Психология масс. С. Сигеле и Г. Лебон

Указанным выше целям способствуют и работы теоретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард. Он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях.

Существенный вклад в анализ психологии масс внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.

Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле (1868–1913) обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и пр., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам. Коллективная психология, по мнению С. Сигеле, – это также психология толпы, "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу. С. Сигеле указывал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения. Он говорил о "неоспоримом психологическом законе", по которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте". В этом заключается "причина того неистовства" до которого доходят энтузиазм или порицание в разного рода собраниях людей.

Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841 – 1931). В своем фундаментальном труде "Психология народов и масс" он обстоятельно охарактеризовал сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он писал, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой".

Г. Лебон указывал, что психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли людей "принимают одно и то же направление", "образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты".

Анализируя эти черты, Г. Лебон отмечает импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждений и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы и т.д.

Г. Лебон пытался осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывал характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на поверхностных впечатлениях. Ученый предложил свою классификацию и описание толпы "различных категорий", выделил разнородную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания.

Психология межличностного общения. У. Мак-Даугалл

Исследования психологии масс, в том числе указанных выше собраний людей, способствуют пониманию психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, становится их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871 – 1938), исходившего из того, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов" и должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления". Изначальной причиной и побудительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты, размышляя о природе и роли которых, он ссылался на работы В. Вундта, применявшего термин "инстинкт" к "прочно сложившимся приобретенным навыкам" и к "врожденным специфическим склонностям", а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам "руководящую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов".

У. Мак-Даугалл определял инстинкт как "...наследственное или врожденное психофизическое предрасположение, которое наделяет того, кто им обладает, способностью воспринимать известные объекты, обращать на них внимание, испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним".

Указывая на познавательную, аффективную и волевую стороны инстинкта, он пояснял это так: "Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отношение к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта".

У. Мак-Даугалл утверждал, что "инстинкты являются первыми двигателями человеческой деятельности" и что "инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности", подробно характеризовал взаимосвязь некоторых "основных инстинктов" и "первичных эмоций человека", в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха: инстинкта любопытства и эмоции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; инстинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д. Ученый изучал такие инстинкты, как инстинкт размножения и родительский инстинкт, инстинкт воинственности, стадный инстинкт, инстинкт стяжательства, строительства и т.д.

Подробный анализ роли инстинктов (названных им впоследствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зигмунда Фрейда и его последователей.