Психологическая школа права

Психологизация юридической науки была связана с негативной реакцией многих правоведов на безраздельное доминирование юридического позитивизма. С одной стороны, это была неудовлетворенность формально-догматическим пониманием права, которое было оторвано от жизни и не в состоянии эффективно регулировать социальные взаимодействия, смешением права и закона, с другой стороны, интерпретация права как продукта субъективного психического переживания, коренящегося в самом характере человека, была направлена против классовых концепций права (в частности, марксизма), где оно было экономически обусловлено. Напротив, сторонники психологической школы основу права искали в сфере иррационального – чувствах, инстинктах, неосознанных импульсах, порывах, эмоциональных волевых актах, которые первичны по отношению к разуму и господствуют над ним. Основателем и наиболее ярким представителем психологической школы права является российский и польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы первой трети XX в. Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931).Не менее оригинально правовое учение Π. А. Сорокина, также представляющего данное направление.

Идеациональная теория права Питирима Александровича Сорокина

Русский социолог, мыслитель, правовед П. А. Сорокин (1889– 1968) в 1923 г. эмигрировал в США и создал собственное направление в социологии – интегральную социологию, аккумулирующую все достижения философии, психологии юриспруденции, этики, культурологии.

В работе "Социологические теории сегодня" (1966 г.) Сорокин изложил взгляды на право, тенденции его развития, которые позволяют его считать автором идеациональной концепции права.

Право он рассматривал в контексте собственной социологической теории как форму социального контроля, наряду с моралью и религией способствующую упорядочиванию социальных взаимодействий. Подобно естественно-правовым доктринам, психологическая интерпретация права Сорокина исходила из того, что право не дано нам как единая сфера, а существует в вечном раздвоении (дуализме). По мнению Сорокина, право состоит:

• из определенных (императивно-атрибутивных) психологических переживаний;

• определенных символов, правовых учреждений; зданий суда и т.д., объективирующих первую категорию явлений, и т.д.

Первичный психологический пласт правовых явлений представлен интуитивным правом; ко второму, социологическому пласту относится позитивное право, но оно здесь не единственное правовое явление. Сюда же относится естественное право как метафизическая инстанция, надэмпирический феномен к явлению эмпирическому.

Кризис юридического позитивизма, по мнению Сорокина, обусловлен отсутствием мировоззрения, что и приводит к абсолютизации юридической формы и отрицанию ценностного содержания в праве. Лишь на почве нового мировоззрения право может возродиться. Согласно Сорокину, человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое мировоззрение. Для возрождения права нужно иррациональное живое мировоззрение, проникнутое началами космизма.

Сорокин считал естественным выходом из современного кризиса права и правосознания замену позитивистских конструкций системами морали и права, воплощающими именно метафизические ценности. По его мнению, в современном обществе наступил невероятный упадок "чувственных" правовых норм, т.е. норм, ориентированных в рафинированной или грубой форме на чувственное счастье, наслаждение, полезность, комфортность как на ценности.

В древности и в эпоху Средневековья преобладали системы права, которые Сорокин называет идеациональными, т.е. ориентированными не на чувственное счастье или удовольствие, а на единение человека с Богом, Абсолютом, сверхъестественным, сверхчувственным миром.

Сорокин писал: "Когда общество освобождается от Бога и от Абсолюта и отрицает все связующие его моральные императивы, то единственной действенной силой остается только физическая сила"[1].

Чувственная этика и чувственное право в современном обществе подмяты философией утилитаризма, гедонизма, релятивизма, что обусловило их девальвацию. Культ насилия и бездумного соперничества между людьми является ярким проявлением этого кризиса. Они привели к трагедии человека чувственного общества: "Лишая человека всего божественного, чувственное умонастроение, этика и право понизили его до уровня электронно-протонового комплекса и рефлекторного механизма, не имеющего никакой святости и телоса"[2].

Вернуть человеку его святость, его истинную цель нынешнее право и этика уже не в состоянии, ибо сами зашли в тупик. По мнению Сорокина, "без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса"[3]. Поэтому каждый шаг по пути повышения "моральности права", укрепления его нравственного фундамента способен дать эффект некоторой "депрагматизации" права, но этого будет недостаточно.

Заметим, что потребность в новом ценностном юридическом мировоззрении, по мнению исследователей, не вызывает сомнений. Однако оно не будет чисто идеациональным, как полагал Сорокин, т.е. основанным на абсолютах, сверхчувственных ценностях, а в нем найдут свое выражение и эмпирические начала (формальное равноправие, выгода, надлежащие процедуры) и метафизические истины (добро, справедливость), которые до сих пор вместе плохо уживались. Речь идет об их глубоком взаимопроникновении и взаимном обогащении.