Психологическая адаптация специалиста

Психологическая адаптация - это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Выделяют следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация (и соответственно основные разновидности психологической адаптации):

- социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового, этнического, религиозного и т.д. В этой сфере происходит социальная адаптация психики человека;

- социально-психологическую как процесс вхождения человека в системы неформальных, психологических связей и отношений, включения его в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);

- сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности (профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);

- взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация);

- целесообразно выделять и техногенную среду, включающую в себя техническую и технологическую среды жизнедеятельности человека (технологическая психологическая адаптация).

Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют пять основных вида психологической адаптации специалиста:

- социальную;

- социально-психологическую;

- профессионально-деятельностную;

- экологическую;

- технологическую.

Эти же виды можно выделять и в адаптации биологической.

Выделяют и так называемые интегральные, системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую и др., представляющие собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по приспособлению к условиям жизнедеятельности, а также и по преобразованию действительности, среды с учетом своих интересов и возможностей и с использованием различных средств. Таким образом, в активной целенаправленно приспособительной деятельности человека проявляются две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенденции: адаптивная, приспособительная, и адаптирующая, преобразующая, приспосабливающую среду к интересам индивида (эти же тенденции в адаптации можно наблюдать и у животных, например, у бобров, барсуков, лис и др.).

Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.

Адаптированность личности может быть:

- внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности. И в таком случае адаптация тождественна социализации личности;

- внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности. Такая адаптация может рассматриваться как один из механизмов социализации личности;

- смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое "Я", свою самостоятельность, "самость".

Психологическая адаптация - явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всего социальную среду, среду его непосредственной жизнедеятельности, и разнообразные виды деятельности (в первую очередь профессиональную), в которые он непосредственно включен.

Психологическая адаптация личности - это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности, в психике человека в целом, так и в среде, в ее нормах, правилах, ценностях, во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды.