Психологическая структура трудовой деятельности

Особенности структуры трудовой деятельности личности могут быть рассмотрены с точки зрения системно-ситуативного анализа деятельности и представлены на рис. 10.1.

С позиции данного подхода (ССАД) ситуация трудовой деятельности рассматривается в качестве единицы се анализа. Системно-ситуативный анализ деятельности осуществляется с помощью методики последовательной динамической оценки (МПДО) результатов профессиональной деятельности.

Задачи, которые приходится выполнять субъекту труда, могут быть, в зависимости от ситуаций деятельности, стандартные и нестандартные.

В стандартной ситуации эффективными решениями могут быть как стандартные, так и нестандартные, но в нестандартной ситуации эффективным может быть только нестандартное решение.

При анализе трудовой деятельности необходимо учесть характер и степень влияния на нее основных условий и факторов.

Выделяют факторы группы А и группы Б (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Структура трудовой деятельности

К числу факторов группы А, оказывающих влияние на психику субъекта профессиональной деятельности специалиста относятся: неопределенность ситуации, внезапность, новизна, дефицит времени, переизбыток (недостаток) информации, совмещение нескольких видов деятельности одновременно, монотонность, опасность, риск, эргономический. Профессионалы, которые натренированы к деятельности в условиях воздействия на них этих и других психогенных факторов, могут проявлять психологическую устойчивость и профессиональную готовность. Поэтому для них должна быть организована психологическая подготовка к эффективной деятельности, включающая в себя моделирование психогенных факторов.

Среди факторов группы Б, оказывающих влияние на деятельность субъекта труда, в первую очередь выделяют: уровень мотивации достижения и избегания неудач, склонность к оправданному риску, уровень коммуникативных и организаторских навыков, наличие творческих способностей, уровень личностной тревожности, эмпатия, агрессия, преобладающая стратегия поведения в конфликтных обстоятельствах, уровень профессиональной и психологической готовности и устойчивости взаимодействующих лиц при выполнении профессиональных задач.

На основе выявленных психогенных факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, представляется возможным выделить критерии ее эффективности.

Критерии эффективности профессиональной деятельности

1. Удовлетворенность: процессом - результатом - коммуникацией (самого специалиста, его руководителей и подчиненных, а также заказчика).

2. Уровень адекватности принятого решения по реализации алгоритма производственного процесса.

3. Объем выполненной работы.

4. Время выполнения заказа.

5. Реализованность готового продукта.

6. Прибыль.

Критерии эффективности профессиональной деятельности являются основой для оценки успешности деятельности специалиста в любой сфере.

Профессионализм личности специалиста

В условиях современного общества все больше проявляется потребность в подготовке и воспитании профессиональных кадров, способных обеспечить интересы производства в условиях рыночных отношений, преодолевать профессиональные кризисы и деструкции, достигать эффективности в труде. В решении этих задач профессионал должен обладать не только квалификацией, но и аутопсихологической компетентностью, высоким духовно-нравственным потенциалом, позитивной мотивацией профессиональной деятельности, зрелостью, развитым профессиональным самосознанием.

Интерес ученых к проблеме профессионализма в трудовой деятельности обусловлен высоким динамизмом социальной и экономической сторон жизни общества и, вследствие этого, возрастающими требованиями к качеству функционирования всех уровней производства с главенствующей ролью человека как субъекта труда. В исследованиях по психологии труда, акмеологии, педагогике и социологии к настоящему времени все более четко обозначаются общие позиции в понимании сущности профессионализма. Ученые сходятся на том, что профессионализм в трудовой деятельности представляет собой сложное по своей структуре психическое образование, объединяющее систему качеств личности и профессионально-психологических образований, формирующихся и проявляющихся в деятельности и обеспечивающих ее эффективность. Понятие "профессионализм" в психологии рассматривается как диалектическое единство профессионализма деятельности и профессионализма личности.

В трудах специалистов по психологии трудовой деятельности (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Д. В. Гандер, Л. В. Кочнева и др.) подчеркивается, что достижение профессионализма становится возможным на базе высоких общих и специальных способностей. При этом профессионализм не сводится лишь к совокупности знаний и умений, а определяется еще и уровнем развития личностно-профессиональных качеств человека, особенностями мотивации. Профессионализм в трудовой деятельности трактуется как высший стандарт профессиональной деятельности и связывается с самореализацией человека в профессиональной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ профессионализма человека выражается, с одной стороны, в выполнении все большего числа функций, когда в одной профессии совмещается целый комплекс специальных знаний и трудовых функций, с другой - через расширение видов деятельности, которыми владеет человек, их усложнение и обогащение.

Цена деятельности специалиста определяется величиной психологических и физиологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне. В нормальных условиях она невысока. При оптимальном режиме типичными являются длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, срывов и других отклонений от нормы. Надежность труда характеризуется степенью вероятности выполнения поставленной задачи в течение определенного времени с допустимой точностью и эффективностью. В связи с этим важная особенность субъекта труда - его профессиональная надежность.

Профессиональная надежность - уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с техническими системами и другими специалистами. Эта характеристика имеет большое значение при работе в экстремальных условиях.