется дополнительной формой учебной деятельности, а с другой – выполнение проектной деятельности стало в некоторых школах обязательным для всех детей. Это тот самый случай, когда вместе с водой из ванны выплескивают и ребенка.

Проектно-исследовательская деятельность может и должна хорошо работать только в рамках постановки главной цели работы с одаренными детьми.

Причины неудовлетворительности сложившейся ситуации

Недостаточное понимание актуальности этой проблемы в ряде институтов общества. Конечно, в целом в обществе и соответствующих образовательных структурах уже имеется подлинное понимание масштаба задач работы с одаренными детьми, однако довольно часто (прежде всего, в СМИ и в системе подготовки педагогов) подлинная работа прикрывается высокими лозунгами. Как ни странно, по нашему наблюдению, именно в системе педагогического образования (в педагогических вузах) нет ясного понимания важности работы с одаренными детьми. Нет понимания того, что только создание собственной интеллектуально-творческой элиты может вывести страну из сегодняшнего духовного кризиса.

Слабость кадровой базы. Для одаренных детей не нужны особые условия, им прежде всего нужны специально подготовленные учителя, которые в нашей педагогической системе в реальности не готовятся, т.е. проблема заключается именно в кадровой базе для работы с одаренными детьми. Более того, не вполне понятно, каким должен быть подлинный учитель одаренных детей, что именно от него требуется.

Недостаточность разработанных психолого-педагогических стратегий. Следует отметить, что большинство педагогических стратегий, даже по-своему эффективных (например, углубление обучения, ориентация на межпредметные связи, расширение обучения и т.д.), все же связаны, главным образом, с системой обучения, тогда как главная проблема заключается в системе личностного развития одаренного ребенка. С этой точки зрения, многие имеющиеся сейчас стратегии, решая (и часто очень эффективно) своего рода служебные задачи развития и обучения одаренных детей, категорически неэффективны в решении главной цели работы с одаренными.