Психологическое и психиатрическое ОГЛАВЛЕНИЕ уголовно-правовых понятий УК РФ

Проблема уголовно-правовой ответственности лиц, совершивших преступления, относится к числу наиболее важных междисциплинарных направлений науки и практики. В уголовном праве она связана с понятиями вменяемости, наказуемости вменяемых лиц, у которых психическое расстройство наступило после совершения общественно опасного деяния, с возрастом вменения и другими правовыми институтами, от которых зависит уголовная ответственность.

Уголовно-правовая наука нс могла бы решить все вопросы об основаниях уголовной ответственности без глубокого анализа уголовно-правовых понятий (терминов), имеющих психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ, а также без активного применения психологических знаний в уголовно-правовой практике. Эффективность использования психологических познаний во многом зависит от своевременного приглашения для исследования специалиста-психолога.

Уголовно-правовые понятия, включающие материю психологического характера

Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, имеющих психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ либо существенно расширяющих возможность применения специальных психологических познаний. Анализ статей УК РФ позволяет выделить следующие психологические понятия:

отставание в психическом развитии несовершеннолетнего, не связанном с психическим расстройством (ст. 20);

• преступник не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 20);

• психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ст. 22);

• лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало их наступления (ст. 25);

• лицо не желало, но сознательно допускало наступления общественно-опасных последствий (ст. 25);

• лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело наступление последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично (ст. 25);

• преступление совершено по легкомыслию или небрежности (ст. 26);

• по легкомыслию лицо предвидело возможность наступления последствий, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (ст. 26);

• преступление совершено по небрежности, так как лицо не предвидело возможности наступления последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (ст. 26);

• лицо предвидело возможность наступления последствий своих действий (бездействий), но в силу несоответствия своих психологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам не могло их предотвратить (сг. 28);

• причинение вреда в результате психического принуждения (ст. 40);

• при назначении наказания учитывать личность виновного (ст. 60);

• совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо но мотиву сострадания (ст. 61);

• совершение преступления в отношении беспомощного лица; с особой жестокостью (ст. 63);

• при назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту лиц (ст. 89);

• убийство лица, находящегося в беспомощном состоянии (ст. 105);

• убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106);

• убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), а равно при наличии длительной психотравмирующей ситуации (ст. 107);

• причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109);

• причинение психических страданий (ст. 117);

• совершения преступления по неосторожности (ст. 26).

Остановимся на некоторых понятиях УК РФ, имеющих

психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ.

В ст. 20 УК РФ указывается, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Освобождаются от уголовной ответственности несовершеннолетние, которые достигли возраста ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать значение своих действий или руководить ими.

Понятие "несовершеннолетний" терминологически не совсем тождественно понятию "подросток".

Согласно возрастной психологии, существуют различные мнения относительно подросткового возраста. Дело в том, что подростковый возраст отличается подвижностью и зависит от многих факторов (уровня развития общества, пола, социальной принадлежности подростка и др.). Психологи последнего десятилетия отмечают сдвиг начала подросткового возраста в сторону омоложения – это, как правило, 11 – 12 лет; конец подросткового возраста – 18–19 лет.

Несовершеннолетний – это понятие юридическое, подросток – социально-педагогическое. Поэтому юристы должны ориентироваться на точку зрения законодателя, имеющего официальное мнение относительно подросткового возраста.

По общему правилу уголовная ответственность у лица наступает с 16 лет, но это специальный возраст уголовной ответственности, а не возраст достижения уголовного совершеннолетия, так как, согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ, несовершеннолетним признается лицо, которому исполнилось 14 лет, но еще не исполнилось 18 лет. Моментом достижения совершеннолетия должно считаться окончание суток, в котором обвиняемому исполнилось 18 лет.

В уголовном законодательстве (ч. 3 ст. 20 УК РФ) существует институт освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могущих в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. Закон не определяет понятие "отставания в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством". По это и не относится к его компетенции, а является предметом психологии (возрастной, патопсихологии и др.). Законодатель имеет в виду отставание от уровня психологического развития с целью признания несовершеннолетнего субъектом уголовной ответственности. В психологии, особенно возрастной, данное явление получило название дизонтогенез.

Выделяются следующие виды дизонтогенеза:

1) задержка психического развития – это замедленный темп развития психики, выражающийся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности в интеллектуальной сфере и др.;

2) поврежденное психическое развитие, связанное с перенесенными инфекциями, травмами, обменными заболеваниями;

3) дефицитарное психическое развитие, являющееся следствием первичной недостаточности зрения, слуха, речи, нарушениями опорно-двигательной системы и т.д.;

4) искаженное развитие – это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, например аутизм – уход от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний;

5) дисгармоническое развитие – это врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоциональной сфере (психопатия, патологическое развитие психики и др.);

6) недоразвитие: типичная модель – неглубокая степень умственной отсталости – олигофрения, которая выражается в дебильности, имбецильности, идиотии.

Олигофрения характеризуется инертностью психических процессов, склонностью к застреванию и тугоподвижности мышления, которые затрудняют формирование абстрактных понятий добра и зла и др.

Юристы отмечают, что отставание в психическом развитии, например сенсорная недостаточность (слабое развитие зрения или слуха) не считается психическим расстройством.

Иногда возникает необходимость внимательного и глубокого изучения причин отставания в психическом развитии юристами, психологами и психиатрами совместно. С этой целью назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Психиатр констатирует факт наличия медицинского, а психолог – психологического критерия невменяемости. Например, в процессе расследования преступления следователь обратил внимание, что несовершеннолетний на допросах отличается впечатлительностью, несообразительностью, растерянностью, примитивностью ассоциаций, наивностью суждений. При ориентировке в санкциях статей УК РФ суть действия закона и порядок его применения понимает очень неопределенно. Эмоционально неустойчив, легко внушаем, склонен к фантазированию. Кроме того, стало известно, что несовершеннолетний воспитывался в неблагополучной семье; родители ребенком не занимались, вели аморальный образ жизни. Сопоставив данные о психическом развитии с материалами уголовного дела, судебные эксперты пришли к заключению, что психосоциальное развитие несовершеннолетнего отстает от нормативов хронологически достигнутого возраста на два-три года, что является следствием нервно-психической недостаточности и педагогической запущенности.

Указанные особенности психического отставания (дизонтогенез); психопатия, аутизм, психологические отклонения (акцентуации), патологическое развитие психики, олигофрения (дебильность, эмбицилия, идиотия) и др. обусловлены причинами психологического порядка. Отставание в психическом развитии способствуют возникновению криминогенной обстановки.

В ст. 20 УК РФ отмечается, что освобождаются от уголовной ответственности несовершеннолетние, достигшие возраста ответственности, которые в силу отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать значение своих действий либо руководить ими.

Законодатель имел в виду неполную возможность осознания своего поведения в момент преступления. Поэтому очень важно выяснить, осознавало ли лицо:

• развитие преступной ситуации;

• смысл целей действий и результатов поступков;

• характер действующих моральных и правовых норм;

• возможность найти разумный выход из создавшейся преступной ситуации и регулировать свое поведение.

С целью оценки уровня физиологического созревания подростка (психофизиологической зрелости) и уровня развития гностических процессов личности (памяти, мышления, воображения, мотивации и др., т.е. психологической зрелости) проводится судебно-психологическая экспертиза. Перед экспертом-психологом ставятся следующие вопросы:

1) каковы интеллектуальные и индивидуально-психологические характеристики подростка?

2) учитывая особенности психического развития подростка, мог ли он полностью осознавать значение совершаемых им действий?

3) каковы особенности психического состояния подростка в период инкриминируемых ему действий?

4) учитывая особенности психического развития подростка и особенности его психического состояния, в какой мере он мог руководить своими действиями? Если лицо страдает психическим заболеванием, определение неспособности в полной мере осознавать относится к компетенции психиатра. В случаях, когда у лица наблюдается умственная отсталость или другие отклонения в развитии, назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

На разрешение экспертов (психологов, психиатров) необходимо поставить следующие вопросы:

1) имеются ли отклонения от нормального для данного возраста уровня развития, влекущие умственную отсталость?

2) если такие отклонения имеются, то в чем они выражаются?

3) можно ли на основе данных психологии сделать вывод, что лицо с учетом психологического развития осознавало полностью значение своих действий и могло руководить ими?

4) в какой мере лицо руководило своими действиями в сложившейся ситуации?

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза может решать вопрос о вменяемости лица, страдающего каким-либо психическим заболеванием, а также определить способность лица руководить своими действиями (свободный выбор цели, определение способов их достижения).

Привлечение судебных экспертов при расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел в отношении несовершеннолетних способствует правильному решению вопроса о квалификации содеянного и оптимизации психологического контакта между юристом и сведущими лицами (психологами, психиатрами, педагогами и др.).

Согласно ст. 22 УК РФ "Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости", фактически признается существование института "ограниченной", или "уменьшенной", вменяемости, хотя этот термин и нс упоминается прямо в нормах УК РФ.

К сожалению, законодательная трактовка "ограниченной вменяемости" отсутствует. Основные положения об ограниченной вменяемости рассматриваются в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г. № 46/119, Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также приказами Минздравсоцразвития России (ныне – Минздрава России) и методическими разработками Государственного научного центра (ГНЦ) социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

Ограниченная вменяемость предполагает наличие медицинского критерия, т.е. наличие пограничных нервно-психических расстройств у обвиняемого и возможность осознавать характер и опасность своих действий (бездействия) (интеллектуальный признак) и руководить ими (волевой признак). Представляется, что речь идет о частичном нарушении одного из признаков юридического критерия. Важнейшими психическими структурами, обладающими повышенной криминогенностью, являются психические аномалии, акцентуация состояния психики и острые психические переживания (например, аффект).

Психические аномалии

Среди психологов, психиатров, юристов существуют различные мнения относительно понятия "аномалии". Психиатры считают, что "аномалия" – это патология, образующая невменяемость, в то же время такое понятие, как "акцентуация характера", к патологии не относится. К психическим аномалиям относятся психопатия, олигофрения в степени дебильности, остаточные последствия черепно-мозговой травмы, органические заболевания головного мозга, алкоголизм и наркомания. Позднее в структуру психических аномалий были включены эпилепсия, сосудистые нарушения с психическими изменениями, шизофрения в состоянии ремиссии и др.

В настоящее время место и роль психических аномалий в механизме преступного поведения определяются неоднозначно. Например, одни полагают, что психические аномалии сами по себе не являются криминогенными, они лишь оказывают влияние на психологические особенности личности. Другие убедительно доказывают, что психические аномалии выступают условиями, а не причинами преступного поведения.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что существует тесная связь между конкретным преступлением и психической аномалией. Так, хронические алкоголики чаще всего совершают преступления против личности: грабежи, разбои, хулиганство. Психопаты имеют склонность к совершению насильственных и связанных с насилием преступлений (изнасилование, грабежи, разбои и др.). Олигофренов больше всего среди насильников, воров, хулиганов. Убийц и хулиганов немало среди эпилептиков, шизофреников в стадии стойкой ремиссии и лиц, имеющих сосудистые заболевания с психическими изменениями. Преступное поведение лиц с остаточными явлениями травм черепа ("травматии") больше предрасположено к насильственным (в том числе, корыстно-насильственным) и ненасильственным преступлениям. Ученые также отмечают связь между типом психопатического расстройства и особенностями криминальных действий. Например, эпилептоидно-неустойчивые психопаты склонны к совершению тяжких преступлений против личности, изнасилований и краж со взломом.

Думается, что на преступное поведение личности с психическими аномалиями влияют многочисленные факторы социально-психологического порядка (соучастники, конкретная ситуация, обстановка, характер взаимоотношений в преступной группе, авторитет лидера и т.д.).

Акцентуированные состояния психики

Акцентуированная личность либо характер предполагает преимущественное (акцентуированное) развитие отдельных свойств психики человека в ущерб другим свойствам, в результате чего ухудшаются его взаимоотношения с окружающими.

Акцентуация – это различные, еще не ставшие патологией особенности характера (например, предрасположенность к неврозам и психопатиям). Под характером понимается комплекс качеств личности, обобщающих наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства: цельность, сила, уравновешенность, оригинальность и др. морально-волевые качества. Таким образом, характер – это "каркас" личности.

О цельном характере говорят, когда основной движущей силой в поведении выступает собственное мнение. Под силой характера понимают энергичность в достижении поставленной цели. Человек, обладающий сильным характером, в состоянии мобилизовать свои возможности для определенного вида деятельности, подавить побуждения, препятствующие достижению успеха, и смело идти на преодоление трудностей. Когда человек не может противостоять внешнему давлению или внутренним искушениям, его называют слабовольным или слабохарактерным.

Уравновешенность означает способность сохранять присущую личности систему (иерархию) мотивов. При неуравновешенном характере человек под воздействием разнонаправленных побуждений отвлекается от стоящей перед ним цели. Оригинальность характера есть проявление своеобразия личности, складывающегося в борьбе со своими недостатками и отражающего способы компенсации этих недостатков за счет внутренних усилий. Бесхарактерность – тоже своеобразное проявление характера.

В характере человека отражаются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрения. А. Е. Личко подчеркивал, что акцентуации характера представляют собой крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Совокупность психологических, психиатрических, педагогических знаний об акцентуации позволяет классифицировать характеры людей на следующие типы: астенический, гипертимный, эмоционально-неустойчивый, эпилептоидный, истероидный, лабильный, шизоидный, конформный.

Чистые типы акцептуации практически не встречаются, однако один из них всегда доминирует. По мнению психологов, акцентуированный тип, в зависимости от того, какие черты характера у него усилены, может иметь психологическую склонность к делинквентности (отклоняющемуся поведению, правонарушениям).

Акцентуации характера, как и психические аномалии, способны выступать в качестве активных либо пассивных условий преступного поведения. Судебно-психологические экспертные исследования показали, что истероидные лица проявляют склонность к мошенничеству, эпилептоиды предпочитают совершать насильственные преступления, гипертимные лица нередко становятся лидерами преступных групп, астеничные чаще всего выступают в качестве орудий совершения преступлений в руках более сильных и опытных преступников. Криминалисты утверждают, что различные типы акцентуантов позволяют составить психологический портрет неустановленного преступника и использовать его для раскрытия преступления.

Акцентуации характера в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ должны быть учтены при назначении наказания как особенности личности виновного. Также они могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Обоснованность назначения таких мер лицам, совершившим преступление в состоянии ограниченной вменяемости, алкоголикам, наркоманам и объективное определение сроков принудительного лечения во многом зависит от деятельности юристов, психологов и психиатров. Необходимо помнить, что назначение принудительных мер медицинского характера возможно только при вынесении обвинительного приговора с назначением наказания. Квалификация деяния но ст. 22 УК РФ не должна автоматически влечь за собой принудительных мер медицинского характера.

Аффект как эмоциональный компонент субъективной стороны преступления

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов: физиологический, физиологический аффект на патологической почве, патологический аффект.

Физиологический аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, вызванное каким-то раздражителем и сопровождающееся резко выраженными поведенческими проявлениями. В уголовном праве физиологический аффект связывается с внезапно возникшим сильным душевным волнением, при котором человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль.

Физиологический аффект па патологической почве возникает у лиц, имеющих отклонения от нормы в психическом развитии (например, у психопатов, неврастеников и др.).

Патологический аффект сопровождается глубоким помрачением сознания, рядом непроизвольных, часто нелепых импульсивных актов, действий, последующей амнезией (потерей памяти), а иногда и глубоким сном.

В динамике аффекта выделяются три последовательные стадии.

1. Нарастание эмоционального напряжения, которое может быть кумулятивным, т.е. накопительным (длительная психотравмирующая ситуация, вызванная систематическим противоправным или аморальным поведением), или мгновенным (психическая реакция на раздражитель – грубое, циничное оскорбление). К сожалению, проблемам кумулятивного аффекта эмоционального состояния, оказавшим существенное влияние на сознание и поведение лиц, совершивших агрессивно-насильственные действия, в юридической литературе уделяется незначительное внимание.

2. Эмоциональный (аффективный) взрыв, который может произойти даже по незначительному поводу ("последняя капля"). Это чаще всего является результатом противоправного или аморального поведения потерпевшего.

3. Спад (угасание) аффективного возбуждения.

При классических аффектах аффективные реакции могут возникнуть у лиц с недостаточно устойчивой самооценкой, неспособностью к быстрому принятию решений в сложных конфликтных ситуациях, с эгоцентрическими установками. К аккумуляции (накапливанию) аффективных переживаний склонны лица, отличающиеся нерешительностью, заниженной самооценкой, склонностью к "застреванию" на источнике конфликта.

Важнейшие признаки физиологического аффекта таковы:

• внезапность возникновения: аффект возникает внезапно против воли человека и как бы овладевает им;

• взрывоопасная динамика: за малый промежуток времени состояние достигает высшего предела;

• кратковременность: аффект может длиться секундами; когда утверждают, что аффект длиться 15–20 и более минут, это преувеличение; возможно, человек находился в ином психическом состоянии, но не в аффективном;

• интенсивность и напряженность протекания: при этом у человека появляются дополнительные физические силы и возможности и он оказывает активное сопротивление более физически сильному сопернику;

• дезорганизующее влияние на психическую деятельность: в состоянии аффекта наблюдается сужение гибкости сознания до пределов психотравмирующей ситуации, утрачивается гибкость мышления, снижается качество мыслительных процессов, резко утрачивается самоконтроль, нарушается целенаправленность и целесообразность действий;

• возбуждение, стереотипная моторная активность;

• усиление двигательной активности, возможность нанесения многочисленных ударов, резкое усиление

поведенческих актов (человек мечется, выполняет беспорядочные движения и т.д.) и др.;

• вегетативные сдвиги, изменение цвета кожных покровов (покраснение, побледнение), модуляция голоса, аритмия дыхания, пересыхание слизистой полости рта, интенсификация сердечной деятельности и т.п.;

• возможность частичной амнезии и астенического синдрома. Подозреваемый (обвиняемый) иногда не способен вспомнить отдельные детали происшествия (где и каким образом брал орудие преступления, куда наносил удары потерпевшему и т.д.). Это типичные случаи частичной амнезии. Астенический же синдром характеризуется физической и нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью и истощением, снижением порога чувствительности, крайней неустойчивостью настроения, нарушением сна. При аффекте может наблюдаться и снижение адекватности поведения человека. Особенно это проявляется в попытках скрыть преступление путем симуляции (например, самоубийства).

В уголовно-правовой практике нередко возникает проблема выявления соотношения физиологического аффекта и алкогольного опьянения. Алкоголь, с одной стороны, облегчает возникновение аффективного состояния, с другой – способствует негативному влиянию экстремальных психических состояний на сознание и психическую деятельность. Представляется, что аффект на фоне алкогольного опьянения является разновидностью аномального аффекта, и обозначать его можно как аффект в состоянии алкогольного опьянения. Представляется, что наличие алкогольного варианта аномального аффекта у подэкспертного может быть расценено судом как обстоятельство, отягчающее его вину.

Аффективные реакции протекают бурно, кратковременно и оставляют после себя ярко выраженную физическую усталость. Человек чувствует слабость, теряет интерес к тому, что еще накануне так его занимало, и своей пассивностью представляет яркий контраст с продемонстрированной непосредственно перед этим бурной активностью. При анализе аффективного состояния юристы сталкиваются с необходимостью отличать его от распущенного поведения, от демонстрации душевного волнения. При распущенном поведении наблюдается следующее:

• усиление раздражительности, гневности и злобности по мере нарастания конфликта (тяжесть оскорблений, применение физического насилия в ссоре между ее участниками), когда сила действия соответствует силе противодействия и происходит "накачивание эмоций";

• колебания в степени выраженности душевного волнения, когда человек от сильного гнева переходит к сравнительно спокойной форме реагирования, а затем вновь демонстрирует бурную реакцию;

• отвлечение на посторонние детали вне основного направления эмоций;

• отсутствие "физиологического аккомпанемента" в виде ярко выраженных признаков неконтролируемых эмоциональных реакций;

• активная деятельность непосредственно после душевного волнения, направленная на самосохранение, иногда – на сокрытие следов содеянного.

Начало аффективной вспышки можно предотвратить усилием воли. Воля – способность человека действовать в соответствии с собственными целями и ценностями, способность, зависящая от степени развитости, определенности и устойчивости его мотивационной сферы. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту (или вообще его не допускает). Отвлечение и переключение внимания также могут уменьшить или предупредить аффект. В специальной литературе высказывается мнение, что аффект способен проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т.д.).

Однако представляется, что аффект – стремительно развивающееся и быстро проходящее психическое состояние. Если же человек длительное время находиться в состоянии сильного душевного волнения, то следует искать причину в другом психическом состоянии: стрессе, фрустрации и др.

В судебно-следственной практике все чаще возникает необходимость оценки аффективного состояния субъекта в момент правонарушения. Аффективная реакция в момент преступления может возникнуть как у здорового человека, так и у лиц с различными нарушениями психики; иногда она достигает значительной интенсивности, сохраняя при этом характер нормальной психической реакции (физиологический аффект) или приобретая форму болезненного психологического состояния (патологический аффект).

Для решения вопроса, находилось ли лицо в аффективном состоянии, выясняют следующие обстоятельства:

– имел ли место неожиданный сильный раздражитель;

– подтверждается ли факт постепенной аккумуляции аффективных переживаний;

– была ли объективная необходимость быстрой реакции на раздражитель;

– имеются ли признаки "сужения сознания";

– воспринимал ли субъект ситуацию как безвыходную;

– каковы индивидуально-психологические особенности личности;

– каково было психофизиологическое состояние лица накануне событий.

Экспертное заключение о физиологическом аффекте, возникшем у обвиняемого в момент правонарушения, может служить основанием для юридической квалификации его как внезапно возникшего сильного душевного волнения.

Уголовный кодекс РФ расширил понятие "аффекта" применительно к квалификации преступлений по соответствующим статьям. Поэтому необходимо говорить о составах преступлений по ст. 107 и 113 УК РФ с позиций не только физиологического аффекта в чистом виде, но и в других эмоциональных состояниях, например стресса, тревоги, тревожности, страха, ужаса, фрустрации, депрессии и др.

Стресс (давление, напряжение) – психическое состояние общего возбуждения в необычных экстремальных ситуациях; психическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. Юридическая психологическая практика показывает, что невозможно выделить универсальные причины стресса и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей.

Сильное душевное волнение может быть обусловлено не только стрессом, но и фрустрацией. Фрустрационное поведение дезорганизует сознание и деятельность человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Оно не контролируется ни волей, ни сознанием человека, ибо при этом свобода сознания и волеизъявления ограничена. Необходимо помнить, что фрустрация – это эмоциональное состояние, которое возникает тогда, когда появляются непреодолимые препятствия на пути к достижению желаемой цели. Основной признак фрустрации – нарушение как мотивированности, так и целесообразности.

Представляется правильным утверждение И. И. Мамайчук, что "фрустрацию можно выделить как особое состояние, которое может рассматриваться юристами как смягчающий фактор, при наличии которого человек не должен нести полную ответственность за деяние, совершенное в таком состоянии[1].

Дифференциальная диагностика эмоциональных состояний чрезвычайно сложна и требует высокой квалификации эксперта-психолога.

При назначении судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы.

1. Каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного?

2. Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенности поведения подэкспертного в исследуемой ситуации?

3. Каковы особенности межличностных отношений жертвы и подэкспертного?

4. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в момент совершения деликта?

5. Находился ли подэкспертный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?

Юридическое определение беспомощного состояния указывает на его основные критерии, но не раскрывает их психического содержания. Беспомощность (или беззащитность) характеризуется неспособностью потерпевшего правильно понимать характер или значение ситуации, а также руководить своими действиями.

Причинами беспомощности (или беззащитности) потерпевшего могут быть бессознательное состояние, малолетний или престарелый возраст, душевная болезнь, аффективные или стрессовые состояния, физические недостатки, сильная степень наркотического или алкогольного опьянения, особенности характера потерпевшего, объем и ОГЛАВЛЕНИЕ его жизненного опыта и знаний, которые не всегда пропорциональны возрасту, и некоторые другие причины, обусловливающие неспособность потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

В юридической литературе описываются три варианта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании:

• состояние, которое может возникнуть в связи с психическим заболеванием, когда потерпевшая не отдает отчета в своих действиях и не может ими руководить;

• физическая беспомощность (болезнь);

• состояние, при котором беспомощность обусловлена обстановкой.

Психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ беспомощного состояния вытекает из понятия неспособности лица к эффективной защите от посягательств. Беспомощность предполагает два психологических момента:

а) интеллектуальный (невозможность осознавать характер совершаемых действий);

б) волевой (невозможность оказать сопротивление).

Особое значение имеет вопрос о содержательной стороне беспомощного состояния потерпевшей. Например, какой должен быть у нее уровень осознания ситуации, чтобы признать ее способность правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий. В связи с этим необходимо четко разграничивать осознание и осмысление ситуации. Осознание ситуации – это отражение в сознании внешней картины происходящего (цели действий, предмета направленности, конечного результата). Осмысление ситуации – это внутреннее отражение данной ситуации для последующего принятия волевого решения. Воля – всегда сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности, совершать целенаправленные действия и поступки. Если потерпевшая была неспособна анализировать ситуацию и предвидеть последствия, можно утверждать, что имело место непонимание значения совершаемых с ней действий (т.е. наличие беспомощного состояния).

Способность правильно понимать действия преступника во многом определяется возрастом потерпевшей. Например, на практике почти никогда не вызывает сомнения неспособность девочек моложе 10 лет понимать характер и значение совершаемых с ними действий.

У потерпевшей более старшего возраста важно выяснить, понимала ли она, что обвиняемый своими действиями высказывал намерение вступить с ней в половую связь. У потерпевших в момент нападения нередко возникает состояние страха. В этом состоянии преобладают пассивные защитные формы реагирования на экстремальные условия и конфликтную ситуацию, что может быть связано с характерологическими особенностями потерпевшей (безынициативностью, отсутствием самостоятельности во мнениях, привычкой подчиняться, пассивностью, нерешительностью, боязливостью, уступчивостью и т.д.).

В процессе изучения преступлений, совершенных с использованием беспомощного состояния потерпевшей, юристы и психологи нередко сталкиваются с ее виктимным поведением (провокацией преступления со стороны жертвы). Роль психологических факторов в формировании виктимное" поведения потерпевшей проявляется по-разному. В одних случаях оно связано с психологическими свойствами личности (особенностями характера, темперамента, совести, интеллекта, способностей, типа восприятия, интересов и др.); в других – это последствия конкретной жизненной ситуации. В работах психологов и юристов отмечается, что к проблеме виктимности необходимо подходить с учетом взаимодействия трех основных блоков (преступника, ситуации, жертвы), которые тесно взаимосвязаны.

Особое внимание уделяется психологической адаптации жертвы в криминальных ситуациях. И. И. Мамайчук установила, что у жертвы со стойким нарушением психологической адаптации (малая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности, социальной робости) обычно низкий уровень интеллекта, слабая динамика протекания мыслительных процессов. Большинство насильников принимали пассивное поведение жертвы как добровольное согласие, и отсутствие активного сопротивления жертвы провоцировало их на преступление (19%). У жертв с неустойчивой психологической адаптацией (высоким уровнем тревожности) отмечаются растерянность, скованность, пассивно-оборонительная позиция в криминальной ситуации, что снижает возможность оказывать более активное сопротивление (51%). Негативное влияние на поведение жертвы оказывают и такие факторы, как интенсивность криминальной ситуации и неожиданность (неожиданное поведение насильника по отношению к жертве) (29%). Мыслительный процесс поведения потерпевшей зависит от возраста, жизненного опыта, правовой ориентации и т.д.

С целью определения психологических компонентов беспомощного состояния потерпевшей необходимо провести судебно-психологическую или комплексную психологопсихиатрическую экспертизу.

Перед экспертами судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы.

1. Могла ли она правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий с учетом психического состояния и психических особенностей знаний в области интимных отношений?

2. Могла ли она оказать действенное сопротивление преступнику с учетом ее психического состояния и психических особенностей?

3. Каковы индивидуально-психологические особенности личности потерпевшей?

4. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления?

5. С учетом психологического развития, не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости?

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза отвечает на такие вопросы.

1. Имеются ли у потерпевшей признаки умственной отсталости, не связанные с психическими заболеваниями, а если имеются, то is чем они выражаются?

2. Могла ли она с учетом ее психического развития в полной мерс осознавать значение сложившейся ситуации и предвидеть ее последствия?

Эмоциональные состояния, не достигшие степени аффекта, но влияющие на осознанное волевое поведение, в рамках действующего уголовного законодательства требуют учета в числе обстоятельств, смягчающих наказание (ч. 2 ст. 61 УК РФ) . К таким эмоциональным состояниям необходимо отнести психические состояния, возникающие в условиях психотравмирующей ситуации (без учета ее продолжительности).

Понятие "психотравмирующая ситуация" появилось в УК РФ в 1997 г. В него входят два элемента: травма психическая и ситуация.

Травма психическая – временное или стойкое нарушение психики. В быту вместо данного термина используется понятие "нервное потрясение". Психическая травма является результатом эмоциональных переживаний (угроза жизни, потеря близкого человека, неразделенная любовь и т.д.).

Ситуация объективная (внешняя) – совокупность элементов среды либо ее фрагмент на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Ситуация психологическая – совокупность обстоятельств, одно из которых может быть доминирующим и определять особенность действий человека, необходимых для выхода из нее; иными словами, психологическая ситуация – это результат активного взаимодействия субъекта со средой.

Определить степень трудности, стрессогенности (психотравмирующего действия) различных психических ситуаций нелегко. Существует множество событий, которые вызывают сильное эмоциональное напряжение. Психотравмирующая ситуация – это травма психики применительно к конкретной жизненной ситуации. Она возникает в связи с систематическим противоправным и аморальным поведением потерпевшего. Отрицательная эмоция как бы накапливается и в определенный момент может приобрести характер аффекта от незначительного отрицательного его поведения и даже от воспоминания об оскорблении. Длительная психотравмирующая ситуация вызывает порой состояние физиологического аффекта.

В отношении семейно-бытовых убийств УК РФ не рассматривает длительную психотравмирующую ситуацию в качестве основания возникновения аффекта. Однако практика идет по пути признания состояния сильного душевного волнения, вызванного неоднократными противозаконными, аморальными действиями потерпевшего.

Наличие длительной психотравмирующей ситуации, подготовившей почву для эмоционального взрыва, а также возникновения остроконфликтной обстановки непосредственно перед правонарушением позволяет выявить основные элементы механизма противоправного поведения. Длительная психотравмирующая ситуация может возникнуть в результате случайного стечения обстоятельств, а также тяжелых жизненных обстоятельств.

Под случайным стечением обстоятельств понимается совокупность условий, неблагоприятных для данного человека. При этом психотравмирующая ситуация возникает спонтанно, внезапно. При ее анализе важно установить базовые особенности личности и ценностные ориентации виновного, выяснить, является ли содеянное закономерным для данной личности или все произошло случайно. Например, влияние угрозы зависит не только от ее содержания, реальности, направленности, но и от психологических качеств того, кому угрожают (характера, смелости, уверенности в своих силах и др.). Кроме того, необходимо учитывать обстановку, в которой угроза была высказана. Оскорбление как выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности потерпевшего, его дискредитация, подрыв его морального престижа в глазах окружающих может вызвать переживание и активную эмоциональную реакцию виновного на психотравмирующую ситуацию. Оскорбление часто является причиной сильного душевного волнения.

Тяжелые жизненные обстоятельства возникают в результате болезни совершившего преступление лица или членов его семьи, материальных затруднений, неудачи на работе, в учебе, систематического психического насилия над личностью, глумлении, мучении, издевательства и т.д. Например, мучение – это многократное или длительное причинение боли: истязание, сечение, нанесение множественных, но небольших повреждений тупыми или острыми колющими предметами, воздействие термических факторов и иные аналогичные действия. Мучениями считаются также длительные лишения пищи, питья или тепла, помещение или оставление жертвы во вредных для здоровья условиях и др.

Психотравмирующая ситуация порой возникает в связи с принуждением (подавление воли с помощью насилия и угрозы). Человек, на которого оказывается давление, превращается в своеобразное орудие для совершения тех или иных действий. Насилие над личностью может быть физическим (нанесение побоев, запирание в помещении и др.) и психическим.

Психическое насилие – угроза причинить физическое насилие, огласить заведомо клеветнические позорящие сведения, расправиться не только с потерпевшим, но и с родственниками, другими близкими людьми.

Издевательство – это унижение чести и достоинства, причинение моральных, психических и физических страданий. Издевательство, как правило, растянуто во времени и характеризуется цинизмом и садизмом.

Таким образом, многие обстоятельства (принуждение, тяжелые жизненные ситуации, угрозы, случайное стечение обстоятельств, оскорбления и др.) могут быть охарактеризованы как длительная психотравмирующая ситуация, ставшая причиной возникновения сильного душевного волнения (аффекта, стресса и др.).

С целью выяснения ее особенностей необходимо провести судебно-психологическую экспертизу, поставить перед экспертами следующие вопросы:

• как повлияли особенности воспринимаемой ситуации на поведение человека?

• имело ли место неадекватное восприятие определенных фактов?

• какова степень принуждения, как существенно ограничивающего избирательность поведения человека?

Уголовно-правовые понятия, имеющие психиатрическое ОГЛАВЛЕНИЕ

В четырех нормах УК РФ законодатель указывает патологическое состояние психики: ст. 21 – состояние невменяемости, т.е. хроническое психическое расстройство, временное психического расстройства, слабоумие либо иное болезненное состояние психики во время совершения общественно опасного деяния; ст. 22 – психическое расстройство, не исключающее вменяемости; ст. 81 – психическое расстройство, возникшее после совершения преступления; ст. 97 – психическое расстройство, не исключающее вменяемости (обозначено наряду с неболезненным состоянием психики). Указанными состояниями занимаются психиатры.

Психическое состояние в форме психических расстройств в уголовно-правовых нормах характеризуется посредством двух критериев: медицинского (хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие либо иное болезненное состояние психики – ст. 21, психическое расстройство – ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 81) и психологического (неспособность сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими – ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 81, неспособность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими – ч. 1 ст. 22).

Универсальными признаками психических состояний, имеющих уголовно-правовое значение, являются качественный и количественный критерии.

В нормах УК качественный критерий характеризует разнородные психические состояния, от которых зависит способность субъекта управлять своим поведением: хронические расстройства, временные расстройства психики, слабоумие, психические расстройства, наступившие у вменяемых лиц, и задержки психического развития, не связанные с психическими расстройствами.

Количественный критерий показывает степень влияния психического состояния на осознанно-волевое поведение, дает представление об интеллектуально-волевых возможностях субъекта во время совершения им общественно опасного деяния (ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 81 УК РФ).

Основной предпосылкой установления вины правонарушителя является вменяемость, т.е. способность лица правильно понимать сущность совершенного, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

В качестве уголовно-релевантных психических состояний, исключающих вменяемость, УК РФ имеет в виду:

1) хронические психические заболевания внутреннего и внешнего происхождения, имеющие продолжительный характер и практически неизлечимые (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, мозговые травмы, отравления и т.д.);

2) временное (транзиторное) психическое расстройство, которое возникает у психически здоровых людей и заканчивается выздоровлением (патологическое опьянение, патологический аффект, просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания, алкогольные психозы и др.);

3) слабоумие, проявляющееся в стойком снижении интеллектуальной деятельности (олигофрения, деменция, дебильность, имбецильность, идиотия и др.);

4) иные болезненные состояния психики, которые не имеют процессуальной основы и включают в себя так называемые сопутствующие психические расстройства либо приравненные к психическим расстройствам аномалии психики (психопатии);

5) несоответствие хронологического возраста несовершеннолетнего фактически достигнутому психологическому (ч. 3 ст. 20 УК РФ), т.е. возрастная незрелость несовершеннолетнего.

Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, регламентируется ст. 22 УК РФ. С ее введением законодательное подтверждение получил институт ограниченной (уменьшенной) вменяемости. Ограниченная вменяемость есть не что иное, как сниженная психическим расстройством способность виновного субъекта действовать осознанно и руководить своими действиями во время совершения преступления. Размер наказания ограниченно вменяемым может быть снижен, если преступление совершено по неосторожности. При совершении умышленных деяний смягчение наказания осуществляется за счет назначения более мягких его видов.

Особые трудности на практике создает применение норм о возрастной вменяемости (ч. 3 ст. 20 УК РФ) и ограниченной вменяемости (ч. 1 ст. 22 УК РФ), так как юридические оценки состояния психики законодатель сформулировал в обоих случаях.

В уголовном праве имеются нормы, требующие учитывать психическое состояние субъекта во время совершения им насильственных преступлений против личности (ст. 106 УК РФ – убийство, совершенное матерью новорожденного ребенка; ст. 107 – убийство, совершенное в состоянии аффекта; ст. 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта; ст. 23 – совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ).

В современной юридической литературе высказаны различные мнения об уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Однако общеприняты следующие положения:

1) лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях;

2) лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии патологического опьянения, уголовной ответственности не подлежит;

3) совершение преступления в состоянии опьянения является основанием для установления нуждаемости лица в принудительном лечении от алкоголизма наряду с отбыванием наказания.

Особое значение придается психическому состоянию субъекта преступления, вызванному неправомерным либо аморальным поведением потерпевшего. В учении о составе преступления существует понятие "внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект)", которое не исключает, не ограничивает вменяемости лица, совершившего преступление в ответ на неправомерные и аморальные действия (бездействие) потерпевшего.

Аффект считается факультативным признаком субъективной стороны преступления.

Важнейший признак аффекта – внезапность. Э го психологический признак, характерный как для физиологического, так и для патологического аффекта. Законодатель отождествляет психологическое понятие "аффект" с юридическим понятием "внезапно возникшее душевное волнение". Состояние аффекта снижает интеллектуальные и волевые возможности субъекта во время посягательства на жизнь и здоровье других лиц.