Психология личности

Проблема личности - одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т.д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.

Так, например, педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Философия делает акцент на выявление сущности личности и се роли в общественном развитии, в социальном прогрессе. Экономика изучает личность как субъекта производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, благ. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения.

Общую психологию личность интересует с точки зрения се внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, проявлений, роли в этом социальных, биологических (наследственных), природных и других обстоятельств.

Одна из центральных проблем в психологии личности - выявление социально-психологических особенностей личности, психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека. Это является предметом социальной психологии.

В исследовании проблем личности психология занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Данные психологии вносят существенный вклад в коррекцию или подтверждение философских взглядов на понимание сути личности и ее роли в общественном развитии. Разработки психологией проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности другими гуманитарными, антропологическими науками, такими как педагогические, юридические, социологические, политологические, экономические, медицинские.

Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.

Человек - понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость. При этом, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"1.

Индивид - это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Субъект - это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Субъектность - это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям, человек ставит и осуществляет действия по их достижению, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.

Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, полифункциональное, разно содержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат социальных и других воздействий, но и как субъект познания и преобразования действительности.

Личность - это конкретный человек в совокупности таких духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукта, результата) общественного (и другого) развития и как субъекта поведения и деятельности преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность - это конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосознания. Наличие сознания выступает одним из ведущих признаков личности.

Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание - это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание - это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п.