Психология дошкольного детства

Дошкольное детство. Младший дошкольный возраст. Средний дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. Игра. Готовность к школе.

Дошкольное детство

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20— 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В концепции ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте рассматривается сюжетно-ролевая игра, именно в ней созревают новообразования дошкольного возраста, формируются познавательные процессы и развивается личность ребенка. Сюжетно-ролевая игра неоднородна — она развивается по мере взросления ребенка. Конечно, помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме еще нет.

Динамика развития в дошкольном возрасте достаточно высока, поэтому разумнее рассматривать его, в соответствии с отечественной традицией, в три этапа: младший (3—4 года), средний (4—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст.

Младший дошкольный возраст (3—4 года).

Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром.

Особенное изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого, на смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст "почемучек". Постепенно общение с взрослым приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения — познание окружающего физического мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка.

Взрослый по-прежнему — главный партнер по общению, однако в этом возрасте начинает усложняться общение со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников-партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.

Появляется сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В три-четыре года дети в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Поглощены процессом выполнения действий, забывая о результате, действия не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10—15 мин. Основные сюжеты взяты из повседневной жизни, знакомой ребенку — семья, детский сад, сказки, мультфильмы.

Надо упомянуть и другие виды деятельности, важные с точки зрения развития ребенка — это изобразительная деятельность, конструирование — разнообразие творческой активности и, конечно, труд. В три года появляются зачатки трудовой деятельности, в три-четыре года дети способны трудиться рядом; коллективные формы труда по своей сути — с распределением обязанностей и т.д. — еще отсутствуют.

В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, Л. С. Выготский называл память. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы 3—4-летнего ребенка. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает стихи, сказки, новые слова, которые ему читают, склонен к повторению — любит слушать одни и те же сказки по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел (в мультфильмах, в своем окружении), появляются зачатки произвольности запоминания.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к четырем годам восприятие приобретает черты произвольности - ребенок способен целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и не долгое время. Возраст три-четыре года — это возраст формирования сенсорных эталонов — представлений о форме, цветах, размерах, однако сенсорные эталоны пока являются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом, они не абстрактны.

Активно развивается речь ребенка. В этом возрасте пассивный словарный запас значительно превышает активный — ребенок может хорошо понимать обращенные к нему слова взрослого, но пока не в состоянии полноценно поддержать диалог, ответы его, как правило, односложны, повторяют слова взрослого, речь ситуативна. Постепенно в словаре формируются обобщающие слова, близкие к опыту ребенка, — одежда, игрушки, и он начинает активно их использовать, согласуя в роде, числе, падеже. Этот возраст является сензитивным для развития речи детей — они легко схватывают слова и речевые обороты, копируют акценты и произношение, поэтому важно, чтобы взрослый в общении с ребенком произносил слова правильно. Дети в биэтнических семьях в этот период начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья), начинает укореняться в психике ребенка как ведущий. Если дома говорят на одном языке, то к трем-четырем годам строй и произношение этого языка становится родным для ребенка.

В речи и общении формируется мышление, до трех с половиной — четырех лет ведущим является нагляд но-действенное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Они закладываются благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.

Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи с взрослением.

Познавательное воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно-образного мышления: ребенок начинает отделять образ от предмета, используя его в процессе мышления и воображения. Аффективное воображение призывает на помощь в ситуации негативных эмоциональных переживаний героев сказок, используя которых, ребенок в воображении выстраивает ситуации,

снимающие угрозы с его "Я". В этот период можно услышать истории- фантазии, когда ребенок рассказывает о себе как о положительном герое.

Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость, ребенок впервые после раннего возраста начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно направлять его на предметы.

Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень лабилен, благополучие его зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее окружение, чем полнее близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития, ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса трех лет: негативизм, упрямство, агрессивность, но они легко преодолеваются при правильном отношении к ребенку.

Центральным механизмом развития личности в этот период является подражание, ребенок копирует поступки взрослых, еще не осознавая их смысла. Уже в три года ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Дети уже к трем с половиной годам могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности — достигая успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания начинается в этом возрасте с отделения себя от других, появления чувства "Я" и с позитивного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен, что его имя признается, так постепенно формируется базовая установка самосознания: Я — Вася (Маша) хороший (ая).