Психологическое воздействие в массовой коммуникации

С учетом отмеченных особенностей общения, влияния имиджа политика как субъекта общения важно определить особенности психологического воздействия средств массовой коммуникации на электорат.

Сегодня население с помощью телевидения узнает не только теоретические постулаты того или иного политического объединения, но и облик его лидера: интересуется его характером, образом мыслей и жизни. Телевидение позволяет олицетворять политику. Оно содействует созданию нового, публицистического облика политика. Этот вывод профессора В. В. Егорова особенно остро подтвердился после вывода из системы коммуникации Останкинского телецентра, и сразу же вся страна почувствовала важность этого средства коммуникации в жизни и деятельности.

Из всех видов СМИ телевидению отдан приоритет неслучайно. Оно действительно наиболее влиятельно в настоящее время, недаром один из приближенных Президента России назвал телевидение "второй ядерной кнопкой", и именно в период избирательных кампаний прозвучало еще одно ставшее крылатым высказывание: "Кому принадлежит телевидение – тому принадлежит и власть в стране".

Уделяя серьезное внимание электронным СМИ, мы не отрицаем другие. У печатных изданий есть свои преимущества перед телевидением и радиовещанием, у радиовещания – перед телевидением и печатью. Но многое из того, что можно использовать в работе над имиджем на телевидении, невозможно использовать в печати и на радио. Телевидение создает иллюзию непосредственного общения. Многое из того, что рекомендуют делать имиджмейкеры, наиболее приемлемо для телевидения. Вот поэтому, говоря дальше о применении прикладных психотехнологий, мы основное внимание уделяем работе над ТВ-имиджем. Объясним почему.

Особую ценность для политических деятелей телевидение приобрело в связи с его способностью буквально на глазах у телезрителей "делать" перспективных кандидатов на выборные посты из малоизвестных до тех пор или вовсе неизвестных стране фигур, прибегая по мере необходимости к услугам ставших пользоваться широким спросом специалистов в области телевизионной политической рекламы, ораторского мастерства и даже телевизионного грима, "вылепливающих" импонирующий избирателям образ депутата-"супермена" – "сверхчеловека" из не присущих тому в действительности личных и деловых достоинств. И именно телевидению принадлежит "заслуга" в выявлении одной из уникальных особенностей политической жизни, заключающейся в том, что люди без послужного списка зачастую оказываются более привлекательными для избирателей, чем люди, обладающие таким послужным списком... Телевидение драматизирует такую политическую девственность. До изобретения телевидения человек, не пользующийся известностью, вообще не мог баллотироваться, поскольку он не мог получить выхода на широкие массы.

В условиях существования телевидения он может стать известным за очень короткое время, особенно если он хорошо смотрится на телеэкране, может появляться одновременно по всей общенациональной радио- и телесети в наиболее выгодное для него вечернее время, обеспечивающее огромные аудитории слушателей и зрителей, т.е. перед миллионной национальной аудиторией.

Эффект "туннеля". На телевидение нельзя рассчитывать, если нужно внушить какие-либо идеи. Любая попытка передать с помощью телевидения какую-то сумму суждений, т.е. произнести быстро своего рода монолог, наталкивается на то, что подобный монолог оказывается неуслышанным – во всяком случае, его не слушают. Этот феномен получил даже своего рода наименование – "туннель". Журналисты видят свою задачу в том, чтобы безжалостно прерывать политического деятеля, роющего такой туннель, ибо без этого многие телезрители начинают "гулять по эфиру", т.е. искать по другим каналам более привлекательные программы.

Телевидение использует иные приемы: эмоции, энтузиазм, доверительность личных контактов, иногда показ насилия и почти всегда драматизацию событий. В такой ситуации любая политическая мысль должна быть передана при помощи примеров и сжата в символы.

Драматизация. Телевидение – это другой тип восприятия, существенно более высокой интенсивности воздействия, чем любой другой канал СМИ. Отдавая предпочтение телевидению как основному каналу влияния на общественное мнение страны, Кеннеди, как утверждают американские исследователи средств массовой информации, отдавал себе отчет в нежелательности и даже опасности излишне частого появления на телеэкранах. Люди считали, что Рузвельт постоянно выступал по радио, а на самом деле он внимательно контролировал количество своих выступлений. Более того, телевидение намного превосходит радио по силе воздействия и драматичности, и тем больше оснований проявлять в этом вопросе консерватизм, поскольку телевидение может вас сожрать.

Преобладание визуального образа. В отличие от печатного или даже устного слова зрительный образ не терпит толкований или рассуждений. Специалисты утверждают: увиденное составляет более половины того, что сохранит в памяти телезритель, а услышанное – немного менее половины.

В телерепортаже о политическом деятеле внимание привлекают окружающая обстановка, его костюм, движения, манеры, улыбка или хмурый вид и, наконец (что имеет решающее значение), как он выглядит, оптимистично ли настроен.

То, что будет услышано, имеет меньшее значение. К тому же надо иметь в виду, какую большую роль играет сама обстановка, в которой делается выступление – нервная или напряженная, как звучит голос – уверенно, спокойно, тепло или же сухо, прерывается ли оратор или чуть задыхается. Самое малое значение имеет ОГЛАВЛЕНИЕ речи. Так считает М. Рокар. Восприятие зрителем любого телесюжета происходит в следующем порядке: как выстроен кадр (композиция кадра); как выглядит человек в кадре; как себя ведет; как говорит; что говорит.

Эффект увеличительного стекла. Телевидение обладает колоссальной способностью усиливать харизматические или экспрессивные черты в человеке.

Моментальность. Телевидение – явление одноактное: человек сел перед телекамерой, сказал что-то – и общественное мнение сработало по этому факту.

Благодаря телевидению исторические события, совершающиеся на наших глазах, являются лишь живым фактом нашего настоящего, нашей сиюминутной действительности, считают некоторые исследователи. Однако это "лишь" (история становится "лишь" живым фактом нашего личного настоящего) очень емко, и совершаемая телевидением ежедневно, ежечасно переплавка времени исторического в личное время каждого члена многомиллионной аудитории – одно из достижений современной коммуникации, ставшее реальностью благодаря радийной и телевизионной моментальности.

Критерии эффективности телевизионного действия. По результатам некоторых исследований, в настоящее время наиболее эффективной является телевизионная политическая информация, соответствующая ряду критериев, таких как:

• краткость;

• простота;

• новизна.

Телевизионные клипы. Некоторые авторы, анализируя основные направления создания средствами телевидения имиджа политического деятеля в ходе избирательной кампании, выделяют четыре фазы в рекламном предвыборном процессе.

1. Идентификационные телевизионные клипы. Цель – добиться, чтобы как можно больше избирателей запомнили имя данного кандидата.

Они, как правило, очень просты по форме, имя кандидата в них часто повторяется и изображается на экране, в качестве звукового ряда нередко используются стихи, где рефреном повторяется нужное имя. Идентификационные клипы часто напоминают семейный альбом: в них используются кадры, воссоздающие биографию политического деятеля, рассказывается о его семье. О достоинствах кандидата нередко свидетельствуют его родственники или друзья.

2. Аргументационные клипы. Цель – познакомить избирателей с политической платформой, взглядами кандидата.

Несколько требований обязательны для всех клипов этого рода:

• они не должны быть слишком специфичными;

• ролики должны обращаться к эмоциям, так как считается, что большинство людей голосуют под воздействием сердца, а не разума.

Одно из правил созданий таких клипов гласит: "Одна реклама – одна идея", т.е. они должны быть простыми и целостными.

3. Негативные клипы. Цель – атака на соперника.

Негативная реклама всегда привлекает внимание: людям интересен конфликт. Телевизионный монтаж открывает перед создателями негативных клипов неисчерпаемые возможности. Проинтервьюировав три сотни людей, всегда можно подобрать именно то, что нужно. Даже когда опрашиваемые не произнесут нужных слов, искусный монтаж позволяет выйти из положения.

Необходимо отметить, что негативная реклама, особенно невыдержанная и в больших количествах, действует прямо противоположно расчетам ее создателей. Только если эта реклама сделана с чувством меры и в разумных количествах, она может значительно снизить популярность кандидата, против которого она направлена.

4. Ударные клипы. Цель – оказать "ударное" воздействие на избирателей, призвать их голосовать за кандидата.

В целом знание субъектом политики модели, алгоритма и технологии эффективной коммуникации обеспечивает ему успешное выполнение различных задач политической деятельности. При этом важно также понимать, что именно в процессе общения и использования средств индивидуальной и массовой коммуникации создается его собственный имидж и политический авторитет.