Психологические механизмы формирования деятельности

Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных действий. Действие может служить элементом анализа деятельности, т. е. наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части. Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной для деятельности в целом и осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым во внутреннем плане.

Несмотря на включенность в деятельность, действие – относительно самостоятельный процесс. Признаком самостоятельности является направленность действия на достижение сознательно поставленной цели. В отличие от собственно деятельности действие часто не имеет своего мотива, а подчиняется общему мотиву деятельности. Относительная самостоятельность выражается также и в том, что одно действие может входить в разную деятельность. При этом сохраняется основная цель действия, но меняются лишь мотивация и смысл для субъекта. В разных видах труда действия различаются, но имеют и общие признаки:

• целесообразность (целенаправленность);

• адекватность текущему состоянию объекта труда;

• полиэффектность (возможность выполнения одного действия с помощью различных групп мышц);

• определенное соотношение автоматических (фиксированных) и перестраивающихся (изменчивых) компонентов;

• общественная обусловленность трудовых действий.

Действия классифицируются:

• по виду психической деятельности (мнемические, интеллектуальные, перцептивные);

• по степени осознанности (волевые, импульсивные);

• по принадлежности виду деятельности (трудовые, учебные, игровые, общения).

Существуют специальные классификации действий трудовой деятельности. По своим целям они делятся на действия:

ориентировочные – по определению цели и условий деятельности, выяснению средств и путей достижения целей. Ориентировочные действия бывают двух видов – теоретические, которые направлены на получение необходимой информации для выработки рабочей гипотезы, определяющей цель, процесс и результат деятельности; практические, которые включаются в исполнительские с целью контроля и оценки процесса деятельности и его соответствия общей цели;

исполнительские – последовательно реализующие общую цель деятельности;

корректировочные – действия поправок, уточнений, изменений, информационные действия об ошибках;

завершающие – связанные с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деятельности по их результатам.

С точки зрения психологического анализа деятельности и действия как элемента анализа, целостное действие имеет следующую структуру:

• ориентировочная основа;

• исполнительская часть;

• контролирующий эталон.

Соответственно критериями действия будут:

• уровень выполнения;

• обобщенность;

• сокращенность;

• степень освоенности.

Ни одна деятельность не выполняется посредством механической суммы действий. Для осуществления любого, даже самого элементарного трудового процесса , действия объединяются в систему. Адаптация деятельности к человеку происходит через формирование психологической системы деятельности. Именно благодаря формированию системы деятельность приобретает субъектный характер. Любая профессиональная деятельность предстает перед учеником в виде обобщенного я закрепленного опыта и способностей предыдущих поколений. Этот опыт описан в учебных программах, инструкциях., алгоритмах и передается субъекту мастером-профессионалом. Это эталонный вариант выполнения деятельности. То, что передается ученику, является нормативно-одобренным способом деятельности – способом выполнения трудовой деятельности, обобщенным и закрепленным инструкциями. В процессе освоения деятельности ученик распредмечивает нормативно-одобренный способ деятельности и осуществляет деятельность по-своему, как он умеет и как ему наиболее удобно. Иначе говоря, превращает его в индивидуальный способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности. В ходе этого процесса и происходит формирование психологической системы деятельности. Дальнейшее совершенствование деятельности приводит к формированию у субъекта личностно-профессионального уровня выполнения деятельности, когда профессионализм становится "второй натурой человека". Формируется устойчивая система приемов, способов, ориентиров, стремлений, уровней достижений в выполнении деятельности. Это индивидуальный стиль деятельности – система деятельности, сформированная на основе индивидуальных особенностей личности. Индивидуальный стиль деятельности является устойчивым и эффективным приспособлением личности к действительности.

Системообразующим фактором деятельности является вектор "мотив-цель". Вокруг него выстраиваются основные функциональные блоки: мотивов деятельности; целей деятельности; программы деятельности; информационной основы деятельности; принятия решения; профессионально важных качеств.

Процесс формирования психологической системы деятельности называется системогенезом. В ходе системогенеза определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи, развиваются отдельные компоненты.

Для оценки эффективности трудовой деятельности используют параметры: производительность, качество, надежность. Цель и результат оцениваются со стороны качественных и количественных показателей. Конкретный путь достижения цели – это способ деятельности. Каждое действие выступает как подсистема общей психологической системы деятельности и может служить элементом ее анализа. Процесс освоения отдельных действий подчиняется общим закономерностям системогенеза. Основные из них – гетерохронность и неравномерность формирования компонентов системы деятельности.

Освоение отдельных действий носит неравномерный характер. Различные действия в общей структуре деятельности формируются в разном темпе и качестве. На определенном этапе освоения деятельности некоторые действия могут достигать требуемого профессионального уровня, а другие значительно отставать. Наблюдаются различия в интенсивности роста показателей эффективности при освоении различных действий у одного и того же лица. Гетерохронность развития различных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности. Например, в ходе освоения деятельности необходимо добиться определенного уровня производительности, качества и надежности в целом. Но в процессе реального освоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по какой-либо группе действий, а потом подтягиваются другие действия и показатели.

Трудовая деятельность существует в цели действий. Однако практическое выполнение деятельности связано с конкретными способами выполнения этих действий. Например, в деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Его можно выполнить вручную с помощью иголки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т. д. Все это будут разные способы выполнения действия прикрепления к ткани пуговицы. Конкретный способ, которым выполняется действие, называется операцией. Действие трансформируется в операцию. Одна и та же цель действия может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие реализуется разными операциями.

Операция – это способ, каким выполняется действие. Она определяется не самой целью, а условиями, в которых дана цель. Операция представляет собой систему движений, из которых состоит действие при подчинении их конкретной задаче. Формирование операции происходит поэтапно. Общим механизмом формирования операции является:

• обобщение исходного действия;

• его поэтапная интериоризации;

• автоматизация;

• перевод в более сложное действие.

Выделяют производственную операцию и рабочее движение. Производственная операция – наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. Производственные операции делятся на основные (направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).

При изучении операций, выполняемых группой лиц, применяют методы социальной психологии. Полученные данные используются при проектировании трудовой деятельности. Операции реализуются через движения. Движение – это конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.

Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления. Выделяют следующие группы движений: основные, поправочные, дополнительные, аварийные, лишние, ошибочные, экономные-неэкономные.

С помощью движений реализуются, прежде всего, предметные действия. Анализ многочисленных предметных действий показывает, что все они складываются из трех относительно простых движений: взять (поднять), переместить, отпустить. Кроме этого, в психологии принято выделять и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и др.

Во всех случаях необходима координация и согласованность движений друг с другом. Выделяют три основных параметра трудовых движений: силовой, пространственный, временно́й. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дробятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.

Каждое рабочее движение, которым реализуется психомоторный процесс, имеет три стороны: механическую, физиологическую, психологическую.

Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуре рабочей зоны, на рабочих местах различают:

• сенсорное поле – элементы рабочего места, информационно воздействующие на анализаторы человека;

• моторное поле – элементы рабочего поля, на которое может быть направлено двигательное воздействие работника.

Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом. Анализ рабочих движений человека показывает, что они зависят от тренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности.

Исследование действий и операций предполагает выделение их психологической сущности и механизмов. Одним из таких важнейших механизмов является механизм формирования навыков.