Лекция 11. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза. В развитых странах с наибольшей продолжительностью жизни он составляет три четверти человеческой жизни. Обычно выделяют три стадии взрослости:

• ранняя взрослость (молодость);

• средняя взрослость (зрелость);

• поздняя взрослость (старение и старость).

Молодость — это, прежде всего, время создания семьи

и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии и первых значимых достижений в ней, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви.

Главной проблемой в эмоциональной сфере, требующей обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, является достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек приобретает новый статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание следующего поколения. С появлением первого ребенка супруги начинают осваивать родительские роли — отца и матери. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за человека, которому они дали жизнь. Происходит развитие комплекса эмоций родительского отношения, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство

привязанности и доверия, особую чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.

Создание семьи и рождение детей — очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть ее будущее.

Вторая главная сторона жизни в период молодости — овладение выбранной профессией. Человек утверждает себя в ней, обретает профессиональное мастерство. В молодости легче всего приобретаются необходимые в профессии знания, умения и навыки, человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества: организаторские способности, инициативность, находчивость, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.

При удачном выборе жизненного пути уже в годы молодости человек достигает в профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности.

Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям труда приходят более практичные. Главными становятся следующие факторы мотивации труда: внутренние — удовольствие от самого процесса работы и значимость получаемого результата, внешние — заработная плата, материальное поощрение, признание в трудовом коллективе и в целом в профессиональном сообществе. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

Познавательные психические процессы в этот период развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.

Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться значимых результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность

человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.

На самосознание, самооценку, "Я-концепцию" оказывает влияние самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную "Я-концепцию" включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.

В данный период наблюдается нормативный кризис 30—33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественно-полезной деятельностью, семья — концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг — реализацией личностного потенциала.

Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи.