Лекция 16. Психологические особенности организации и содержания воспитательно-коррекционной и развивающей работы

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основные принципы организации и проведения воспитательнокоррекционной работы в средних и старших классах школы;

• разработанные схемы коррекционной и развивающей работы с различными классными коллективами и разностатусными обучающимися;

уметь

• провести социально-психологическую диагностику в группах обучающихся разного возраста и уровня развития;

• выявить на основании диагностики основные проблемы и болевые точки конкретной группы (коллектива);

• сформулировать конкретные задачи, которые должен решить социальный психолог для оптимизации системы взаимоотношений в группе;

• наладить продуктивный контакт как с обучающимися, так и с учителями и воспитателями данной группы (коллектива);

• наметить план коррекционной и (или) развивающей социальнопсихологической работы и осуществить ее;

владеть

навыками построения продуктивного общения с обучающимися, педагогами и воспитателями;

• способами и техниками воспитательно-коррекционной и развивающей работы с подростками, юношами и группами, в которых они состоят;

• способами рефлексивного анализа своей практической деятельности.

Описанный комплекс социально-психологических методик представляет собой необходимый каждому психологу, работающему с реально функционирующими группами, минимум подобного инструментария. Конечно, предлагаемая информация не является достаточной, а тем более исчерпывающей для того, чтобы с опорой лишь на нее спланировать и осуществить углубленный психологический анализ как социальной ситуации развития конкретного члена группы, так и оценить реальные перспективы развития сообщества. Необходимый в этом плане практическому психологу профессиональный арсенал должен быть расширен за счет информации, позволяющей не только квалифицированно проводить собственно эмпирическое обследование, но и обеспечивающей грамотную интерпретацию полученных данных. В то же время вариативность конкретных социально-психологических ситуаций настолько велика, что их интерпретационный анализ попросту невозможно осуществить даже в куда более объемном специальном труде. Реальные же навыки подобной работы, как правило, закладываются и формируются в практической профессиональной деятельности каждого специалиста, которую должны предварять и которой должны сопутствовать концентрированные практикоориентированные циклы занятий по отработке тонкостей интерпретационного анализа и техники консультативной работы. В рамках подобных практикоориентированных циклов изложенный выше в данном учебном пособии материал может служить своего рода методическим подспорьем.

В то же время было бы вряд ли оправданно ограничиться здесь изложением, тем более в столь сжатой форме, лишь чисто "процедурного материала" и не остановиться хотя бы вкратце на том, каким образом получаемый с помощью описанных методик массив собственно эмпирических данных должен не только учитываться, но и использоваться в реальной психологической практике.

Следует подчеркнуть, что в результате использования вышеописанных методик и методических приемов психолог оказывается в состоянии на основе достоверных данных ответить на два блока вопросов. Во-первых, полученная информация дает возможность довольно точно определить, к какому типу групп относится обследованное сообщество. Во-вторых, наряду с общегрупповыми показателями применение социометрии, референтометрии, методик определения ценностно-ориентационного единства и мотивационного ядра выборов, техники "репертуарных решеток" и методического приема взаимоо- ценки по степени властного влияния в группе вооружает психолога необходимыми данными о том, какую позицию во внутригрупповой системе межличностных отношений занимает, по сути дела, каждый из участников обследования. При этом понятно, что коррекционно-поддерживающая работа как с группой в целом, так и с каждым ее членом в отдельности может осуществляться хоть сколько-нибудь продуктивно лишь с опорой на оба эти взаимосвязанных информационных блока.