Психологические проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время все больше становится детей, оставшихся без попечения родителей и попадающих в государственные учреждения различного вида. Проблема оказания социально-психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, сегодня мало изучена, но чрезвычайно востребована:

– раскрываются наиболее распространенные трудности социальной адаптации детей в приемной семье: трудности поведения ребенка (непослушание, капризы, упрямство), проявление неуважения к окружающим (неуместные реплики в адрес незнакомых или взрослых людей, сквернословие в общественном месте, неприличные жесты и т.д.), эмоциональная "глухота", ссоры с родными детьми, конфликтные взаимоотношения с окружающими, нежелание трудиться, помогать по дому;

– при международном усыновлении (на материале анализа отчетов органов опеки США) приемных детей адаптация у девочек проходит легче, чем адаптация мальчиков, однако пока не выявлены однозначные тенденции зависимости успешности адаптации от того, изменялось ли имя ребенка после усыновления, и имел ли ребенок возможность общения на родном языке;

– в российских приемных семьях для материнской любви характерны тенденции безусловного принятия ребенка; проявления родительской любви по отношению к нему; предоставления ребенку возможности высказывать свое мнение; большая жертвенность по сравнению с любовью отца. Для любви отца в большей степени свойственны тенденции условного принятия ребенка, контроля за взаимоотношениями с ним, общения с ребенком на равных, участия в его делах, разделения и поощрения его интересов;

– анализируются готовность к принятию ребенка потенциальными замещающими семьями и возможность гостевого режима. Одним из факторов успешной социализации ребенка является подбор ресурсной для него семьи, готовой к этому событию.

Для этого разрабатываются варианты осуществления рефлексивной диагностики кандидатов с конкретными методиками на этапе прохождения ими тренинговой подготовки, которая играет существенную роль в осознании родителем своей готовности к приему ребенка, личностных особенностей, поведенческих тактик и др. особенностей, препятствующих или способствующих в дальнейшем успешной интеграции и социализации приемного ребенка в замещающей семье;

– патронатные родители часто не только не могут поддерживать осознание ребенком его способов поведения, но и сами заражаются теми паттернами, которые транслирует ребенок. Пережив отвержение и боясь снова пережить его, ребенок провоцирует отвержение у новых родителей, снижая тем самым мучительное напряжение ожидания нового отвержения. Это же начинают испытывать сами родители по отношению к окружающему социуму: воспринимают его как потенциально опасный, отвергающий, не оказывающий помощь, предупреждающе отвергают его, тем самым вызывая ответную реакцию.

Таким образом, семья как детерминирующая система формирования личности относится к микросистемному уровню жизненной среды, в котором у ребенка складываются непосредственные отношения с окружающими. Факторы, относящиеся к более высоким уровням (например, экономические, политические, социальные события), влияют на ребенка не напрямую, а опосредованно – через семью. Семья в зависимости от степени своего психологического благополучия выступает неким "буфером" между ребенком и напряжениями социальных ситуаций, либо, наоборот, их проводником и усилителем. Личность формируется во взаимодействии с окружающими людьми, находясь в социальном пространстве, насыщенном обычаями и традициями (или прошлым опытом человечества).

Школа в системе социальных детерминаций, с одной стороны, приобретает новые черты и меняет свое ОГЛАВЛЕНИЕ на каждом этапе культурно-цивилизационного развития, поскольку формируются новые ценностные ориентиры, утверждаются новые принципы ее организации, с другой стороны, корректирует складывающиеся образовательные отношения в соответствии с требованиями современного общества.

Школа наряду с семьей и государством выполняет функцию воспроизводства системы социальных детерминаций, создает необходимые и достаточные условия для развития личности ученика: обеспечивает ученику систематическое образование, подготавливает человека к продуктивной жизни в обществе, способствует его вхождению в гражданскую жизнь, расширяет возможности ребенка налаживания межличностного взаимодействия как с взрослыми, так и со сверстниками, выступающими важнейшим элементом социализации.

Однако в настоящее время школа не всегда может удовлетворить возросшие потребности ребенка, родителей, общества и государства, поскольку развитие ребенка и интересы общества порой оказываются разнонаправленными.

Учителя сталкиваются со сложностями структурирования и коррекции поведения школьников, которые были заложены дезадаптивным семейным воспитанием. Стили семейного воспитания современных школьников характеризуются недостаточностью требований-запретов, потворствованием, минимальностью санкций, что свидетельствует о некритичном подходе в удовлетворении их потребностей, отсутствии строгости в воспитании и четких рамок в поведении детей. Преобладающие типы дезадаптивного семейного воспитания в школьной практике ограничивают выполнение требований учителей школьниками, приводят к неподчинению, отсутствию организованности, снижению успеваемости.

Социальные представления о целях школьного образования участников образовательного пространства (родители и учителя) обусловлены групповыми особенностями их носителей и местом расположения школы (городская или сельская). Общее социальное представление для всех родителей и учителей заключается в том, что в современных условиях знания являются своеобразной гарантией жизненного успеха.

Социальные представления у разных групп участников образовательного пространства различаются по таким параметрам, как фрагментарность (т.е. отсутствие целостной связанной "картины" отражаемой ситуации), неустойчивость, внутренняя противоречивость, образность, обобщенность и абстрактность. Особенности дифференциации социальных представлений о школе состоят в следующем:

1) в представлениях родителей учащихся городских школ, в отличие от родителей сельских школ, более выражены требования к результативности обучения, психологическому комфорту пребывания ребенка в школе, подготовке ребенка к общественно-политической деятельности;

2) в представлениях городских учителей, в отличие от учителей сельских школ, более выражены требования к получению знаний, к формированию мировоззрения;

3) в представлениях учителей, в отличие от родителей, более выражены требования к результату обучения, развитию способностей ребенка, нравственному воспитанию. У родителей более выражены требования к тому, чтобы школа воспитывала в ребенке практичность, целенаправленность и коммуникабельность (Логинова И. А., 2005).

Социальные представления о целях школьного образования в различных социальных группах отражают наиболее значимые для них ожидания, позволяют улучшить взаимодействие между ними, придать большую толерантность в отношении ожиданий друг друга, принять процессы изменений, вносимых системой образования в общество.

Высшие учебные заведения в системе социальных детерминаций в современной ситуации востребованности высшего образования занимают все более важное место. В современной психологии теоретические и практические проблемы социализации студентов соотносятся с этапами их профессионального обучения: адаптации, интенсификации и идентификации.

На этапе адаптации первокурсники приспосабливаются к условиям и содержанию образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают межличностные связи и отношения с однокурсниками и преподавателями, преодолевают трудности самостоятельной жизни и вырабатывают новые способы ориентировки в ситуациях взаимодействия. Этап интенсификации характеризуется развитием общих и специальных способностей студентов, когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое профессиональное становление и конструктивное решение проблем межличностных взаимоотношений.

На завершающем этапе профессионального образования важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей деятельности в соответствии с получаемой специальностью, становление адекватной профессиональной самооценки.

Исследователи отмечают, что самооценка студентов должна быть высокой и устойчивой, поскольку неустойчивость и низкая самооценка снижают сопротивляемость внешним воздействиям, затрудняют активное включение в социально значимые ситуации и препятствуют выходу из стереотипов социального взаимодействия.

Современные представления о закономерностях становления личности в процессе социализации вносят вклад в разработку принципов организации образовательных процессов образовательных учреждений и психологической службы в системе образования относительно профессиональной ориентации, профотбора и социальной зрелости как базового фактора взаимоотношений, адекватности профессионального самоопределения и успешности деятельности.