Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения

Эпоха Средневековья, начавшаяся в период падения Римской империи (V в. н.э.), характеризуется прежде всего освоением психологической проблематики в рамках идеологии христианства. Переход к Средневековью был связан с "хирургическим" прерыванием античной философской традиции. Были закрыты Ликсй, Академия, Сад Эпикура, была убита глава Александрийской школы неоплатонизма Гипатия (370–415), сожжена сокровищница античной мудрости Александрийская библиотека (391). Отчасти прерванная традиция восстановилась лишь в XII–XIII вв., чему способствовала формулировка принципа деизма, согласно которому разводилось душевное и духовное в человеке. Данный принцип позволил четко разделить предмет теологии и предмет психологии.

Ориген (185–253), первый из церковных писателей, имевший систематическое философское образование, обогатил христианскую мысль сокровищами античной учености. Будучи последовательным платоником, он резко противопоставляет душевное и телесное. Целью человеческой жизни, по Оригену, является созерцание Бога. Оно достигается путем систематической борьбы со страстями и освобождением от них. Под страстями Ориген понимал подчинение всему, что не есть Бог. В соответствии с этой целью выделяется задача тщательного изучения страстей и разработки психотехнических практик овладения своими желаниями и помыслами. Эти практики реализуются в корпусе аскетической литературы, основателем которой был образованный египетский монах, живший в IV в., Евагрий Понтийский. Уже в его сочинениях мы сталкиваемся с детальным и эмпирически точным описанием целого ряда психологических феноменов. Но, пожалуй, самую строгую и полную таксономию страстей создает Иоанн Синаит – автор книги, известной в славянском переводе как "Лествица", оказавшей колоссальное влияние на дальнейшую историю контроля человека над своим душевным миром.

Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350–430) творчески соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Кроме введенных Аристотелем вегетативной, животной и разумной души он различал разные уровни совершенства последней. Разумная душа включала в себя уровень совершенства души, на котором она начинает стремиться к благу; уровень очищенной души, свободной от страха смерти; уровень чистого стремления к Богу и наивысшую ступень – душу, поглощенную божественным, т.е. погруженную в непосредственное созерцание Божества. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. Августин отстаивал примат воли как орудия души. Причем Воля, по Августину, имеет двоякую направленность: она управляет телом и способна обращать Разум на себя самого. При этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной из частей души, в которой помимо воспоминаний, являющихся результатом того, что "сохраняется все, что внесли внешние чувства" (Исп. X, VIII, 13) заключена и сама идея Бога. Идею Бога невозможно познать эмпирически, но можно "припомнить" в абсолютно платоновском смысле. "Вот сколько бродил я по своей памяти, ища Тебя, Господи, и не нашел Тебя вне се... Ты удостоил мою память Своего пребывания" (Исп., X, XXIV, 35,36). В трудах Августина можно обнаружить первую целостную модель субъекта, причем эта модель включает деятельностную, познавательную и мотивационную образующие. "Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих... Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю, и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и я хочу, и я хочу быть и знать. Эти три свойства и составляют нераздельное единство – жизнь, и, однако, каждое из них нечто особое и единственное, они нераздельны и все-таки различны", – пишет он (Исп., XIII, XI, 12)[1]. Августин предложил метод исповеди, для которой необходимо постоянное организованное самонаблюдение, в качестве основного средства познания души и этим во многом определил пути развития психологической мысли[2].

Среди ключевых фигур исламской науки Средневековья выделяют Ибн-Сину (Авиценна, 980–1037) и Ибн-Рушда (Аверроис, 1126–1198). Оба они были видными комментаторами Аристотеля. Авиценна разрабатывал теорию "двух истин" (вера и знание) и вывел формулу, описывающую процесс индуктивного познания: "Мышление выводит всеобщее из отдельных вещей". Он первым стал проводить эксперименты для проверки гипотез психологического содержания. Аверроис полагал, что истина может быть постигнута одним разумом без привлечения откровения. Арабоязычные ученые не ограничивали свои изыскания исключительно умозрительными построениями, что было типично для европейских современников. Их интересы лежали и в практической плоскости, прежде всего в области медицины. Поэтому в работах представителей арабского мира зачастую наблюдается причудливое переплетение метафизического истолкования души и естественно-научной направленности в описании психических феноменов. Например, Ибн-аль-Хайсам (Альгазен, 965– 1038) начинает изучение зрительного аппарата человека, основываясь па рассмотрении глаза как оптического прибора, причем раскрывает роль движений глаз для формирования адекватного образа восприятия. Впоследствии именно оптика становится "мостиком" между физиологией и психологией, воплощаясь в разнообразные концептуальные формы: учение о "перспективе" Роджера Бэкона (1214–1294), науку живописи Леонардо да Винчи (1452–1519), учение о восприятии цвета И. В. Гёте. Объединяет все эти теории то, что психический феномен зрения объясняется в них через физические законы построения образа в оптической системе глаза.

В европейской мысли преемником Аристотеля можно считать схоласта Фому Аквинского (1225–1274), который развил идеи Аристотеля, предложив учение о "лестнице форм". На этой лестнице в иерархически соподчиненном порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души, каждый из которых соответственно отвечает за порождение различных психических явлений: ощущения, представления и понятия. Фома конкретизирует термин "рефлексия" Плотина, описывая его как последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего объекта, осознания акта познания и позиционирования души как метафизической сущности через преломление этого осознания. Таким образом, Фома рассматривает сознательность как атрибут души. Разумная душа обладает бессмертием, в то время как растительная и животная смертны. Однако в земной жизни все три типа души неразрывно связаны.

Схоластическая наука Средневековья на новом витке осмыслила конфликт "линии Платона" и "линии Аристотеля" в вопросе об источниках человеческого познания. Этот спор получил название спора об универсалиях. Одна из позиций, реализм (от лат. realis – вещественный), заключалась в принятии положения о первичности неких абстрактных универсальных форм (идей), которые осваиваются человеком преимущественно в форме божественного дара откровения. Другая, номинализм (от лат. nomina – имена), признавала только эмпирический путь получения знаний. Полагалось, что знание формируется абстракцией значимых качеств из многократно повторяющегося опыта. Например, человек встречает много белых объектов (молоко, снег, облака) и в конце концов абстрагирует понятие белизны. Фома различал два типа познания – естественное и сверхъестественное, занимая, таким образом, промежуточную позицию в споре об универсалиях.

Эпоха Возрождения, которую можно назвать уникальной интеллектуальной субкультурой в рамках Средневековья, снова воскресила круг "сократических" вопросов: каков человек, какое место в мире соответствует его достоинству, каковы пределы педагогического воздействия на человека? Философы эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. humanus – человечный). Хотя основным занятием представителей Возрождения была филология (отсюда самоназвание – "граждане страны Словесности"), центральная заслуга философов Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный обиход доаристотелевские представления о материальном основании души и подкрепили их обширными открытиями в сфере анатомии и техники. Труженики и творцы эпохи Возрождения, будучи активно задействованными в практической деятельности – архитектуре, живописи, педагогике, – заложили основы эмпиризма, который расцвел в Новое время. Так, например, Леонардо да Винчи – наиболее универсальный человек своего времени – создал систематику аффектов, в которой все многообразие человеческих эмоциональных состояний могло быть сведено к четырем "базовым" аффектам: радости, горю, распре и усилию. Важно, что в основу классификации были положены не гипотетические предположения, а данные наблюдений и анатомических исследований. Леонардо пытался моделировать движения живых существ в технических устройствах (например, конструировал крылья), учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений. Можно утверждать, что он предвосхитил биомеханику – одну из бурно развивавшихся в XX в. отраслей знания.

Таким образом, делая шаг назад в метафизике, Возрождение (особенно в лице своих титанов) совершило прорыв в подведении психических явлений под общие законы физического мира.

Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в исследование понятия души представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в познание души

Авторы

Основные достижения

Ори ген

Таксономия страстей души и психотехники их преодоления

Августин Аврелий

Исповедь; трехкомпонентная целостная модель субъекта, включающая деятельность, сознание и личность

Авиценна, Аверроис

Открытие трудов Аристотеля для средневекового мира, обоснование индуктивного метода познания; эксперимент

Альгазен

Исследование зрительной системы, выведение психологического феномена зрения из структурных свойств зрительного аппарата

Реалисты / номиналисты

Постановка проблемы соотношения индуктивного и дедуктивного способа познания

Фома Аквинский

Структура души в соответствии с психическими функциями: ощущение, представление, понятие Понимание рефлексии как продукта осознания явлений внешнего мира

Гуманисты

Возврат к "сократическим" вопросам: место человека в мире, проблема личности

Леонардо да Винчи

Классификация аффектов

Предпосылки создания психофизиологии двигательных актов