Психологические особенности бизнеса как деятельности

Психологические особенности бизнеса как деятельности становятся понятней, когда проводится сравнение этой области деятельности с другими сферами общественной практики. Интересное сравнение содержится в книге E. Н. Емельянова и С. В. Поварницыной, которые проводят параллели бизнеса со спортом, военным делом, наукой, администрированием, творчеством и природой (Емельянов, Поварницына, 1998).

Спорт и бизнес связаны по критерию доминирования ценности успеха. Как и в профессиональном спорте, главная цель бизнесмена – постоянно измерять уровень своего успеха в сравнении с другими, быть впереди. Развитие бизнеса идет в жестких конкурентных условиях и соотносится как с законами, так и с неписаными нормами деловой этики. На вершину стремятся многие, но попадают лишь единицы. Но это не значит, что из бывших спортсменов получаются хорошие бизнесмены. Бизнес требует большей усидчивости, терпения, готовности к долгосрочной стратегической перспективе.

Бизнес и военное дело близки в аспекте сосредоточения всех имеющихся ресурсов в нужное время и в нужном месте. Как писал в свое время известный психолог Б. М. Теплов, полководцам приходится решать сложнейшие задачи в ограниченный промежуток времени и в самых непредвиденных обстоятельствах[1]. От бизнесмена, порой в такой же степени, как и от военного, требуется умелое распоряжение ресурсами, концентрация сил на направлении возможного прорыва, точное сочетание стратегических целей с тактикой действий и правильная организация всех участников процесса. Как и военное искусство, бизнес постоянно озабочен поиском оптимальных организационных форм, позволяющих наиболее эффективно решать поставленные задачи. Но это не значит, что военные автоматически становятся хорошими бизнесменами. Их иногда подводят в бизнесе такие качества, как подсознательное ожидание стратегических указаний или приказов сверху, а также привычка к действию в условиях четких очерченных схем. В бизнесе высочайшая мера неопределенности ситуации часто делает невозможным построение однозначно правильных схем действий, поэтому качеств образцового военного может оказаться недостаточно для эффективного ведения бизнеса (Емельянов, Поварницына, 1998).

В отношении высочайшей меры неопределенности бизнес сравнивают с наукой. Не случайно люди науки частое явление в бизнесе. Но это не означает, что качеств ученого достаточно для достижения успеха в бизнесе, поскольку в этих областях различны основные ценности. В науке – это ориентация на интерес, понимание и познание, а в бизнесе – ориентация на успех, достижение выгодного результата.

Наиболее близкой бизнесу областью является управление или администрирование, поэтому в руководстве большинства наших современных компаний – выходцы именно из управленческой среды. Они редко включаются в работу на стадии организации бизнеса, там, где нужно рисковать и проявлять предпринимательские качества, Но в условиях уже сформировавшихся компаний, в ситуациях уже текущего управления бизнес-организацией, они проявляют свои лучшие качества: умение отвлечься от мелочей, сосредоточиться на достижении требуемых результатов, использовании возможностей и выстраивании необходимых межличностных контактов (Емельянов, Поварницына, 1998).

Конечно, бизнес близок многим сферам науки, культуры, жизнедеятельности человека. Но все-таки одной из главных областей знания и деятельности, которая во многом определяется самим существованием бизнеса, является финансово-хозяйственная деятельность общества и экономика как научная область.

Экономика описывает закономерности, присущие бизнесу как целостному явлению. В зависимости от уровня анализа экономика описывает систему бизнесов города, региона, страны, государства, мирового сообщества. Любой, даже самый небольшой бизнес не сможет выжить, если не будет учитывать тенденции развития экономики, отрасли производства, сферы услуг и т.п. Поэтому бизнес тесно связан с экономикой. В некотором смысле каждый бизнесмен является и ученым. Ему приходится собирать факты, анализировать их, делать обобщения и выводы.

Если рассматривать бизнес как виды деятельности, то к нему применимы любые из предложенных выше моделей анализа, в соответствии с которыми психолог может сконцентрироваться на исследовании самых разных психологических аспектов: мотивация, целеполагание, личностные особенности людей, человеческие отношения, способы принятия решений, самопре- зентация и т.д. Существующие концепции деятельности позволяют выделить в этом сложном процессе конкретные элементы, которые могут быть подвергнуты измерению и последующему анализу.

Так, если при анализе деятельности бизнесмена мы берем за основу концепцию системогенеза В. Д. Шадрикова, то наше внимание будет сосредоточено на основных мотивах и целях деятельности, специфике процесса принятия решений (индивидуальных и групповых), путях выполнения деятельности, профессионально-важных качествах бизнесмена и персонала. Опирающиеся на подход Е. А. Климова, описание деятельности бизнесмена будет выглядеть несколько иначе – как осознание субъектом бизнеса следующих моментов: социальной значимости (а не только материальной) своей деятельности, необходимости волевых усилий и собственной ответственности для достижения результата, орудийных и эмоциональных регуляторов деятельности, роли межличностных отношений в результатах деятельности.

Таким образом, бизнес – это приносящая доход деятельность. Важно подчеркнуть, что в психологическом смысле бизнес – это именно деятельность, требующая от своего субъекта постоянной нацеленности на получение прибыли, а также развития и самосовершенствования как в личностном, так и профессиональном плане.

Поэтому психологам, работающим в бизнес-организациях, важно задумываться над вопросом: что же такое прибыль?

Чаще всего под прибылью подразумевается разница между доходами и расходами за текущий период деятельности предприятия, бизнеса или физического лица. В состав прибыли

входят: 1) вознаграждение за труд предпринимателя, если он не оплачивается особо; 2) страховая премия за риск; 3) процент за пользование капиталом; 4) чистый барыш. По теории трудовой ценности Маркса, прибыль – часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. В словаре "Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право" прибыль для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

• Чаще всего под прибылью подразумевается разница между доходами и расходами за текущий период деятельности предприятия, бизнеса или физического лица.

Прибыль – это результат коммерческой операции "деньги – товар (услуга) – деньги", после осуществления которой из суммы полученного дохода вычитаются все необходимые расходы, включая те, которые непосредственно ушли на проведение этой операции (прямые расходы), и те, которые на первый взгляд могут не иметь к ней отношения (косвенные расходы), а также налоги.

Важно учитывать, что бизнес – это не только индивидуальная деятельность, но и определенные отношения между всеми его участниками, командой единомышленников с целью получения прибыли, развития организации. Освоение методов бизнеса, технологии проведения различных сделок (торговых, финансовых, бартерных, посреднических и т.п.) – необходимый элемент бизнеса. Бизнес – это системно организованный процесс, целостная деятельность многих людей. Поэтому уместно посмотреть, какие в психологии существуют примеры описания совместной деятельности.

Классификация видов совместной деятельности по критерию взаимозависимости была предложена Л. И. Уманским и стала настолько универсальным инструментом анализа, что вошла во множество учебников и по праву считается классикой отечественной психологии[2].

Л. И. Уманский выделяет прежде всего совместно-взаимодействующую деятельность, как самую древнюю и примитивную, характеризующую всегда начало любой деятельности вообще. Совместно-одновременная деятельность может быть реализована в небольшом коллективе, где еще существует возможность общения "каждого с каждым", и степень взаимозависимости максимальна. Схема взаимодействия сотрудников всегда образует классические фигуры: отрезок – в диаде (паре работников), треугольник – в триаде, "конверт" – в квартете, пентаграмму (звезду) в квинтете и т.д.

Остроумный пример такой деятельности предложен Т. Ю. Базаровым – самодеятельная бригада высококлассных грузчиков, поднимающая дорогой рояль по лестнице на 25-й этаж. Степень взаимозависимости можно прочувствовать, если представить, как между 17-м и 18-м этажом один из грузчиков, внезапно обидевшись на своих товарищей, вдруг отпустит свой край рояля и покинет рабочее место. Другим примером может служить оркестр.

Развиваясь, коллектив прирастает новыми членами, и однажды взаимодействие и передача информации от каждого к каждому становится невозможной, и тогда возникает необходимость в некой согласованной последовательности действий. Этот вид взаимодействия называется совместно-последовательным, уровень взаимозависимости несколько снижается и приобретает опосредованный характер. Схема взаимодействия вырождается в прямую, отражающую жесткий порядок последовательности действий, а значит, и иерархии, так называемая "вертикаль".

Примером такой организации деятельности служит конвейер, а также армейское подразделение или государственное учреждение.

При возрастающем количестве участников коллективной деятельности, прямая иерархии становится слишком длинной и плохо управляемой. Тогда происходит некий синтез непосредственного и опосредованного (последовательного) взаимодействия в совместно-индивидуальный вид деятельности. Вместо одной вертикали появляется несколько автономных веток иерархии, а на каждой из ветвей располагаются отделы и подотделы непосредственного взаимодействия, образую структуру, похожую на виноградную гроздь. Такую структуру имеют предприятия среднего бизнеса.

Дальнейшее развитие коллектива приводит, по мнению последователей Л. И. Уманского, к возникновению совместно-творческого вида деятельности, характеризующегося наименьшей зависимостью членов коллектива друг от друга и наибольшей степенью свободы для каждого в проявлении своего творческого потенциала. Так организованы (в идеале) крупные компании – холдинги.

Наконец, бизнес – это юридически законная деятельность, а не просто способ существования человека, позволяющий ему делать деньги и получать прибыль. Преступники тоже делают деньги, но это не бизнес. Любые действия, расходящиеся с законом, никогда не воспринимались ни населением, ни государством как бизнес. Не случайно среди деловых людей популярна аксиома: "Бизнес, конечно, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дело с воровством". Бизнес является делом, сделкой, коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. В то время как важное и благородное дело, не связанное с целью получения прибыли, будет относиться к благотворительности

Несмотря на нескончаемые ассоциации бизнеса с мошенничеством, моральной нечистоплотностью, рэкетом и коррупцией, бизнесом в строгом смысле слова можно называть юридически законную деятельность.

На уровне эмоций каждый случай нечистоплотности бизнеса вызывает волну негативного отношения к нему и сомнений в возможности соблюдения этичности и законности в бизнесе. Но история бизнеса однозначно показывает, что постоянно возрастают требования к этике отношений в бизнесе и к законности проводимых операций. Это не случайно, поскольку человеку, который зарабатывает деньги, приобретает собственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед угрозой моментальной потери всего этого. Следование законам – одно из необходимых условий сведения к минимуму подобного риска (Емельянов, Поварницына, 1998).

В то же время надо учитывать, что критерии законности и этичности во многом ситуативны и зависят как от общего социального контекста, так и от сознательной политики государства. Например, в нашей стране еще несколько лет назад многие виды предпринимательской деятельности назывались спекуляцией и преследовались законом.

С точки зрения психологии бизнеса, принципиальным является то, что каждый нормальный бизнесмен стремится быть законопослушным в своей деятельности, сколь бы широко не были распространены обратные убеждения. Но проблема состоит в том, что следование этому стремлению может приходить в противоречие с требованием номер один – ориентацией на получение прибыли. Бизнесмен балансирует между противодействием государственных и общественных институтов, таких как общества защиты прав потребителей или торгово-промышленные палаты, что приводит в конечном счете к более или менее оптимальному балансу сил, варианту "общественного договора" между бизнесом и обществом, выравнивающему давление противоречивых интересов. Причем баланс этот никогда не закрепляется раз и навсегда, он устойчив лишь в силу своей динамичности и способности к видоизменениям в зависимости от новых требований жизни (Емельянов, Поварницына, 1998).

Таким образом, бизнес – это сложнейшее явление, которое может рассматриваться многопланово. Главное, что необходимо учитывать при организации психологической работы в бизнес- организациях – общий смысл существования бизнеса связан с получением прибыли посредством производства и реализации товаров и услуг. Бизнес – это деятельность, которая сопровождается личностным и профессиональным развитием и самосовершенствованием субъектов бизнеса (Иванова и др., 2008).

Рассмотрение бизнеса как деятельности является важным методологическим основанием осуществления практической работы, направленной на решение проблем в бизнесе.

Примеры из практики

При работе с сотрудниками организациями на стадии адаптации важными параметрами анализа деятельности будут следующие.

• Как сотрудник понимает параметры собственной деятельности (производительность, качество, надежность)? Насколько это понимание соответствует ожиданиям руководителя?

• Сформировано ли у сотрудника четкое представление о результате деятельности? Согласуется ли оно с требованиями руководства?

• Существует ли нормативно одобренный способ выполнения деятельности? Насколько он освоен и принимается сотрудником?

• На основе каких правил сотрудник принимает решение в ходе осуществления профессиональной деятельности? Каким образом сотрудник оценивает результат и т.п.

Проведение такого комплексного анализа, включающего внешние характеристики деятельности, а также индивидуально-психологические особенности личности сотрудника при учете реальных условий выполнения деятельности, позволяет грамотно сформировать комплекс мер, направленных на успешное вхождение сотрудника в организацию.