Психология правосознания (правопонимания) и правовой культуры

Социализация (от лат. socialis – "общественный") – это усвоение индивидом на протяжении всей жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Правовая социализация – это усвоение личностью правовых норм, знаний, требований закона, определяющие меру поведения личности и уровень овладения социальными навыками.

Процесс усвоения правовых норм осуществляется путем непосредственного их познания в практической деятельности, наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, бесед с другими людьми, чтения книг, получения информации из СМИ.

Процесс социализации тесно связан с правосознанием (правопониманием).

Психология правосознания

В последнее время термин "правосознание" все чаще подменяется понятием "правопонимание", которое представляет собой систематическую мыслительную деятельность человека, нацеленную на познание права, его восприятие и оценку, а также отношение к праву как объективному социальному явлению. Анализируя субъект правопонимания (физические лица), его объект (право в широком и узком смысле), ОГЛАВЛЕНИЕ (знание субъектом своих прав и обязанностей, правовых запретов и дозволений, оценка правовых норм и т.д.), приходим к убеждению, что право- понимание и правосознание – идентичные понятия. Однако термин "правосознание" подчеркивает неразрывную связь права и сознания, т.е. права и психологии, поэтому его применение предпочтительнее.

Понимание права (правосознание) осуществляется в естественно-правовом, позитивистском, нормативистском, психологическом, социологическом направлениях.

Естественно-правовой подход позволяет выявить связь права и морали; справедливые начала в праве, заложенные в человеке самой природой; различия между правом и законом, естественным и позитивным правом.

Позитивистское направление отождествляет право и закон, утверждает возможность установления стабильного правопорядка, требует детального изучения структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности и др.

Нормативистская теория подчеркивает, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах.

Психологические аспекты понимания права раскрывают психологическую реальность – правовые эмоции и чувства человека, переживания позитивного (государственного) и личного права, учет при подготовке и издании законов правовой культуры общества и психологии индивида и др.

Важнейшим элементом правосознания является сознание – высшая форма отражения объективной действительности, свойственная лишь человеку. Сознание – это не только отражение человеком окружающего, но и отношение к нему, которое наиболее отчетливо проявляется в волевых актах.

Волевые акты, связанные с осознанием права, всегда опираются на волевые усилия, т.е. переживания. Без переживания невозможно волевое действие.

Правосознание – это совокупность общественных отношений, представлений, знаний, убеждений, чувств, эмоций и др., возникших в процессе осознания человеком права, правовых явлений, их соответствия (или несоответствия) существующей действительности. Оно характеризует "включенность" людей в правовую жизнь, в правовые отношения между собой, между государством и обществом в целом. Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, традициями, реальными условиями

жизни, практикой применения правовых норм к определенным ситуациям.

Структура правосознания состоит из:

а) правовой идеологии (правовых знаний, убеждения в полезности нрава, законов и др.);

б) правовой психологии (правовых эмоций, чувства уважения к законам и др.);

в) правовых оценок (например, поведения – правомерного или неправомерного, справедливого или несправедливого);

г) правовых установок (готовности действовать в соответствии со своей правовой идеологией и психологией).

В зависимости от особенностей субъекта правосознание подразделяется на несколько видов: общественное (носителем его выступает все общество), групповое (например, правосознание профессиональных работников), индивидуальное (правосознание, присущее всякой личности). По уровню оно может быть обыденным (проявляется в повседневной жизни людей), специализированным (профессиональным), теоретическим (научным).

Ценностная направленность (т.е. полезность для человека) правосознания подразделяется на правомерно ориентированную, нигилистическую либо противоправно ориентированную.

В правосознании выделяют три взаимосвязанных элемента: познавательный, оценочный и регулятивный.

Познавательный элемент связан с отражением в сознании человека реально существующих правовых ценностей. Уровень правосознания зависит от объема правовой информации. Пробелы в правосознании вызваны неактуализированной частью правосознания, которая способна к активизации в результате коммуникации или припоминания.

Оценочный элемент сопряжен с личностным отношением человека к правовым явлениям. Получив информацию о законе, человек оценивает, сопоставляет ее с другими сведениями о праве и с учетом такого сопоставления строит свое поведение в правовом поле применительно к собственным интересам. Следовательно, оценочный элемент правосознания мотивирует действительный поведенческий акт (индивидуальное правосознание).

Регулятивный элемент правосознания осуществляет контроль правозначимого действия и анализ его результатов. Регулятивная сторона связана с интересом и волей.

Интерес есть одна из форм направленности личности: окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном, вызывающем интерес феномене. Применительно к правосознанию эмоции выступают компонентом чувств относительно тех или иных правозначимых явлений.

ОГЛАВЛЕНИЕ интереса, эмоций обусловлено представлением людей о справедливости, равенстве, свободе, материальных и духовных ценностях. Модель поведения личности строится в зависимости от того, солидарна ли она с правом или относится к нему негативно (отрицание правовых ценностей).

Волевая сторона действий определяется пониманием индивидом своих поступков применительно к сущности закона. Человек использует закон в своих интересах или пытается его "обойти" (например, отыскать правовые акты, которые отвечают его интересам).

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека действовать, безоговорочно исполняя нормы права и решительно противодействуя их нарушениям.

Повышение уровня правосознания происходит за счет устранения его внутренних и внешних противоречий. Внутренние противоречия возможны между структурными составляющими самой системы правосознания (например, правовой идеологией и правовой психологией, общественным и индивидуальным правосознанием), а также внутри каждого элемента системы, что обусловлено неравномерностью их развития (например, в сфере социально-правовой психологии). К внешним относятся противоречия между правосознанием и социальной действительностью (скажем, правосознанием и экономическим состоянием общества).

Правосознание не является обособленным психическим образованием. Оно определяется общей ценностной ориентацией индивида в отношении общества. Порой между правовыми воззрениями личности и общественным правовым сознанием возникают противоречия, которые становятся причинами противоправного поведения личности (совершение различных преступлений и правонарушений).

Актуальной проблемой правосознания является выявление причин деформации правосознания и разработки мер по ее предупреждению.

Под деформацией правового сознания понимаются искаженное отражение в сознании индивида юридической действительности и выражающееся в негативном отношении к действующему праву, законности и правопорядку. Выражается это в правовом инфантилизме (низкий уровень сформировавшегося правового сознания), правовом нигилизме (пренебрежительное отношение субъекта к праву, правовой действительности), правовом абсолютизме (идеализация роли права и правовых институтов) и правовом негативизме (осознанное отрицание законов, наличие у лица умысла и корыстного мотива в нарушении законов).

Деформацию правового сознания можно предупредить путем улучшения экономической, социальной и политической обстановки в государстве.

Психология правовой культуры

Основы правосознания закладываются в детстве, развиваются и закрепляются на протяжении всей жизни и деятельности человека. Правосознание членов общества определяется правовой просвещенностью (знанием права) и уровнем правовой культуры. Культура – исторически определенный уровень развития творческих сил человека или коллектива, совокупность материальных и духовных возможностей общества.

Под правовой культурой понимается совокупность всех ценностей, главным образом духовного характера, созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества. Правовая культура общества обусловлена социально-экономическим и политическим строем, уровнем нравственно-правовой ответственности людей за свои поступки в сфере права, ОГЛАВЛЕНИЕм и качеством юридического обучения и образования в учебных заведениях, характером защиты основных прав и свобод граждан государством. Таким образом, правовая культура общества есть отражение в конкретных поступках людей их правового сознания, его практическая реализация.

Необходимо говорить о правовой культуре не только общества, но и отдельных социальных групп, личности. Основные категории оценки правовой культуры личности – знание основных принципов права, уважение к праву, волевые действия людей в правовой сфере, направленные на соблюдение предписаний, активная жизненная позиция личности в сфере права.

Важнейшими элементами правовой культуры общества являются:

а) уровень развития правовой деятельности (теоретических изысканий ученых-юристов, образовательной деятельности студентов юридических учебных заведений, практической деятельности – правотворческой и правореализующей);

б) уровень развития правового сознания населения;

в) уровень развития всей системы актов (документов), в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Все составные части правовой культуры существуют благодаря своему субъекту – человеку, группе людей, населению в целом. На нее определяющим образом влияют принципы права.

Принцип справедливости – морально-психологическое понятие, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее некоему видению сущности человека, его прав и обязанностей, играющее важную роль в социально-политическом, правовом сознании человека. Принцип уважения к праву подчеркивает убежденность человека в справедливости правовых норм, предписаний закона.

Принцип волевых действий людей в правовой сфере отражает привычку людей соблюдать правовые предписания, творческий подход к проблемам правопорядка.

Принцип активной жизненной позиции личности в сфере права проявляется в ее направленности, убеждениях, ценностных ориентациях, установках, ставших мотивами правовой деятельности.

Правовая культура тесно связана с правовым воспитанием и обучением.