Лекция 30. Психология самоутверждения специалиста

Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении - это стремление реализовывать себя, добиваться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произвольно и целенаправленно проявляет себя, свое "Я", свою индивидуальность и утверждает себя как личность.

Самоутверждение - атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание, способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям.

Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал. В. Н. Мясищев отмечал, что наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво. И поэтому чем более целеустремленно и полно молодой специалист будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется. Чем энергичнее борется специалист за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости, в профессиональном карьерном росте.

Стремление личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению - одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования.

Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой - индивидуальными личностными особенностями человека.

Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности.

Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности. Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.

Выделяют следующие основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: социально-ролевая, профессионально-деятельностная и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).

Самоутверждение личности - перманентно идущий процесс, в котором, а это в полной мере относится и к профессиональному самоутверждению молодого специалиста, выделяются три этапа: подготовительный, основной (исполнительный) и заключительный.

Основным ОГЛАВЛЕНИЕм подготовительного этапа является самоопределение личности: осознание ею потребности в самоутверждении и самореализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности и поведения, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей.

Исполнительный этап - это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.

На заключительном этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своего самоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепенно переходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.

Все этапы взаимосвязаны. В то же время они и относительно самостоятельны.

Самоопределение - важные и грань, и сторона, и этап в самоутверждении личности, во многом определяющее его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Так, например, самоопределение личности специалиста может оказаться правильным или неправильным, разносторонним или односторонним, полным или неполным, оно может быть коллективистическим или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.п. Все это и определяет соответствующее самоутверждение личности и его успешность.

Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

1) кто стоит, находится выше, а кто ниже него в системе должностных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых, статусных ролевых позиций, а кто находится на его уровне;

2) кто находится впереди, кто позади, а кто на его уровне в достижении производственных, научных, учебных, спортивных и других результатов и в получении соответствующих благ;

3) кто находится ближе к нему, а кто дальше по содержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, позиций, мнений и т.п.

Определившись в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое утверждение, в том числе и профессиональное.

Наряду с этим на особенности самоутверждения личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой по этим же параметрам возможностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и сзади, ближе и дальше.

Очевидно, что все эти оценки у человека могут оказаться в разной степени достоверными, правильными, а поэтому его самоутверждающееся поведение может быть в разной степени соответствующим возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.

Многие исследователи не без основания рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия личности с непосредственным окружением и считают, что особенно отчетливо оно проявляется у подростков и юношей. Объясняется это периодом активного становления личности, включения ее в трудовые, политические и другие общественно значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти место в жизни. Причем самоутверждающееся поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на здоровой нравственной основе, что в значительной степени обусловлено недостаточным развитием, сформированность личности, ее сознания, а порой и деформацией отдельных психических функций.

В. А. Сухомлинский отмечал, что "бравирование подростков непослушанием, хитроумные поиски путей заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины - весь этот букет духа "сопротивления" есть не что иное, как отсутствие крепкого фундамента процесса самоутверждения - богатой идейной жизни".

В отечественной психологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальных социальных потребностей и тем самым как важное условие и фактор развития личности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей.

Выделяют четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

1) в достижении определенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своей соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;

2) в общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролевых функций в контактной социальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезным ему;

3) в потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность в аффилиании;

4) в познании своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретении или усилении чувства уверенности в себе.

Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения и определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности личности в самоутверждении выступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждающего поведения.