Психология творчества журналиста, создателя рекламы и работника службы по связям с общественностью

Рассмотрим, как преломляются общие закономерности творчества в деятельности тех, кто трудится в системе массовой коммуникации.

В структуре коммуникативного процесса, как уже отмечалось в предыдущих главах учебника, выделяют три основных элемента, которые и становятся предметом исследования ученых: коммуникатор, сообщение, аудитория. Очень важным является вопрос о творческом характере деятельности субъекта коммуникации, или коммуникатора (здесь следует напомнить, что под словом "коммуникатор" мы иодразумеваем прежде всего некую умозрительную единицу, целостность, интегрирующую сущностные характеристики того, кто обеспечивает получение, обработку и распространение информации). Коммуникатор может выступать как коммуникативный узел авторитетов и влияний, а также обладать персонифицированным характером[1]. В контексте данного параграфа учебника нас будет интересовать прежде всего личность коммуникатора.

Категория "субъект коммуникации" (коммуникатор) обладает высокой степенью обобщенности. Однако существует самостоятельная профессия "коммуникатор", разновидностями которой являются менеджер по связям с общественностью и имиджмейкер. Таким образом, понятие "коммуникатор" обретает двоякий смысл и выступает как научная категория и как обозначение конкретного вида коммуникативной деятельности.

В системе массовой коммуникации работают издатели, редакторы, журналисты, сотрудники служб по связям с общественностью и рекламы. Между ними существуют серьезные статусные различия. С юридической точки зрения, журналист – это "лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию"[2]. Как отмечает петербургский профессор С. Г. Корконосенко, в число журналистов не входят сотрудники информационных служб, которые не занимаются выпуском периодических изданий или программ: рекламных агентств, служб по связям с общественностью, книжных издательств или организаций, осуществляющих распространение печати[3]. В деятельности зарубежных СМИ эти различия ощущаются гораздо сильнее, чем в российских. Правда, сейчас существует точка зрения, что эти разграничения размываются.

Некоторые отечественные авторы считают, что реклама тоже является журналистикой. Так, В. Л. Цвик пишет: "Журналистику и рекламу, безусловно, объединяет то, что в обоих случаях речь идет о распространении информации и желании убедить аудиторию, хотя сфера деятельности традиционной журналистики, по преимуществу, – социально- политическая информация, а в рекламе – утилитарно-деловая. Почему же до сих пор исследование творческих проблем журналистики и рекламной деятельности проходило, в лучшем случае, параллельно, не пересекаясь и не взаимодействуя? Назрело время устранить это упущение"[4].

Процесс изменения соотношения между различными подразделениями массовой коммуникации в современных условиях носит сложный характер. Сетевая журналистика демонстрирует нам появление нового типа профессионала, который использует разнообразные приемы и методы работы: "Здесь происходит взаимопроникновение компетенций, присущих разным видам профессиональной журналистской деятельности, а также сближение разных отраслей информационно-коммуникативной деятельности: журналистики, технологий PR, рекламы, маркетинга. И речь идет уже о том, что журналист может на практике участвовать в решении задач, более свойственных PR, рекламе, маркетингу, чем непосредственно журналистике. Подобное сближение требует еще более четкого профессионального разграничения, но то, что оно существует и развивается, это уже факт"[5]. Таким образом, речь идет нс просто о сближении различных видов коммуникативной деятельности, а о ее переструктурировании, которое открывает широкие возможности для изменения старых и появления в рассматриваемой сфере новых специальностей, о которых мы пока еще даже нс подозреваем.

Способна ли массовая коммуникация предоставить субъекту право на творчество? На наш взгляд, да. Конечно,

и в журналистике, и в рекламе, и в PR есть свои образцы, шаблоны и стереотипы, которые являются компонентами профессионализма. Если безукоризненно следовать им, мы станем хорошими мастеровыми, что само по себе уже является достижением. Без кропотливого, добросовестного, исполнительского труда в принципе невозможно развитие материальной и духовной культуры. К тому же пока трудно сказать, где именно проходит граница между репродуктивной, воспроизводящей деятельностью и созиданием, прорывом в неизведанное, открытием новых проблем и поиском путей их решения.

По словам известного российского исследователя В. Ф. Олешко, мотивация творчества в массовой коммуникации обусловлена потребностями "выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя", неосуществленными стремлениями, увлечением самим процессом творчества. Ученый пишет, что мотивы творчества складываются из следующих компонентов: изживание с помощью творчества неосознаваемых влечений и желаний; самопознание личности через творчество; познание мира в творчестве; реализация эстетических потребностей[6].

Массовая коммуникация – это своеобразный круговорот похожих и непохожих людей и чередование событий, всегда отличающихся друг от друга, содержащих в себе не только частички настоящего, но и будущего. Если мы улавливаем момент становления нового в мире и человеке и по-новому рассказываем о своем открытии, наша деятельность день ото дня наполняется творческим смыслом. Мы можем сформулировать новую издательскую или редакционную стратегию, создать креативный проект или разработать бренд компании, что тоже подтверждает творческую направленность нашей личности.

Если говорить о наиболее общем портрете коммуникатора, то он выглядит примерно так же, как лицо античной скульптуры: его черты правильны и пропорциональны, служат эталоном для многих поколений художников. Однако в реальной жизни лица людей гораздо разнообразнее, оригинальнее, потому что обладают своими неповторимыми чертами. Чтобы правильно понять и отобразить их, необходимо обратиться к моделям, которые считают классическими.

Для коммуникатора такой "классикой" служат авторитетность, компетентность и привлекательность, создающие условия для оптимизации процесса коммуникации, формирующие кредит доверия аудитории к субъекту коммуникации, закладывающие основу для усиления содержательности и информативности сообщения, содействующие установлению эмоционального контакта[7]. Конечно, без этих "трех китов" трудно представить себе образ коммуникатора, но ограничиться ими тоже невозможно.

Капитализация труда как результат перехода к рыночным отношениям, а также интенсификация информационного обмена в значительной мере изменили условия и характер труда в сфере массовой коммуникации. Эффективно действовать в реальных ситуациях современного специалиста заставляют конкуренция и жесткие требования работодателя, которому важно не то, что выпускник вуза или курсов повышения квалификации знает, а насколько успешно он сможет работать в редакционном коллективе, исполнять конкретные функции. Именно работодатель определяет степень профессионализма специалиста. Кроме общей – экономической, правовой, компьютерной – сотрудник должен иметь специальную подготовку и быть конкурентоспособным и профессиональным.

Профессионализм – это совокупность нормативных требований профессии к личности, набор личностных характеристик, необходимых человеку для успешного выполнения труда; владение определенными технологиями. Однако помимо собственно профессиональной, технологической подготовки, от современного журналиста, рекламиста и специалиста по связям с общественностью требуется конкурентоспособность, которая подразумевает целый ряд других компонентов внепрофессионального и надпрофесссионального характера. Новые технологии требуют умения работать в телекоммуникационной среде (Интернет): здесь требуются навыки навигирования, общения, публикации своих материалов, создания собственных веб-страниц. Интеграция СМИ в систему массовых коммуникаций, а особенно развитие Интернета как массмультимедийного образования ставит новые проблемы и требует качественно новых подходов в подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации.

Создание успешных текстов как непременной составляющей работника массовой коммуникации невозможно без овладения медиакультурой, предполагающей эмоциональную включенность в производство текста; эмоциональную активность публичных суждений (умение выражать свои впечатления и представления); развитость образною мышления (интуитивное и осознанное оперирование образами); высокий уровень логического мышления (умение формулировать понятия).

Важным является умение создавать осмысленные тексты, подготовленные для определенных форматов канала коммуникации. ОГЛАВЛЕНИЕ текста-сообщения остается социальным в том смысле, что обладает актуальностью и новизной, включает анализ социальной действительности, постановку общественно значимых проблем, презентацию идеалов и социально-политических ориентиров[8]. Способность создавать текст, понятный аудитории, – один из критериев профессионализма. Текст должен быть адекватным социуму и среде. Он имеет целенаправленный характер, так как содержит не только образ факта, но и образ читателя-потребителя.

Успешность деятельности специалиста определяется возможностями адаптации к профессиональной среде[9].

Для представителей коммуникационной профессии важны общепсихологические качества, такие как:

– общая активность (уровень энергетичности, предприимчивости);

– интеллектуальные способности, степень социальной контактности, общительность, впечатлительность, артистичность;

– ответственность, социальная зрелость, уважительное отношение к социальным нормам, этическим требованиям.

– независимость, самостоятельность, склонность к лидерству.

Обязательной для современного специалиста является культурная компетентность, которая предполагает умение быть гибким, гуманным, терпимым к новым идеям, корректировать и преобразовывать жизненные ориентиры, определяющие профессиональное поведение.

Самая главная позиция психограммы востребованного сегодня специалиста в сфере массовой коммуникации – это творческое мышление, гибкость и разносторонность потенциальных возможностей работы с фактурой в рамках определенного канала коммуникации[10].

Как уже отмечалось, в контексте деятельности по производству и распространению информации обычно выделяются два главных субъекта СМК – издателя и коммуникатора. Коммуникатор рассматривается как сложная система, включающая различные подразделения редакционного коллектива и работников редакции (журналистов)[11]. Журналистское творчество имеет свои специфические особенности, одна из главных – социальный и массовый характер всего процесса творчества.

В рамках журналистской деятельности протекают два взаимосвязанных творческих процесса: репродуктивный, роднящий деятельность журналиста с производственным процессом и придающий ей воспроизводящий характер, и эвристический (поисковый), предполагающий наличие специализированных условий и определенного уровня культуры субъекта (субъектов) творческой деятельности. E. С. Дорощук пишет: "Рассматривать культуру творчества журналиста необходимо в двух аспектах: широком и узком. Широкий аспект позволяет рассмотреть культуру творчества журналиста как способ творческой самореализации личности журналиста в разнообразных формах профессиональной журналистской деятельности и коммуникации, направленных на освоение, разработку, производство и передачу информационных ценностей в условиях коммуникационного пространства. Узкий же аспект сводит это явление к пониманию его как техники труда, организации труда и т.д."[12].

По В. М. Горохову, творческая природа журналистики, творческое ее своеобразие состоят в следующем:

1) социальная целесообразность журналистики проявляется в достижении определенных результатов и создании информационной картины мира, "обеспечивающей активную социальную жизнедеятельность общества"[13];

2) особость проблемной ситуации в журналистике отличается тем, что она "объективируется в процессе деятельности" и имеет "духовно-практическую природу";

3) сущность творческого процесса журналиста в единстве общественно-исторических и индивидуально-психологических истоков творчества;

4) особость способа деятельности журналиста в том, что он многопланов и сочетаем (в частности, можно говорить о сочетаемости в нем типических и индивидуальных черт);

5) в журналистском творчестве присутствует двоякость открытия нового, что является неотъемлемой чертой творчества вообще: с одной стороны, "журналистика открывает новое в предметном знании", а с другой стороны, "открытие нового связано с изменениями в самой журналистике"[9];

6) "ориентация на самобытность и высокое качество продукта труда наиболее явственно обнаруживает творческую природу журналистики"[15].

К особенностям журналистского творчества теоретик печати М. Горохов также относит:

– полифункциональность журналистики;

– широкий предметно-тематический диапазон;

– разноплановость и многообразие проблемных ситуаций;

– развитость способа деятельности журналиста;

– аудиторные интересы и потребности, которые ориентируются на персонифицированную информацию[9].

В последнее время в рамках социально-психологических теорий вырастает повое направление – психология журналистского творчества. Объясняя возможности психологии творчества в раскрытии личностных особенностей человека, исследователь Я. А. Пономарев писал о психологии творчества: "Она блистала увлекательностью: живописала обстоятельства созидания великих творений во всей их полнокровности, непосредственности, целостности"[17]. Источниками данных были биографии, автобиографии, мемуары и другие литературные произведения, содержащие признания выдающихся людей – художников, ученых, изобретателей.

Появились работы, раскрывающие природу творческого процесса и всех сторон развития творчества; изучались его фазы: сознательный труд, бессознательная работа, вдохновение; способность к творчеству, качества творческой личности и т.д.[18] В рамках психологии творчества выявлялись следующие креативные признаки:

– гениальность, выражающаяся в особенностях перцепции (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний), характера (уклонение от шаблона);

– инициативность;

– упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность;

– мотивации и ценностные ориентации (непреодолимое стремление к творческой деятельности, удовлетворение от самого процесса творчества).

Сегодня появляются новые инструменты освоения проблем журналистского творчества, разрабатываются психологические подходы, развиваются направления и школы за пределами психологии, которые активно используют теории и эмпирические методы психологии для объяснения закономерных процессов текстообразования в медийном пространстве, изучаются не только репродуктивные, но и творческие моменты[19]. Особое внимание уделяется характеру протекания творческого процесса, связанного с созданием журналистского произведения. Здесь важно знание особенностей творческого акта, в ходе которого личность реализует свои потенциальные способности и возможности; понимание процесса взаимодействия психофизических и интеллектуальных усилий журналиста при реализации замысла произведения.

Петербургский исследователь массмедиа А. М. Сосновская приводит примеры того, какие ролевые характеристики журналиста выносят на первый план ученые из разных стран. Так, для американских авторов журналист – это распространитель информации, интепретатор (в его поле зрения находятся различные виды информации, в том числе правительственной) и противник (дистанцирует себя от власти). Испанские ученые рассматривают журналиста как защитника, который ощущает себя лидером общественного мнения. Британские исследователи отмечают рыночную, адвокатскую и репрезентативную роли журналиста. По мнению И. М. Дзялошинского, российского исследователя СМИ, можно выделить следующие основные роли отечественных журналистов: выразители общественного мнения, комментаторы, генераторы идей, критики, защитники. В середине 1990-х гг. усилилась значимость роли организатора, пропагандиста и развлекателя. С точки зрения наших финских коллег, журналисту необходимо критиковать несправедливость, выдвигать новые идеи, объяснять мир, быть "сторожевым псом" власти, делиться опытом[20].

Ориентация на выполнение каждой из перечисленных социальных функций диктует линию не только поведения журналиста, но и его творческого поиска. Творческий потенциал нельзя рассматривать отдельно от такого качества творческого мастерства журналиста, как индивидуальный стиль деятельности. Данный стиль В. М. Горохов однозначно называет творческим, а его формирование – насущной потребностью творческой личности журналиста[21]. Надо заметить, что само понятие "индивидуальный стиль деятельности" достаточно широкое, чтобы быть использованным только в связи с характеристиками стиля деятельности журналиста.

Понять личность как особое, формирующееся в социокультурной среде качество человека – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально. Среди биологически запрограммированных свойств немаловажную роль играют возрастные и гендерные характеристики личности, исследовательский интерес к которым в последнее время неуклонно возрастает.

Одна из проблем "женской журналистики" заключается в содержании тех ролевых характеристик, которые общество предписывает женщине-журналисту. В процессе глобальной трансформации гендерные роли значительно изменились, породив неоднозначные оценки. Социологические исследования "Пол и средства массовой информации", проведенные центром "Партнерство для развития", показывают, что сама журналистская среда находится во власти гендерных стереотипов, причем журналисты солидных изданий подвержены заблуждениям даже в большей степени, чем их коллеги в "бульварных" газетах[22].

Существуют также стереотипы, связанные с устоявшимися представлениями по поводу того, о чем имеет право писать женщина-журналист. Политика, экономика, военная сфера и криминал считаются привилегией мужской части редакционного коллектива, а социальная тематика, здоровье, мода, искусство, охрана природы относятся к "женским темам". Особенно остро эта ситуация ощущается в женских изданиях. "Каждая юная журналистка, пришедшая работать в женский журнал, обязательно проходит через “целлюлитоподобные” темы для материала. Оценив ее способности на этой ниве, ей уже могут доверить материал посерьезнее. “Теперь ты можешь писать обо всем, о чем захочешь: о туфлях, о лазерной эпиляции...”, – интересны слова редактора глянцевого женского журнала журналистке в фильме “Как потерять парня за 10 дней”. А девушка-журналист в то же самое время мучается от того, что она “получала высшее журналистское образование для того, чтобы говорить о том, что ее действительно волнует”, говорить о политике и экономике. По эта ниша занята мужчинами, которых вряд ли редактор попросит написать, допустим, о зимней специфике педикюра"[23].

Известный петербургский ученый Б. Я. Мисонжников пишет: "Женщины занимаются прежде всего теми формами журналистских практик, которые наиболее полно соответствуют их природе: сотрудничество в редакторате и секретариате, аналитическая работа с преобладанием кабинетного метода сбора материала, выступления в качестве литературных, театральных и прочих рецензентов, авторов очерков на моральную тему. К слову сказать, этими очерками, которые сегодня, к сожалению, стали большой редкостью, в прошлые годы активно и не без успеха занимались в основном женщины: они, видимо, лучше умели почувствовать боль чужой души, проникнуться состраданием и сочувствием"[24]. Вместе с тем женщины уже давно заявили о себе в тех сферах журналистики, которые издавна считались мужскими. Речь идет о репортерской деятельности, которую петербургский автор ставит в один ряд с работой шахтера и солдатской службой. На самом деле, профессия репортера связана с большими трудностями и риском, особенно когда женщина оказывается в горячих точках. До сих пор нет единой точки зрения по поводу журналиста Елены Масюк, пережившей плен, тюрьму, тяготы военной обстановки, в поисках информации для своих репортажей из Чечни[9].

Репортер Первого канала А. Нельсон признается: "Женщине удобнее заглядывать в чужие глаза. Вот если взять самый экстремальный и распространенный пример с “не женским лицом” – война. На войне, как правило, мужчины-журналисты снимают то, из чего стреляют, а женщины – в кого стреляют. Палестина, Ирак, Кавказ – правило испытано на собственной шкуре: когда кругом бедствие и сплошной кошмар, то люди, напуганные войной, в собеседники чаще выбирают женщину"[26].

По мнению А. М. Сосновской, портрет современной российской журналистки содержит "набор" характеристик, которые отличают его от аналогичного портрета ее коллеги из-за рубежа. Российские журналисты, в том числе женщины, практически не становятся фрилансерами. Женщины-журналисты часто получают зарплату меньше, чем их коллеги-мужчины. Можно говорить о дискриминации по половому признаку, когда речь идет о приеме на работу в ту или иную редакцию, хотя женщины, как правило, имеют больше дипломов о получении образования, чаще всего, филологического. В Швеции можно заметить другую тенденцию: образование журналистов-женщин в этой стране больше ориентировано на политические науки. Примечательно, что молодые сотрудницы российских СМИ предпочитают говорить о себе, как о журналистах, но с появлением семьи и увеличением семейных забот начинают именовать себя журналистками. Однако мужчины остаются референтной группой и для начинающих, и для профессиональных женщин-журналистов[27]. Адаптация последних, вынужденных постоянно доказывать свою профессиональную состоятельность, в редакционном коллективе проходит более сложно, чем у мужчин[28].

Аналогичные примеры характерны и для СМИ зарубежных стран. Так, в Италии, сохраняющей определенную консервативность по отношению к женщине, не сложились условия для активного развития феминистской прессы.

Хотя в стране постепенно исчезает разделение мужских и женских профессий, женские издания сохраняют приверженность созданию образа женщины-хранительницы домашнего очага[29]. Американкам также приходится преодолевать традиционные предубеждения в отношении женщиy-журналистов[9]. Непростая ситуация складывается в Азиатском регионе: женская пресса Китая активно включилась в процесс глубинных перемен в жизни страны, в Индии делают определенные шаги для привлечения женщин в журналистику, а в Пакистане только Беназир Бхутто содействовала этому процессу. В ряде азиатских стран женский голос еще не скоро зазвучит в СМИ[31]. Несмотря на то что женщины составляют значительную часть журналистского корпуса Тайваня, там существуют стереотипы женской и мужской работы[9]. В Японии СМИ пока нс вырвались из плена представлений о том, что "женщины всегда сидят дома и изо всех сил ухаживают за мужчинами"[9].

Женщины, долгое время проработавшие в СМИ, получившие признание коллег и снискавшие известность у читательской публики, полагают, что "не надо бояться своего женского начала в профессии мужской по определению"[28] и что именно женщины придают прессе человеческое и душевное звучание. Вместе с тем известный петербургский журналист и ученый С. Н. Ильченко отмечает, что наметились изменения в ролевом поведении российских тележурналистов, которое отражает девиантные формы творческой реализации в эфирном телеконтенте: мужчины стремятся феминизировать свой имидж, а женщины – маскулинизировать его[35].

Женщина перестает чувствовать себя слабым полом и хочет ощутить свою принадлежность к сильному, что мы могли увидеть, например в программе "Клуб бывших жен" на канале ТНТ. По мнению С. Н. Ильченко, "если раньше “война полов” как тематический дискурс казалась пройденным этапом на отечественном телевидении, то нынче она реанимируется в двух крайних вариантах – скандально-громогласном (“Пусть говорят” на Первом канале; “Запретная зона”, “Офис” – оба на ТНТ), либо элитно-утонченным, или претендующим на таковой (“Школа злословия”, тот же “Клуб бывших жен”). Аналогичны и модели поведения женщин-ведущих. Они вызывающе агрессивны и подкреплены эпатажем не только в интонационно-вербальной языковой стилистике, но и в таких деталях, как имидж и одежда женщины с миκpoφoнoм"[36].

Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается стремление к гендерному балансу в сфере журналистики, в отечественной и зарубежной системе СМИ накоплен значительный опыт по созданию необходимых условий для того, чтобы и мужчины, и женщины, работающие в сфере СМИ, могли реализовать свои профессиональные возможности.

Эксперты ЮНЕСКО, которые провели гендерный анализ ресурсов массовой информации, пришли к заключению, что участие женщин в СМИ – неоконченная повесть. Одной из ее современных страниц является феминизация журналистики, которая все больше обретает женское лицо. Изменит ли этот процесс ОГЛАВЛЕНИЕ СМИ и характер самой профессии, покажет время.

Факторы, имеющие генетическую основу (эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм и др.), помогают или мешают вхождению в профессию. Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент. Многокрасочна классификация характеров журналистов.

Успех в любой, в том числе журналистской, работе зависит от способностей – индивидуально-психологических особенностей человека, которые обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, определяют качество продукта этой деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам. Основой способностей служит интеллект, включающий в себя ощущения, восприятие, представления, воображение (психологическую основу творчества, позволяющую создавать новые образы реальности), память. Как пишет В. Ф. Олешко, память человека "программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее “обставляет”, соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество"[37].

Важнейший компонент интеллекта мышление, которое является одной из важнейших форм проявления творческих возможностей человека. Мысль, сознание, разум многими поколениями журналистов рассматривались как величайшая ценность.

И. М. Дзялошинский считает, что с помощью такого критерия, как отношение к противоречию, можно рассмотреть несколько стилей журналистского мышления: мифологическое (игнорирующее противоречия), формально логическое (стремящееся к уничтожению или примирению противоречий) и диалектическое (ориентированное на выявление реальных противоречий как движущей силы любых явлений)[38].

По мнению В. Ф. Олешко, журналисту свойственны гибкость и ассоциативность мышления, а также легкость генерирования идей[37].

Психолог Е. Е. Пронина в книге "Психология журналистского творчества" также рассматривает различные тины мышления: магическое, при котором журналист ощущает себя шаманом и действует соответствующим образом; рациональное, опирающееся на доводы рассудка; прагматическое, связанное с опытом и нацеленное на разрешение конкретной, а не глобальной проблемы; гуманистическое, предполагающее ориентацию на высшие ценности; Net-мышление, отличающееся ориентацией на взаимодействие с компьютером[40].

В психологии нет единой точки зрения по поводу того, меняется ли мышление человека в процессе социогенеза.

Одни считают, что оно неизменно, другие – что оно подвержено изменениям. В середине 1990-х гг. в научных исследованиях все чаще стал подниматься вопрос о том, что в условиях электронной культуры возникает новый тип мышления – клиповое, ориентированное па нетекстовую, образную информацию[41]. Его суть заключается в том, что оно умеет – и любит – быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами[9]. Исследователи усматривают в нем и недостатки, например, отсутствие целостности восприятия, и достоинства, в частности, большая скорость обработки информации[9]. Считается, что возникновению такого типа мышления немало способствуют СМИ, особенно сетевые, в которых представлен конгломерат разрозненных сообщений – молекулярных единиц информационного потока[44]. Наличие клипового сознания у потребителей информации многими рассматривается как неоспоримый факт. Но является ли клиповым мышление создателя сообщения. В этом контексте небезынтересно мнение тех, кто формирует ОГЛАВЛЕНИЕ СМИ: "Аудитория все больше мыслит картинками, у нас (журналистов. – С. В., Г. М.) уже сформировано клиповое сознание – то есть если ты не подал информацию в виде картинки и подписи к ней, то не жди к себе читателей"[45].

Пока нельзя с полной уверенностью сказать, насколько глубокими являются изменения в мышлении современных журналистов. Однако проблема клипового восприятия мира заставила представителей журналистской среды задуматься об изменении самого содержания профессии. Одни считают, что сегодня требуются "фэйсбучные" журналисты, обладающие навыками работы в интернет-СМИ. По мнению других, надо готовить новых менеджеров для медиасреды, потому что "появилось довольно много новых функций, начиная с модераторов сообществ (это человек, который способен адекватно разговаривать в сети), до режиссера мультимедиа, который должен понимать, как материал представить на сайте. <...> Нужны люди, которые могут работать с этим контентом, могут доносить это до людей. Я бы даже сказала, что это продюсеры-маркетологи нового типа. Продюсеры- контентщики, которые могут раскладывать мультимедийный материал, ставить задачу журналисту: что будет в картинке, а что – в буквах, и маркетологи..."[46].

Возникает также вопрос о том, какие резервы мышления будут задействованы в деятельности сотрудников конвергентных СМИ, которые объединяют различные информационные и коммуникационные технологии. Существует точка зрения, что в ходе медиаконвергенции происходит новая "глобальная профессиональная революция", связанная с появлением транспрофессионалов, готовых "свободно за счет своего мышления и способов организации своей деятельности работать в различных профессиональных средах. Комплексирование методов, средств и способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения – такова специфика, транспрофессиональной работы"[47]. Транспрофессионал будет совмещать в себе универсально мыслящего человека, способного сочетать навыки предпринимателя, менеджера и многостороннего технического специалиста.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что на повестке дня переосмысление модели журналистской профессии, а значит, и ее творческого содержания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в связи с глобализацией медиапространства и усилением воздействия интернет-журналистики па СМИ сегодня отчетливо проявились новые тенденции, связанные с новой стилистикой медийного дискурса, а также с "изменением параметров профессионализации журналистов. Новая информационная парадигма, формируемая сегодня, отличается усилением коммуникативного аспекта журналистской деятельности, что приводит к расширению медийного пространства за счет использования нежурналистских носителей информации и технологий"[48].

Среди различных видов журналистского мышления Е. Е. Пронина особо выделяет драйв-мышление[49], достаточно широко представленное сегодня в массовой прессе, развлекательных программах телевидения, а также на различных интернет-сайтах. Несомненно, гедонистическая функция присуща журналистике, но она, как и все остальные, не является самодовлеющей. Журналист, обладающий драйв- мышлением, с одной стороны, пытается убедить свою аудиторию в том, что именно получение удовольствия составляет смысл человеческого существования, с другой – он склонен пропагандировать тот стиль жизни, который приводит личность к духовному, а иногда и к физическому распаду.

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют приблизительно следующее ОГЛАВЛЕНИЕ.

"Первый этап (сознательная работа) – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка"[50].

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов, творец переживает сознательные и бессознательные состояния.

В деятельности, тем более творческой, человек представлен целостно, в единстве его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. В эмоциях, чувствах, страстях и аффектах проявляется отношение человека к действитель

ности. Сложная гамма эмоций и не менее сложный комплекс чувств не только сопровождают все этапы журналистской работы, но и сохраняются в ткани его произведений и таким образом передаются читателям, слушателям, зрителям.

Деятельность современного работника сферы массовой коммуникации, не утрачивая прежних, приобретает сегодня новые качества: коллективность, анонимность и технологичность. Сотруднику СМК присущи литературные, исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки.

Если обратиться к биографии одного из наиболее известных отечественных журналистов Леонида Парфенова, можно увидеть, что в его деятельности проявились почти все перечисленные нами способности. Действительно, его биография чрезвычайно насыщена. Приведем лишь некоторые ее страницы. Л. Парфенов сотрудничает с ведущими советскими газетами и журналами, работает в газете "Вологодский комсомолец" и на Вологодском областном телевидении в Череповце. Журналист становится спецкором молодежной редакции Центрального телевидения и одновременно корреспондентом программы "Мир и молодежь", затем переходит на "Авторское телевидение". В 1989 г. вместе с Андреем Разбашем создает документальный фильм о поколении шестидесятников "Дети XX съезда".

Широкую известность Л. Парфенов приобрел как ведущий программы "Намедни", ставшей одним из первенцев отечественного инфотейнмента – "развлекательной упаковки" подачи информации. Журналист работал на НТВ и Первом канале, был автором и ведущим проекта "НТВ – новогоднее телевидение", автором новогоднего шоу "Старые песни о главном", ведущим исторических программ "Намедни. Наша эра. 1961 – 1991", "Российская империя", "Живой Пушкин" и рубрики "Особый взгляд Леонида Парфенова", информационно-аналитической программы "Итоги", русской версии игры "Форт Боярд". Л. Парфенов проявил себя как кинодокументалист и редактор издания "Русский Newsweek". Ему принадлежит книга "Намедни. Наша эра".

Следует заметить, что в жизни Л. Парфенова были не только победы, но и неудачи. Его удостаивали престижных профессиональных наград, но иногда он вынужден был покидать место работы и далеко не всегда находил взаимопонимание с коллегами. Тем не менее в биографии Л. Пар

фенова, в публикациях, посвященных его деятельности, очень часто встречаются слова "стал автором", "придумал", "впервые". Все это свидетельствует об огромном творческом потенциале и волевых качествах журналиста.

Центральной частью психической жизни человека является модель мира – представление человека о мире и о себе в нем. Известный исследователь психологии журналистики Г. Лазутина пишет, что массовые информационные потоки несут оперативную модель мира. Ее отображение – столь важный процесс, что различные виды журналистской деятельности "сложились в единую структуру таким образом, что на основе административно-ответственной и морально-ответственной зависимости участников производственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей, предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потому выступающих как единая деятельность – творческая деятельность журналиста"[51].

Не менее существенным представляется и понятие образа мира. Формирование гуманитарного научного образа мира рассматривается современными авторами в качестве одной из наиболее серьезных проблем современности.

Образ мира исследуется и в психологии, хотя до сих пор еще не выработано его строгой дефиниции. Под образом мира подразумевается "методологическая установка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности"[52]. Психологи считают, что образ мира представляет собой пятимерную модель: "четыре измерения пространства-времени “пронизаны” пятым измерением – значением как еще одной координатой каждой точки четырехмерного пространства-времени"[53]. Иначе говоря, определенные пространственно-временные параметры реальности, в которой существует человек, способны обретать особую значимость для человека, воспринимающего их.

Образ мира изучается на различных уровнях: он понимается как форма организации наших знаний; его рассматривают как многослойное образование, базирующееся на субъективном опыте индивида и как структуру, сформированную при помощи понятийного мышления. С образом мира соотносимы понятия "картина мира" и "картина мироустройства". Картина мира определяется как сложная, многоуровневая характеристика жизненного мира, как совокупности значимых для личности объектов и явлений[54]. Картина мироустройства – индивидуальная и универсальная – это способ описания мира, способ, с помощью которого индивид понимает мир и себя[9]. Успешного журналиста отличает феноменальное свойство "чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственного потенциала, особых умений и средств"[56].

Картина мира по-разному представлена сегодня в отечественных и зарубежных СМИ. Представление о ней дают просветительские и образовательные программы. Например, одним из наиболее масштабных на российском телевидении считается "ACADEMIA" – мегапроект телеканала "Культура", у которого нет аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом. Выдающиеся ученые современности дают нам уникальную возможность познакомиться с важнейшими проблемами современных естественных и гуманитарных наук, понять, в каком мире живет современный человек и какое место в этом мире он занимает[57].

Одной из старейших на российском телевидении была передача "Очевидное – невероятное" (впоследствии медиахолдинг), которая расширяла границы наших обыденных представлений о действительности и давала приобщиться к научной картине мира. Ее ведущим являлся российский ученый С. П. Капица. Приведем несколько размещенных на сайте "Очевидное – невероятное" высказываний о нем как об ученом и телеведущем.

"Популярно и вместе с тем правильно, доходчиво рассказывать о достижениях науки очень не просто. Нужно иметь определенный талант, и у Сергея Петровича этот талант есть. Не зря он получил премии международные за популяризацию науки" (Ж. Алферов).

"Очень оригинальный ум, который всегда находит красивые решения. Мне кажется, его роль как посла науки перед общественностью не только России, но и других стран просто огромна. Он уникум. Нет больше людей, которые могли бы так доходчиво и в то же время, не опускаясь до вульгаризации, донести до широкой аудитории, чем занимается наука и почему это столь важно" (Р. Сагадеев).

"Сергей Капица может так повернуть разговор, задать вопрос или прокомментировать, что общими словами не отделаешься. В этом отношении он действительно виртуоз – знает, как вести себя с теми, кто высказывается чересчур “округло”. Вообще с ним легко и приятно общаться" (Ю. Рыжов)[58].

Прекрасное образование, научная и человеческая культура, отсутствие догматизма, вера в науку, дар популяризатора, очевидный талант человеческого общения стали теми особенностями личности С. П. Капицы, которые позволили ему сформировать и представить телезрителям удивительно объемный и многокрасочный образ мира. Для С. П. Капицы мир – это пространство, где всегда есть загадочное и непознанное, место для "открытий чудных", раздвигающих горизонты наших представлений о мироздании.

Интересным примером формирования образа мира в современных СМИ может служить цикл передач А. М. Городницкого "Атланты. В поисках истины" (2004). Примечательно, что А. М. Городницкий совмещает в себе таланты барда (его знает нс одно поколение любителей популярной бардовской песни, которая стала феноменом отечественной массовой культуры), писателя-мемуариста, геофизика, профессора, опубликовавшего свыше 200 научных публикаций, телеведущего. Такое сочетание образного и логического мышления – не редкость в истории культуры: мы знаем ученых и политиков, блестяще игравших на скрипке, прославившихся в качестве известных пианистов, поэтов и переводчиков литературной классики. Возможно, именно интеллектуальный романтизм заставил А. М. Городницкого принять участие в поиске Атлантиды: не случайно тема атлантов звучит не только в его песнях, но и в названии рассматриваемого цикла передач.

Чаще всего говорят о поэтическом мире, созданном A. М. Городницким, но в посвященных ему филологических исследованиях мы встречаем рассуждения об индивидуальной картине мира поэта, интересные и в контексте данного учебника: "Рассмотрение картины мира поэта представляется важным и в гносеологическом плане: поэзия Городницкого информативна в отношении не только личности человека, но и мира, одним из элементов которого является человек"[59]. Эти слова можно с полной уверенностью отнести и к деятельности А. М. Городницкого-ведущего, который в своей авторской программе обсуждал сложнейшие проблемы взаимодействия человека и мироздания. Многие положения, высказанные в этих передачах, вызывали споры и получали неоднозначные отклики. Однако спор, несогласие, критика, на наш взгляд, всегда являлись важным стимулом развития мысли и компонентом творчества.

Творчество известного отечественного журналиста B. М. Пескова называют зачарованным странствием по Земле, возвращением в лоно матери-природы, обращением к духовным корням человеческого рода[60]. Картина мира в больших и малых произведениях В. М. Пескова – это не просто бытие природы, это единение человека и Космоса, о котором мы в ходе развития цивилизации постепенно забывали.

Образ мира может приобретать ярко выраженный национальный характер. В национальном образе мира особую значимость приобретают такие элементы, как "Пространство и Время, Вертикаль и Горизонталь, Почему и Кто. К примеру, для немцев – это Время, для русских – это Пространство: даже священное слово “страна” того же корня"[61].

Журналист, как и любой другой человек, рождается и, как правило, взрослеет в том или ином пространственно-временном континууме, имеющем для него жизненно важный, ценностный смысл, определяющем исходные моменты социализации личности.

Известным фактом стали слова "вермонтского затворника" – А. И. Солженицына, после вынужденной эмиграции в США отгородившегося от того, что он считал посторонним. Сам писатель – "самый русский американец"[62] – объяснял это желание необходимостью сосредоточиться на работе и ограничить приток незваных гостей. Однако не будет слишком смелым предположить, что таким образом знаменитый писатель и публицист выстраивал свой мир, свое индивидуальное пространство, где можно было бы думать и писать о России. Он говорил: "Как взрослое дерево при пересадке болеет, а иногда и умирает на новом месте, так и человек не всегда может перенести изгнание и форменно болеет от него. Я хочу надеяться, что никому из вас не придется испытать этого горького жребия – жить в чужой стране поневоле. На чужбине все кажется не таким, не своим: человек испытывает постоянную тоску. <...> Я даже и пейзаж, вот этот вермонтский, вот эти кусочки леса, и даже перемены погоды, и даже игру солнца, неба, облаков здесь не воспринимаю с такой остротой и конкретностью, как в России. Тоже – как будто па другом языке, что-то стоит между нами. Не случайна эта пословица: на чужой стороне и весна не красна. А дома – верю, возобновится. Для того времени и живу, и пишу"[63].

Как уже говорилось выше, социализация человека развертывается и во времени. Изучение социально-политического времени сегодня привлекает внимание философов и политологов. Возникло новое исследовательское направление – хронополитика. Проблема развития человека во времени интересует и психологов. Она связана с исторической природой человеческой жизни, с включенностью "индивидуальной жизни в исторический процесс общества. В ходе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Жизненный путь обладает пространственно-временной структурой. Он состоит из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни"[64].

Не менее серьезным для журналиста является вопрос о личностной регуляции времени, который, с точки зрения К. А. Абульхаиовой-Славской, может быть рассмотрен в четырех плоскостях: психическое отражение объективного времени, временные характеристики самой личности и, наконец, "личностная организация времени жизни, т.е. тот временно-пространственный континуум, в котором строятся ценностные отношения личности с миром"[65]. Как считают психологи, человек способен установить "оптимальные" отношения со временем, т.е. начать действовать "своевременно ходу общественных и природных процессов"[66]. Это означает своевременное получение образования, овладение профессией, иначе говоря, прохождение основных жизненных этапов. Речь идет о временно-смысловых оценках, которые "являются часто важнейшей составляющей мотивации (или ее падения) и затем регуляции реальных жизненных соотношений и деятельности личности в объективном времени. Своевременность – таково важнейшее из качеств личности как субъекта жизни, осознаваемое и переживаемое основание регуляции времени жизни"[67].

Человек способен ощущать свое единство со временем, в котором он живет, воспринимать и принимать его ценностное ОГЛАВЛЕНИЕ, но может оказаться и в разладе с современностью. Тогда его устремления будут связаны с прошлым или будущим. Кроме того, необходимо учитывать, что человек одновременно живет в нескольких "временах". Это абсолютный, биологический, паспортный, психический и социальный возрасты, которые также не всегда совпадают друг с другом.

Психика обеспечивает координацию внешнего и внутреннего времени, а на базе его отражения человек организует свою деятельность во времени. Психика способна ускорять "естественные скорости", присущие нейрофизиологической организации индивида, повышать его работоспособность.

"Способный человек в отличие от неспособного задает определенный темп деятельности, открывает для себя возможность действовать с большей скоростью, в иных временных масштабах. Управление своими способностями, использование их личностью для овладения новыми темпами, новыми временными возможностями уже есть особая способность личности к организации времени жизни. Это использование- неиспользование происходит в реальных структурах организации жизни (образования, труда, досуга и т.д.)"[68]. Так, рассказывая о первом декане факультета журналистики СПбГУ и рассуждая о загадке его творческой активности и долголетия, С. Г. Корконосенко пришел к такому выводу: "Разгадка, как водится, в личности – неординарной и в то же время вылепленной событиями, которые в наш век потрясли страну, народ, мир"[69].

Приведем отрывки из биографий отечественных журналистов разных поколений. На самом деле, насколько по-разному осуществились в их жизни использование и организация времени, вплетенного в судьбу страны и преломленного сквозь призму личного выбора этих людей.

Приведем выдержку из очерка о журналисте, педагоге, ученом В. Б. Дубровине. Его биография типична для многих, кто стал журналистом в период "оттепели" – во время надежд и перемен. Ребенком он пережил блокаду, "был рабочим, моряком, студентом. Долгое вхождение в профессию, которая стала призванием этого человека, – свидетельство тех бурных исторических событий, которые потрясли страну, мир и "вылепили" судьбу будущего журналиста. Он прошагал дорогами Сибири и Казахстана в ранге районного, а затем областного газетчика. Работал в "Комсомольской правде", в "Вечернем Ленинграде", на Ленрадио. Сотни газетных и радиопубликаций – это бесконечное множество встреч с современниками, чьи судьбы и характеры достойны уважения и подражания, чей труд – крестьянский рабочий, инженерный, научный – поистине украшает родную землю"[70].

Меняется время, и линия жизни человека прочерчивается уже иначе. Проследим вехи творческой биографии известного петербургского тележурналиста С. Ю. Агапитовой. В 1981 г. после окончания школы она поступила на факультет журналистики ЛГУ и окончила его в 1986 г. С 1989 по 1991 г. С. Ю. Агапитова – учредитель и редактор радио "ИМА- пресс". С 1991 по 2000 г. – работа на ТРК Пятый канал (редактор редакции рекламы, редактор и ведущая "Информ-ТВ", ведущая авторских программ "У всех на виду", "Пять вечеров"), Член Союза журналистов с 1987 г. С 2001 г. – работа на ВГТРК "Россия – Санкт-Петербург" (редактор программы "Новости потребительского рынка", ведущая программы "Погода в доме"). В 1997 г. Мисс-медиа Санкт-Петербурга. Лауреат международного конкурса женщин-журналистов "О женщине с любовью" в номинации "Женщина-репортер". Лауреат общественного благотворительного движения "Золотой пеликан" в номинации "журналист" "За милосердие и душевную щедрость" (2003)[71]. Получила специальный приз конкурса "Золотое перо" за по-человечески теплую программу "Погода в доме" (2004). Профессиональное становление нашей современницы отличается исключительной временной насыщенностью, что отвечает стремительным ритмам "века информации". Время максимально спрессовано, подчинено работе и "организовано" этой работой.

Фактор времени занимает особое место в журналистской деятельности. Злободневность и актуальность – важнейшие характеристики журналистики и журналистских публикаций, а оперативность – один из показателей журналистского профессионализма (хотя некоторые публикации и должны "вызревать" долго). Важно и то, насколько сбалансированы историческое и личностное время журналиста. Здесь необходимо упомянуть и о понятии "кайрос", которое в исследованиях, посвященных проблемам времени, соотносят с моментом истории, наиболее благоприятным для тех или иных начинаний и свершений. Одна из задач журналиста как раз и заключается в том, чтобы уловить неповторимость этого мгновения. "Стремление увековечить явление в какой-то миг может быть увенчано небывалым творческим триумфом: автором создаются некие новые массово-коммуникационные ценности"[72].

Время буквально пронизывает журналистское творчество. Вспомним "Корреспондентскую застольную" К. Симонова: "Жив ты или помер – главное, чтобы в номер материал успел ты передать..." Конечно, сегодня газетчик явно уступает электронным СМИ в скорости передачи информации, но любой журналист организует свою работу с максимальным учетом фактора времени, тем более, что важнейшим ценностным свойством информации является ее новизна.

Искусство запечатлевать мгновение в слове было и остается одним из показателей одаренности человека пишущего и имеет глубокие корни. Считается, что один из интереснейших литературных, в том числе журналистских жанров – это эссе. У его истоков стояли японские женщины, представительницы литературы "женского потока". Одна из них, Сей Сенагон оставила нам подлинный шедевр, содержащий ее наблюдения за природой и жизнью людей. Манера, в которой он был написан, назван "за кистью". Это означало, что человек должен был успеть поймать нечто быстро ускользающее и успеть зафиксировать его на бумаге. Так и Сей Сенагон пыталась сохранить в памяти то, что поразило ее: "Весною рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя – необыкновенно красиво. Осенью – сумерки. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор..."[73] Самое удивительное заключается в том, что эти строки были написаны приблизительно на рубеже X–XI вв.

Много столетий спустя наблюдательность, острота зрения, быстрая реакция стали неотъемлемой частью мастерства корреспондентов, фото- и кинорепортеров. И хотя есть мнение, что "индивидуальное для проявления человеческой творческости трудно найти и на радио, и телевидении"[74], сочетание живого изображения и слова создает уникальный творческий продукт, отражающий мгновенный срез действительности или, наоборот, воссоздает движение Хроноса – времени, вмещающего не только десятки веков, но и тысячелетия.

Как уже отмечалось, для журналистики важен не только "слепок" события, в СМИ складываются картина мира и картина мироустройства. Над их созданием работают представители аналитической журналистики, эссеистики и публицистики. Есть мнение, что публицистика сегодня утратила свое значение в силу своей "политической ангажированности". Многие исследователи журналистики не согласны с этой точкой зрения. Нельзя не согласиться с ними в том, что "потребность быть в курсе общезначимых проблем, стремление общества познать себя, осмыслить и оценить пути своего развития – социального, политического, нравственного – в современной российской действительности не только не теряют своей злободневности, но обретают особую остроту и значимость"[75].

В первое постперестроечное десятилетие мы столкнулись с возрождением литературного термина "эссеистика". Эссеистика и публицистика – явления близкие. И публицисты, и эссеисты, как правило, осмысливают мир, нащупывая его болевые точки, и формируют свое, индивидуальное, глубоко личностное представление о действительности. Их творчество нацелено не только на "злобу дня", но и на сохранение "среза" модели мира для последующих поколений.

Проблема создания модели мира и формирования образа мира в XXI в. продолжает оставаться предметом обсуждения в различных областях знания. Сегодня с новой остротой встал вопрос о познаваемости мира, о соотношении субъективного и объективного в познавательной деятельности человека. Постмодернизм как определенное мироощущение меняет наше представление о пространстве и времени, которые приобретают субъективный и относительный характер. Человек воспринимается как номада, странник, кочевник, для которого пространство и время исчезают, в том числе под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Жизнь словно перемещается в виртуальную реальность. Возникает опасение, что для журналистов она станет тем миром, который они будут воспроизводить, структурировать и переструктурировать по логике матрицы: жизнь человека превратится в череду сновидений, навеянных СМИ. Постмодернизм постулирует размывание объекта, представленного исключительно в дискурсе, и исчезновение субъекта, который "заменяется временным, ситуационным и сконструированным субъектом"[76].

В наше время мы сталкиваемся с исключительным многообразием интерпретаций образа мира, который ученые называют вектором на мути к созданию модели мира. Разнообразие, как известно, служит залогом движения и развития. Именно оно создает почву для реализации творческих возможностей человека, способного преобразовать мир. В воспоминаниях о журналисте и преподавателе СПбГУ А. А. Чесанове речь шла о том, что его порядочность "была активным созидательным началом. Она для него стала своего рода способом упорядочения той части нередко хаотического внешнего мира, которая оказывалась в поле совсем не принудительного воздействия его личности. Ом многих одаривал душевным равновесием и терапевтически действовавшим на других спокойствием, которые ему самому давались, однако, ценой немалых интеллектуальных и моральных усилий. Одаривать окружающих надеждой и оптимизмом, когда планета была для этого “плохо оборудована”, по плечу только людям, очень сильным духом"[77].

В условиях "этнического ренессанса", усиления миграционных потоков, ускорения процессов "вовлечения другого" в инокультурную среду повышается роль массовой коммуникации в межэтническом взаимодействии. Гражданская позиция работников СМИ определяет многое. Сотрудники медийной сферы способны:

– разрушить устоявшийся этнический стереотип;

– увидеть в представителе другого народа благородство, красоту, возвышенность души;

– использовать интегрирующие символы, обладающие сильной эмоциональной нагрузкой;

– создать позитивный ассоциативный ряд, если речь идет о представителе другой национальности;

– акцентировать внимание на лучших сторонах личности для воссоздания неповторимых черт облика и характера человека;

– найти в сложной современной жизни моменты, объединяющие людей вне зависимости от их национальной принадлежности;

– интересно и без предвзятости рассказать о традициях, обычаях того или иного народа.

Этническая проблематика диктует необходимость максимальной компетентности, внимательности и осмотрительности работников СМИ. Это требует от журналистов этнологической культуры, которая заключается в умении анализировать этнические явления и процессы, формировании устойчивой системы представлений о мире этнических взаимодействий и закономерностей развития и функционирования этносов, потребности в познании мира, умении учитывать последовательность своих действий, сравнивать, сопоставлять, проверять и перепроверять информацию, в ответственности перед аудиторией, наличии четкой гражданской позиции, основанной на устойчивой системе ценностей, главная из которых – истина. Кроме того, профессиональная этнологическая квалификация журналиста предполагает умение прогнозировать развитие национальных отношений и обосновывать свои прогнозы[78].

Для воспитания уважения к этническому многообразию, конструктивного взаимодействия различных социальных групп и снижения социальной напряженности нужна "избыточная, надежная, доступная и оптимистически построенная информация. Ведь так необходимо сосредоточить силы па снижении чувства неопределенности будущего"[79].

"Сейчас наметился серьезный поворот к обсуждению таких тем, как патриотизм, любовь к Родине, и впервые люди стали соотносить себя и государство. И мы, конечно, должны эту тенденцию поддерживать и находить язык, чтобы говорить об этом максимально точно, без истерик"[80]. Точно там вопросительный знак. В прессе раздаются голоса известных журналистов (обозревателя "Российской газеты" Леонида Радзиховского, корреспондента РТР Аркадия Мамонтова, вице-президента Медиасоюза Елены Зелинской и др.), выступающих против предоставления медийных площадок тем, кто выражает какие-либо ксенофобские идеи. Они видят задачу СМИ в том, чтобы стать системой раннего оповещения об угрозах.

Предлагается следующее: 1) отказаться в СМИ от призывов к дискриминации (лишении прав и свобод человека), утверждений об исторических и актуальных преступлениях (криминальности) конкретных этнических групп, сообщений о наличии заговоров со стороны этнических групп; 2) вывести этническую тематику из криминальной зоны; 3) исключить призывы к насилию, геноциду, убийствам, этническим чисткам, фильтрации миграционных потоков, физическим расправам в отношении представителей этнических групп и т.д.[81]; 4) не формировать целенаправленно чувства превосходства одного этноса над другими; 5) отказаться от акцентирования устойчивых негативных черт, использования уничижительных наименований представителей этнических групп и оскорбительного контекста.

Могут ли современные медиа в целом противопоставить логике конфликтного мира идеологию культуры и достоинства, которая означает принятие иного мира, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса? В силу своих сущностных характеристик массмедиа оперативно реагируют на "искривление повседневности", фиксируя болевые точки общественного развития, его напряжение и разломы, в том числе и в области этнонациональных отношений. Однако сознание читателя, слушателя и зрителя сталкивается с потоком разрозненной, а подчас и клиповой, эмоциональной информации. Погоня за новостью и сенсацией оборачивается утратой аналитических компонентов в медийном контенте, в том числе при освещении этнонациональной тематики. В этой ситуации неминуемо происходит аберрация творческих начал деятельности работников СМИ.

Специфика творчества в медийной сфере заключается в уникальном сочетании тенденций специализации и универсализации. Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый "репортерский нюх" на интересную информацию, широкая информированность, выносливость и мужество. Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, умение рассматривать отдельные явления в связи с другими, диалектизм, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы[82]. Для публициста нужны эрудиция, ярко выраженные литературные и аналитические способности, нестандартность и независимость суждений. Интервьюер немыслим без коммуникабельности, умения слушать и "разговорить" собеседника, быть интересным собеседником.

Индивидуальность сотрудника СМИ выявляется в профессиональной специализации – в глубоком освоении предмета, которое сочетается с интересом к социальным, нравственным, психологическим проблемам, куда этот предмет так или иначе включен. Журналист как представитель профессии есть "деятельная личность", представляющая собой не просто субъект, осуществляющий индивидуальную деятельность, а субъект деятельности, имеющий социальную природу.

Любая профессиональная деятельность требует от личности развития определенных характеристик, черт характера, темперамента и предполагает психологический анализ ошибочных действий, принятие мер к их исключению.

Психологически обеспечены все этапы вхождения человека в профессиональную среду.

1. Вход в профессию (самоопределение), исключение ошибки (недостаточная эффективность, несоответствие требованиям надежности).

2. Профессиональная подготовка – человек овладевает системой знаний, навыков, умений (просчеты этапа приводят к психологическим издержкам в социальной адаптации).

3. Принимается во внимание ОГЛАВЛЕНИЕ и сложность работы журналиста, факторы окружающей среды, режим труда и отдыха и т.д.[83]

Деятельность в определенной профессиональной среде накладывает отпечаток на стратегии жизни и профессионального поведения, стиль и жизненные планы, способы взаимодействия с миром. Самоидентификация, личностные смыслы, приверженность к определенным ценностям, индивидуальные проявления журналиста, направленность личности корректируют жизненный и профессиональный сценарий. Приверженность определенным ценностям позволяет сделать осмысленный выбор профессии и судьбы.

По мнению А. А. Калмыкова, в условиях капитализации к журналистской творческой продукции предъявляются требования, как к товару, который должен обладать не только потребительской ценностью, но и целым рядом параметров, обеспечивающих саму возможность присутствия этого товара на рынке. К таким параметрам относятся, например, коммуникативные характеристики: бренд, имидж, позиция в секторе рынка и т.п. Товаром являются и профессиональные компетенции журналиста, позиционирующиеся на рынке вакансий. Они определяются в первую очередь спецификой работы. Наиболее важной специфической чертой журналистской профессии является ее универсальность, т.е. сочетание узкопрофессиональных качеств, связанных с подготовкой журналистских материалов со способностью быстро осваивать разнообразные профессиональные области. К числу узкопрофессиональных требований сегодня добавляется умение уверенно использовать в своей деятельности телекоммуникационные и компьютерные технологии[84].

Журналистская информация является товаром, имеющим двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, а с другой – материального, который удовлетворяет определенные потребности (в данном случае информационные). Рекламодатель – вторичный покупатель, приобретающий не рекламную площадь в газете, а первого покупателя прессы – внимание аудитории. В этом процессе креативность оказывается на первом плане. Специфика работы в сфере рыночных массмедиа способствует больше креативу, нежели творчеству. Однако можно согласиться с И. В. Ерофеевой, которая пишет: "Вечное рабочее состояние, нехватка времени, давление конкуренции, оперативность информирования тормозят, а порой и исключают творческий процесс. Тем не менее именно творчество способно репрезентировать внутреннее богатство автора, демонстрировать его многогранность и исключительность"[85].

Частью творческой биографии журналиста является его имидж. Внутренние характеристики журналиста, его личные качества и способности позволяют ему претендовать на определенное профессиональное амплуа. Имидж формируется в зависимости от типа мышления, способов реакции на фрустрацию эмоциональной направленности, ценностных ориентаций. В процессе творческой деятельности и в общении журналиста с другими людьми происходит его самораскрытие и самопознание, что позволяет совершенствовать профессиональные качества, прибегая к коррекции. В коммуникативной ситуации репортер, ведущий программы, может избирать себе образ "учителя" (В. Познер), "вожака" (Д, Нагиев), "мэтра" (А. Вульф), "борца за справедливость" (А. Мамонтов), демонстрировать определенный тип мышления, который может быть охарактеризован в таких понятиях, как "моралист", "прагматик", "игрок", "аналитик". Аудиторией обычно выбирается тот тин, который ей наиболее близок. Образ может ассоциироваться с моделью уверенного, неуверенного или агрессивного поведения и в каждой проблемной ситуации неадекватно восприниматься аудиторией.

Имидж журналиста является сильным эмоциональным средством воздействия на аудиторию.

Как уже отмечалось, творчество проявляется в различных видах коммуникационной деятельности. В. Л. Цвик пишет: "Реклама – это талант плюс большая доза везения. Реклама – это интуиция, если хотите, наитие, озарение плюс мастерство, доведенное до совершенства владение приемами и методами работы"[86]. Творческие компоненты рекламной деятельности связаны с вдохновением и воображением, с умением представить товар зримо, объемно и, конечно, неповторимо. Творческая реклама должна найти и выделить единственный, неповторимый штрих, который привлечет к ней внимание потребителя. Креатор должен уметь разрабатывать общий замысел сообщения, продумывать визуальный ряд, сочинять текст и подбирать заголовок, а возможно, и делать раскадровку[87].

В связи с этим специалисту в области рекламы необходимо прежде всего нестандартное мышление. Исследователи считают, что тому, кто решил посвятить себя рекламе, надо обладать такими личностными характеристиками, как чувство юмора, воображение, интерес к окружающему миру, людям, а также к мотивам их поступков, эстетическое чутье, умение убеждать и слушать, выделять главное, упорство, настойчивость[9]. Как и в журналистике, в рекламе может проявить себя отдельная творческая личность. Однако и в одном, и в другом случае большую значимость приобретает коллективное решение творческой проблемы.

Перед сотрудниками рекламы ставится еще одна задача – овладение методами и способами психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей. Рекламисты должны обладать широким кругозором, в том числе опираться на психологию, в частности, на "знания о психологическом и эмоциональном воздействии на человека соотношений цветовых оттенков в рекламе, ее структурных частей, об использовании шрифтов, форматов, периодичности появления объявлений и т.п."[89]. Кроме того, требуются углубленные представления о той сфере производства или услуг, которые нуждаются в рекламе.

По мнению Ф. Панкратова, "рекламные произведения, выполненные на высоком творческом уровне, могут обладать большой художественной ценностью, эстетической выразительностью. Нередко они перерастают в образы-символы, воздействующие на духовный и эмоциональный мир человека и оказывающие влияние на формирование его убеждений, ценностных ориентаций, эстетических образов. Наиболее сильным эстетическим воздействием обладает та реклама, в которой удачно подобраны пространственная форма, художественно выполненный текст, фактура поверхности, материала, достигнута гармония цветового оформления. Выразительность и смысловая насыщенность рекламного произведения воздействуют на сознание человека, заставляя его не только ознакомиться с рекламным сообщением, но и принять рекламную идею в качестве руководства к действию"[90].

Большими творческими резервами обладает социальная реклама. Исследователь рекламного творчества О. Р. Мухаев пишет: "Креатив в социальной рекламе – особый вид созидания, основанный на синтезе научных знаний, художественного вдохновения и профессионализма, это творческая составляющая, помогающая нс только привлечь внимание, но и формировать новые ценности у целевой аудитории. Он отличается от творчества в искусстве опорой на рациональность. Сверхзадача креатива в социальной рекламе состоит в том, чтобы разработать инновационный рекламный объект с нестандартной, провокационной формой, использовать дизайн на неожиданном носителе, и в том, чтобы соподчинить социально значимому смыслу проекта все элементы, графику, выбранный рекламоноситель. Социальная проблема и реализация замысла должны быть взаимоподчинены в рамках общего целого"[91]. Этот же автор говорит о творческом содержании режиссерской работы в социальной рекламе. Режиссура здесь нацелена на синтез всех элементов рекламного продукта как единого целого и предполагает анализ проблемы, организацию сбора материала, стилистическую корректировку тестов. Для реализации единой идеи нужно иметь представление об особенностях зрительного восприятия, основах дизайна и операторского искусства[9].

Успешной может стать реклама, которая обладает эстетической привлекательностью. "В идеальном рекламном тексте “все должно быть прекрасно”: прекрасные продающие мысли, изложенные прекрасным языком, прекрасно оформленные так, чтобы прекрасно облегчить человеку прочтение и усвоение. Все это так, но все эти “прекрасности” могут оказаться пустыми, если рекламный текст не будет прекрасно продавать!"[93]

Предметом оживленных дискуссий является феномен творчества в деятельности специалиста по связям с общественностью. Бытует даже точка зрения, что в PR творить опасно: поиск творческих решений трудно совместить с коммерческой деятельностью. Посвятив себя творчеству, пиар- мен может упустить драгоценное время, и без него будут заключены выгодные сделки и подписаны перспективные контракты[94]. Однако есть и другие точки зрения. В понимании руководителей масштабных служб по связям с общественностью "PR – это такой же бизнес, как и многое другое. А в любом бизнесе, даже если он механический, должен присутствовать элемент творчества. Пресс-служба – это фронт-офис любой компании, и его необходимо четко структурировать, но ни в коем случае не формализовывать. У пресс-секретаря должны быть свои четкие обязанности, чтобы ни одно событие в компании не прошло незамеченным для потребителя, чтобы ни один запрос от журналиста не остался без внимания. Но если речь идет о каких-то нестандартных ситуациях, то здесь творческие решения могут оказать существенную помощь"[95].

Реализация творческого потенциала в сфере PR во многом обусловлена тем, в какой мере специалист по связям с общественностью является коммуникативной личностью, представляющей собой форму функционирования и реализации "через выполнение социальных ролей источника и (или) получателя информации в процессе коммуникации"[96]. PR-специалист – это еще и языковая личность, которая

проявляет себя в сфере вербальной коммуникации. Отсюда повышенные требования к речевой культуре профессионала в области связей с общественностью, которому необходимо правильно выстраивать свою стратегию речевого поведения и воздействия на аудиторию. Существенной значимостью, как уже отмечалось, обладает способность работника PR-служб к диалогу, умение понимать другого для достижения согласия с ним[97].

Творческое ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности PR-специалиста обусловлено особенностями общения, которое составляет сердцевину коммуникационных процессов. "Между субъектами коммуникации образуется поле высокого напряжения, каждая точка которого может стать поворотным пунктом в процессе общения, и, соответственно, обеспечить новый результат. Говоря иными словами, это поле высокого напряжения содержит огромный творческий потенциал, от осознания и использования которого коммуникантами зависит успешность всего акта общения"[98]. В процессе общения субъектов коммуникации, конечно, реализуются уже отработанные схемы и методики, но они не могут предусмотреть все разнообразие характеров, отношений и ситуаций, возникающих в тех или иных конкретных условиях общения. Коммуникатору постоянно надо искать творческие, нестандартные решения, которые повысят эффективность его деятельности и приведут к положительному результату, обладающему качественно новыми характеристиками.

Особое внимание сегодня уделяется коммуникативной компетентности PR-специалистов, которая связана с ролевыми характеристиками последних. Роль менеджера по коммуникациям объединяет такие роли, как эксперт, обладающий высокой квалификацией и способствующий принятию решения руководством той или иной организации; фасилитатор коммуникации – посредник, организующий процесс взаимодействия менеджмента организации и аудитории; фасилитатор процесса решения проблем, содействующий проработке проблемных вопросов по мере их возникновения; распорядитель коммуникации, непосредственно влияющий на принятие решений на уровне высшего руководящего звена. Техника коммуникации обеспечивает техническую сторону реализации решений, принятых руководством организации[99].

Рассуждая о творческом наполнении информационной составляющей PR-деятельности, отечественные авторы задают вопрос о том, как совместить прагматические задачи PR, которые может навязать человеку тот или иной выбор, а значит, посягнуть па свободу его самореализации, и творческий подход к решению этих задач. Ответ на этот вопрос им видится в игровом характере связей с общественностью, которая дает возможность отличить реальность от вымышленного мира, а также оценить процесс игры с эстетических позиций[100]. Означает ли это, что из поля зрения PR-специалиста уходят этические мотивы? Конечно, нет, потому что творчество созидательно по своей природе и нацелено на удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей: оно аксиологично по своему содержанию.

Эксперты отмечают, что и PR, и реклама сочетают два вида деятельности – стереотипный и креативный. Что имеется в виду, когда речь заходит о креативности в рекламе? Это деятельность, направленная "на создание нового, отличительного, оригинального продукта (рекламного ролика, постера и т.п.). В качестве основного критерия творчества выступает конечный результат – продукт, не похожий на все предыдущие в данной категории (новые образы, отличительные персонажи, иной юмор и т.п.)"[101].

Что же касается креативности в PR, то это – "умение провоцировать аудиторию, вызывать нужную PR-заказчику реакцию целевой аудитории (target group), т.е. важно заставить людей любить, сочувствовать или уважать PR-заказчика или его продукт, а в конечном итоге – делать выбор именно в их пользу. Тем не менее креативность в PR также предполагает поиск новых, оригинальных методов воздействия на сознание, подсознание, а также поведение целевой аудитории"[9]. Иначе говоря, специалист в области связей с общественностью должен обладать навыками психолога.

Таким образом, связи с общественностью сегодня представляют собой сложную систему, объединяющую различные виды деятельности. Однако если мы обратимся к тому, как в самом общем виде определяются функции PR, то увидим, что в них уже заложены основания для творчества. К функциям PR, по мнению профессора Д. Мерстона, относятся:

– исследование (research);

– действие (action);

– общение (communication);

– оценка результатов (evaluation)[103].

Получение и анализ информации, планирование стратегии и программы PR, их реализация и анализ результатов требуют не столько шаблонных и стереотипных решений, сколько инициативного, творческого подхода. Это подтверждает определение PR, которое было сформулировано на Ассамблее ассоциаций по связям с общественностью в 1978 г.: "Практика – это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности"[104]. И наука, и искусство вне творчества существовать не могут. Кроме того, по роду своей деятельности PR-специалисты вынуждены ставить и решать задачи, условия которых постоянно меняются.

Правда, упоминая о творчестве и креативности в области связей с общественностью, нельзя не сделать оговорку по поводу "черного" PR и управления слухами. В этой сфере PR-деятельности активно используется манипулирование сознанием аудитории, которое осуществляют те, кто обладает специальными знаниями, технологиями и приемами. Так, техника манипулирования информацией связана не только с умолчанием, искажением, подгонкой данных, но и с эмоциональной подпиткой адресата. "Как любят повторять PR-специалисты, в любом публичном деле можно иметь гораздо более высокий шанс на победу, если обладать тремя составляющими:

1) интеллектом;

2) амбициями;

3) умением блефовать.

Можно с уверенностью назвать специалистов, использующих этот инструмент, игроками"[105].

В современном понимании PR-деятельность нацелена на диалог, а нс на однонаправленное воздействие на сознание и подсознание людей. Это зафиксировано и в документах, посвященных этическим нормам профессионального поведения. Афинский кодекс Международной организации по связям с общественностью 1965 г. гласит, что каждый член этой организации должен воздерживаться от:

"12) участия в любом предприятии или начинании, которое является неэтичным, бесчестным или способным нанести ущерб достоинству человека и его чести;

13) использования “махинаторских” методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию и, таким образом, не может держать ответа за действия, предпринятые на основе этих устремлений"[106].

Таким образом, материал, приведенный в данной главе учебника, подтверждает, что деятельность в области массовой коммуникации обладает огромным творческим потенциалом и предоставляет возможности для раскрытия творческого потенциала журналистов, создателей рекламы и PR-специалистов. Одновременно мы еще раз приходим к выводу о том, что реализация творческих устремлений личности невозможна в отрыве от профессиональной этики. Вспомним слова А. С. Пушкина: "А гений и злодейство – две вещи несовместные".