Психофизиологические средства восстановления

Психофизиологические средства восстановления используют для преодоления нервного утомления. В ходе выполнения околопредельных или предельных тренировочных нагрузок главными факторами повышенного нервно-мышечного напряжения являются накапливающаяся физическая усталость и необходимость ее преодолевать, монотонность; во время соревнований превалирует эмоциональная усталость. Психологические средства восстановления включают психорегулирующую тренировку, упражнения для мышечного расслабления, внушенный сон-отдых и другие приемы психотерапии и психогигиены. Особо следует отметить необходимость учета отрицательно действующих психогенных факторов (боязнь проиграть, получить травму, беспокойство за старые травмы, неблагоприятная реакция зрителей и др.) с тем, чтобы предусмотреть меры по их ликвидации или нейтрализации.

Следует уделять большое значение созданию благоприятных психофизиологических условий восстановления, среди которых нужно выделить рациональное управление свободным временем студентов-спортсменов, создание комфортных условий быта и тренировок в период пребывания на сборах, использование отвлекающих факторов, создание в коллективе дружественной и уважительной обстановки. Поэтому многое зависит от культуры и такта, как самих студентов-спортсменов, так и всего их окружения.

Если думать, что подготовка спортсменов целиком зависит только от тренеров, ученых, врачей – это совсем не так, большая роль принадлежит самому студенту-спортсмену, так как вдумчивый, анализирующий студент всегда уловит изменения в своей подготовленности, в своем состоянии.

У многих студентов-спортсменов имеет место предстартовая лихорадка, причем у одних она может проявляться в последние минуты перед стартом, у других возникает даже за несколько суток до соревнований. Вот почему управлять собственным эмоциональным состоянием крайне важно.

Существует ряд приемов, освоив которые студент-спортсмен может более надежно регулировать свое эмоциональное состояние.

Р. С. Деметр предложил использовать в подготовке спортсменов следующие методы саморегуляции эмоционального состояния.

Метод статических усилий. Лежа в кровати, поочередно поднимают и удерживают на весу конечности в течение 2–3 мин; внимание необходимо сосредоточить на накапливающемся утомлении. При хорошем освоении этого метода сон наступает через 4–5 мин.

Метод прерывистого дыхания. Лежа в постели с закрытыми глазами дыхательный цикл сочетают с задержанием дыхания, например вдох – пауза – выдох, вдох – выдох – пауза и т.п. Глубина дыхания незначительная. Для снижения степени возбуждения этот способ может использоваться в ходьбе, сидя, при отдыхе лежа.

Метод "внутреннего пения". Спеть "про себя" какую-нибудь спокойную песню или мелодию, внимание направлено на "стихи" или "музыку".

Слуховой метод. Используется в шумной обстановке. Прикрыв ладонями уши и слегка надавив на них, прислушаться к тишине, затем, ослабив нажим, "слушать" шум. Такие манипуляции повторяются через несколько секунд.

Определенные возможности оптимизации условий подготовки связаны с музыкальной стимуляцией физиологических и психических функций. Например, Ю. Г. Коджаспиров, исходя из особенностей учебно-тренировочных занятий спортсменов, подразделил используемую в них музыку на встречную, музыку врабатывания, лидирующую, успокаивающую и провожающую:

встречная музыка начинается за 15 мин до учебно-тренировочного занятия и заканчивается с началом занятий; ее цель – поднять настроение, эмоционально взбодрить борцов, встречная музыка включает энергичные, ритмичные, веселые мелодии;

музыка врабатывания звучит с начала подготовительной части и до ее окончания, цель ее – настройка спортсменов на ритм занятий, при этом используются бодрые с ускоряющимся темпом мелодии;

лидирующая музыка исполняется в середине основной части занятия, цель ее – создание своеобразного звуколидера (естественно, что музыкальное сопровождение в этом случае следует подбирать с учетом ритмической структуры совершенствующих упражнений);

успокаивающая музыка звучит в конце занятия и ее цель – способствовать снятию утомления и нервного напряжения;

провожающая музыка транслируется в течение 10–15 мин после принятия душа и вплоть до ухода студентов из спортивного зала. Цель ее – переключение внимания на последующую деятельность, создание положительного эмоционального фона, ускорение восстановительных процессов.

Таким образом, направленное воздействие на восстановительные процессы способствует повышению работоспособности и на ее базе – дальнейшему росту мастерства. При необходимости учитывать, что каждое упражнение, каждая тренировочная нагрузка избирательно действуют на функционирование различных органов и систем организма, не забывая, однако, и общий тренировочный эффект. Эффективность учебно-тренировочного процесса зависит не только от объема, интенсивности и напряженности, но и его структуры, т.е. чередования тренировочных нагрузок и отдыха.

Поэтому при выборе средств восстановления и их дозировке необходимо точно знать и учитывать выполненные тренировочные нагрузки.

Следует всегда помнить, что восстановление – естественный процесс, который тесно связан с особенностями тренировочных и соревновательных нагрузок, поэтому стимулирование восстановительных процессов целесообразно только тогда, когда функциональное напряжение систем может перейти критическую физиологическую грань.

Индивидуализация восстановительных процедур, их обоснованное планирование – мощный рычаг повышения эффективности спортивной подготовки.