Психологические основы формирования профессиональных предпочтений и профессионального развития

Как у ребенка и юноши появляются профессиональные предпочтения, интересы, желания? Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждаются сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З. Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов:

1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей;

2) опытом ранней детской сексуальности;

3) сублимацией как общественно-полезного смещения энергии основных влечений человека;

4) проявлением комплекса маскулинности (З. Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К. Хорни), комплекса неполноценности (А. Адлер).

Сублимация как общественно-полезное смещение энергии основных влечений человека, при котором определенные профессиональные цели и объекты служат частичными заместителями биологических целей и объектов, объясняет и профессиональный выбор, и профессиональные достижения.

Одним из полезных проявлений сублимации агрессивного влечения являются такие выбираемые личностью виды профессиональных занятий, как хирургия, земледелие, спортивные состязания, плотницкое и шахтерское дело, резьба по камню. Сублимация связывается с выбором не только специфических профессий, но и повседневных видов деятельности, с выбором хобби. К. Хорни обращает внимание на тот факт, что зависть мужчин к материнству есть одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных достижениях.

По З. Фрейду, достижения женщин в специфических профессиональных областях обусловлены бессознательной реализацией зависти девочек к мужскому статусу. З. Фрейд рассматривал комплекс маскулинности как одну из возможных реакций женщин, приводящей к идентификации с отцом и в дальнейшем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим полом. Следствием комплекса маскулинности женщин в ее профессиональной карьере может быть сниженная самооценка, выраженная неуверенность даже у очень одаренных женщин, чьи достижения всеми признаны, нарушение полоролевого поведения.

Вопрос выбора профессии, призвания наряду с вопросами социальной жизни, любви и брака рассматривался А. Адлером как одни из трех главных вопросов жизни человека. Для оказания помощи клиенту в выборе профессиональных занятий психолог-консультант, с точки зрения А. Адлера, должен обращать внимание на ОГЛАВЛЕНИЕ и форму ранних впечатлений детства, производящих решающее воздействие на стиль жизни клиента. Так, например, если ранние впечатления детства касались неожиданной болезни или смерти родственника, то в профессиональном выборе с высокой вероятностью следует ожидать профессию врача или аптекаря; форма детских воспоминаний, например, преимущественно визуальная или двигательная, дает консультанту основания для рекомендаций соответствующих профессиональных занятий: в первом случае — связанных с визуальным восприятием, во втором случае — коммивояжерство.

А. Адлер критично отзывался о таком способе решения проблемы призвания, когда все интересы личности сводятся только к профессиональным. "Вот человек, который блестяще решил проблему профессии, но у него нет друзей, он ничего не хочет знать о других людях, его эротическая жизнь зачахла. Неужели это можно назвать решением проблемы профессионального призвания, если человек с семи утра и до двенадцати ночи только и делает, что работает? Неужели такое положение вещей — в интересах человечества? Мы видим здесь ошибочное понимание призвания и общественной пользы, за что и приходится расплачиваться такой односторонностью" (А. Адлер).

Положение психоанализа о том, что доминирующие потребности находят свое удовлетворение в профессии, подтверждает, что если индивид воспринимает свою профессию как удовлетворяющую его основные доминирующие потребности, то он в высокой степени будет этой профессией удовлетворен.