Психологические основы субъектности образования.

Смена социокультурных условий требует изменений парадигмы образования. Смену данной парадигмы мы называем переходом от "знаниевой" к "деятельностной" парадигме образования. Если в "знаниевой" парадигме опора в первую очередь в психологическом плане осуществляется на память и воспроизводство (репродуктивность) знания; обучение базируется на строго определенном наборе знаний; основной способ трансляции знания монологические формы и разобщенная деятельность, то в "деятельностной" парадигме опора в психологическом плане осуществляется на мышление, способности и продуктивные формы деятельности; процесс построения обучения базируется на идее незавершенности знания, что требует скорее развития способов получения знаний; основным способом трансляции знания становится диалог и совместные формы продуктивной деятельности.

Знаниевая парадигма образования дает устойчивый (но конечный) набор знаний, при этом не обязательно развивает творческий потенциал мышления и не определяет нравственное развитие. Становление внутренней позиции личности связано со становлением творческого и нравственного начал в субъектности человека. Проблемы творческого и нравственного развития личности в образовании в настоящее время наиболее актуальны. В современном быстро изменяющемся мире важен уже не столько вопрос о создании развивающей среды, сколько о поиске средств, содействующих становлению авторства человека в отношении собственной жизнедеятельности, о присвоении им способов саморазвития в соотношении с другими и миром в целом.

Таким образом, мы можем говорить, что ключевой задачей в образовании становится вопрос о развитии субъектной позиции человека.

Субъект (лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — человек как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осмысленно осуществляющий изменения в мире, других людях и в себе самом как другом.

Позиция (лат. positio — положение) — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; точка отсчета, исходя из которой выстраивается самостоятельная, инициативная, произвольная, целенаправленная деятельность.

Субъектная позиция — авторство человека в собственной жизнедеятельности, выраженное в воплощении в реальность самостоятельно поставленных целей и осознанных устремлений, направленных на развитие себя, других, условий жизни, самой деятельности.

Ключевым для современного образования становится вопрос: насколько создаваемые организационные условия для развития учащихся развивают собственно субъектную позицию ученика во взаимодействии с окружающей действительностью, а не просто присваивают предзаданный набор знаний и навыков? Субъектность в деятельности мы (А. В. Леонтович, А. С. Обухов, В. И. Слободчиков) в данном случае рассматриваем по следующим параметрам:

— осознанность;

— целенаправленность;

— произвольность;

— самостоятельность (возможная независимость деятельности от ситуативность);

— продуктивность;

— культуросообразность;

— оспособленность;

— коммуникативность;

— отличение себя от себя как деятеля.

Основные этапы генезиса субъектное™, который может быть просмотрен также и по отмеченным параметрам, выделены В. И. Слободчиковым:

— знание субъектом своего предмета и способа обращения с ним; обладание полным соответствием (полнота структуры действия

относительно результата, продукта, последствий);

— рефлексивное различение и отличение себя от предмета, способа и результата (становление субъектом собственной деятельности — своего предмета, способа, результата);

- проектная позиция в выстраивании цепочки собственной деятельности (спроектировать и реализовать);

— отличение себя от собственной субъектность (преодоление субъектности).

Становление субъекнтости можно рассматривать как движение по следующим этапам:

- потребность в самостоятельности действий ("Я хочу сам");

— самостоятельное владение нормой действия ("Я могу сам"); способность задавать цель деятельности и регламентировать норму

действия ("Я действую сам");

осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности ("Я понимаю, зачем я действую");

— созидание новых реалий деятельности и способов действия ("Я реализую себя в деятельности для других").

Таким образом, основным ориентиром развития современного образования и психологии образования как научного базиса преобразования процесса образования становится вопрос о поиске оптимальных условий и психологических механизмов обретения человеком самости, переход от идеи развития к идее саморазвития. В. И. Слободчиков определяет саморазвитие как цель и ценность современного образования, подлинно развивающего образования [1]. Психология образования должна быть сориентирована на поиск оптимальных путей преобразования процесса развития в обретение способности к саморазвитию субъектов образования, а также психологическому сопровождению становления субъектности участников образования.