Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды

Безопасность образовательной среды является условием, необходимым для организации эффективного процесса развития, воспитания, обучения и деятельности человека. Нарушение безопасности приводит к актуализации механизмов, направленных на организацию выживания в окружающей действительности, таких как усиление ориентировочного рефлекса, повышение тревожности, агрессивности, готовности защищаться.

Развитие личности ребенка успешно реализуется только в условиях психолого-педагогической безопасности, которая складывается в процессе признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка, отказе от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, которые предполагают, что педагог при взаимодействии с детьми опирается на позитивные стороны личности, проявляет такт и осторожность при встрече с неудачами, слабыми сторонами характера, стремится обеспечить ребенку условия для проявления самостоятельности и т.д. Важным качеством воспитательной деятельности педагога является его оптимизм, вера в способности, успехи и победы ребенка и одновременно искусство быть самим собой.

Основные понятия

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность деятельности — безопасность трудового процесса, охрана труда как главного вида деятельности.

Безопасность жизнедеятельности — такое качество жизнедеятельности, при котором в процессе реализации всех видов человеческой активности не создаются опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый ущерб жизненно важным интересам человека. Ее объектами выступают человеческое общество и природа (этносфера и биосфера).

Безопасность жизни человека — состояние защищенности человека как биологического существа от негативных воздействий, способных нанести ущерб его организму (жизнеспособность человека и ее долголетие).

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Комплексная безопасность образовательного учреждения -

состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты (опыт) этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Достижение цели формирования культуры безопасности осуществляется через решение следующих задач:

• формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

• развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

• формирование способности принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности;

• привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

• выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности педагогов, сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угрозы социального характера — негативные социальные явления в сфере функционирования образовательного учреждения, такие как:

• террористические и диверсионные акты;

• "телефонный терроризм";

• массовые беспорядки и иные экстремистские проявления;

• наркотизм;

• криминальные правонарушения (хулиганство, кражи, грабежи, убийства и другие формы насилия);

• провоцирование суицида;

• административные правонарушения и дисциплинарные проступки;

• нарушения правил пожарной и электробезопасности;

• несчастные случаи в учебном и производственном процессах и др.

Основные факторы и причины опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях:

• бесконтрольность и недисциплинированность персонала и учащихся (воспитанников);

• непонимание и недооценка серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;

• сокрытие фактов правонарушений и происшествий, непринятие должных мер к правонарушителям;

• негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

• отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

• недостаточные знания и навыки безопасного поведения;

• незнание реальной жизни, интересов и контактов учащихся;

• элементы жестокости, излишние строгость и несправедливость со стороны отдельных педагогов к учащимся;

• неорганизованность досуга учащихся;

• слабая система безопасности и охраны образовательных учреждений;

• целенаправленные действия преступников.

Нормы служебной этики руководства и педагогического состава как условия безопасной образовательной среды:

• понимание социальной значимости своей профессии и ответственности за безопасность образовательного учреждения, учащихся и персонала;

• принципиальность и бескомпромиссность в противодействии преступности;

• безупречность личного поведения на работе и в быту;

• честность, забота о профессиональной чести и своей репутации;

• дисциплинированность, исполнительность, взаимопомощь, профессиональная солидарность, морально-психологическая готовность к действиям в опасных и экстремальных ситуациях, способность к разумному риску;

• постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение опыта.

Следует выделять и определять педагогическую безопасность образовательного учреждения, под которой понимается система педагогических мер, направленных на создание такой педагогической среды образовательного учреждения, когда действия администрации учреждения и всего педагогического коллектива организуются таким образом, чтобы не возникаю угроз психическому и физическому здоровью всех его участников, и, в первую очередь, учеников и воспитанников, снимались школьные риски и создавались возможности для развития и формирования безопасного типа личности.