Лекция 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И СНИЖЕНИЯ РИСКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В "Словаре русского языка" С. Ожегова слово "риск" объясняется как "возможная опасность" или же как "действие наудачу в надежде на счастливый исход". При такой трактовке понятие "риск" расценивается или как опасное условие, при котором выполняется действие, деятельность, или же как действие, совершаемое в условиях неопределенности. При этом неопределенность здесь может относиться и к достижению желаемой цели в данном действии, и к возможности избежания физической опасности при (или в результате) его осуществлении. Примером проявления риска как условия может служить работа крепильщика в опасной зоне шахты, примером же риска в действии - случаи, когда люди преднамеренно нарушают правила безопасности в надежде, что все обойдется.

Риск может являться и целью деятельности, например тогда, когда человек специально рискует только для того, чтобы убедиться или показать другим, что он не боится опасности (физической или недостижения цели). В подобном случае риск становится также и средством самоутверждения или создания о себе желаемого мнения. Риск может выступить и в роли мотива. Это бывает, в частности, в тех случаях, когда человек без особой на то нужды специально выбирает опасные (с той и другой точки зрения) цели или опасные способы их достижения только ради самого риска и связанных с ним острых ощущений. Порой о риске говорят как о какой-то потребности, проявляющейся во влечении к опасности, присущей людям, склонным к риску.

Впрочем, можно предположить, что рисковать в той или иной мере свойственно вообще всем людям.

Таким образом, акт риска в структуре трудовой деятельности может выполнять весьма различные психологические функции, по-разному в ней проявляться, по-разному отражаться на ее течении и результатах.

Само понятие риска, с нашей точки зрения, более строго может быть определено следующим образом. С психологической точки зрения, риск - это действие (поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует вероятность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.

Исходя из двух возможных трактовок риска (связи его с опасностью или с неблагоприятным исходом действия) в психологической литературе сложились два подхода к изучению такого явления. При первом подходе риск расценивается как направленность на особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической или иной опасностью (неудачей), при втором риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределенности, где успех-неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в недостижении желаемого результата (не обязательно в физическом выражении).

Первый подход, более распространенный в европейских исследованиях, акцентирует в риске фактор физической опасности. Он ориентирован на анализ таких случаев, когда субъект выбирает более опасные цели или более опасные способы их достижения, по сравнению с другими целями или способами, в которых такая опасность меньше или вовсе отсутствует. Данный подход применяется в основном в связи с изучением вопросов безопасности отдельных действий, в том числе безопасности труда.

При втором подходе, чаще используемом в американских исследованиях, вопросы риска рассматриваются в связи с трудностями выбора и опасностями недостижения цели из-за неудачного выбора. Здесь риск уже расценивается как азартный процесс принятия решения, как акт предпочтения, когда субъект отдает предпочтение труднодоступным целям, в ущерб целям, достижение которых гарантировано. Этот подход изучает общие случаи альтернативного выбора, когда субъект нацелен на достижение цели (или избегание неудачи) и существуют разные шансы на успех и неудачу.

Данный подход позволяет по степени трудности избираемых вариантов действий и ожидаемым результатам определить такое важное качество личности, как уровень ее притязаний. И хотя подобные сведения, казалось бы, более далеки от интересующей нас проблемы безопасности труда, чем вопросы, изучаемые в европейском подходе, они имеют большое значение при интерпретации поведения субъекта в условиях опасности. Эти качества отражаются на общей стратегии его поведения в опасных ситуациях и оказываются не менее важными, чем качества самосохранения, проявляющиеся в условиях непосредственной физической опасности. Некоторые европейские исследователи качества, на обнаружение которых нацелены исследования американских ученых, более достоверно выявляются, когда поведение субъекта изучается в условиях физической опасности. Они предпочитают определять риск как специфическую личностную форму регуляции в ситуации, когда стремление к цели проявляется в условиях опасности. Под опасностью же здесь понимается не просто неуспех в достижении цели, но и связанные с ним отрицательные последствия (например, физические воздействия и травмы).

Итак, из сопоставления европейского и американского подходов к изучению проявления риска обнаруживается как их сходство, так и различие. Если при европейской трактовке риска реализация физической опасности еще не исключает достижения цели в данном действии, то при американской трактовке, где сама опасность как раз и заключается в недостижении цели, эти факторы становятся уже несовместимыми. Различие в трактовках можно устранить, если условно принять, что целью деятельности является не только получение желаемого результата (продукта) труда, но и достижение его без ущерба для здоровья.

Наряду с рассмотренными трактовками понятия риска можно отметить еще одну, чисто формальную, используемую в процессе принятия решения. Здесь риск расценивается по вероятности ошибки, возможной при данном выборе. Чтобы учесть степень риска, иначе говоря, цену возможной ошибки выбора, используют также показатель конфликтности выбора.