Психоанализ – роль социальных факторов

Последователи З. Фрейда, прежде всего А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие, обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов.

Так, А. Адлер (1870–1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода социальных объединениях и т.д.

К. Ют (1875–1961) развивал концепцию о "коллективном бессознательном", воздействующем на отношения социальных групп.

К. Хорни (1885–1952) пыталась обосновать влияние на поведение человека его социальных связей и отношений, а также материальной и духовной культуры.

Раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, Э. Фромм (1900–1980) показал противоречивую роль таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д.

Фрейдомарксизм

Известные фрейдомарксисты В. Райх (1897– 1957) и Г. Маркузе (1898–1979) обращали внимание, в частности, на проявление мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм – в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится".

В своей работе "Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивал идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью и наслаждению жизнью. Он писал о необходимости создания "нерепрессивной цивилизации", в условиях которой деятельность и поведение людей будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения людей как изначальные истоки их социальной активности претерпят существенные изменения, станут более благородными. В этом плане Г. Маркузе говорил о революции потребностей, в результате которой станет развиваться новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу людей. Ее он называл контркультурой, т.е. открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к ней.

Как видно, многие положения психоанализа З. Фрейда и его последователей, являющиеся результатом глубокого изучения ими сферы бессознательного, психофизиологических и социальных форм ее проявлений, способствуют формированию более адекватных представлений о психике людей, побудительных мотивах их поведения и деятельности, характерных особенностей их личностей и межличностного общения.

Гуманистическая психология. А. Маслоу, К. Роджерс

Основные проблемы функционирования сознания личности решаются представителями гуманистической психологии – направления современной психологии, противостоящего бихевиоризму, главное внимание уделяющего изучению не внешних факторов поведения личности, а ее внутреннего мира, прежде всего ее потребностей и основанных на них мотивов ее поведения. Данное направление также противостоит психоанализу, поскольку исходит из того, что в основе поведения личности лежат не какие-то проявления бессознательного, а ее вполне осознанные мотивы. Подчеркивается, что "люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов".

Различные аспекты гуманистической психологии в той или иной мере разрабатывали Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу. Они пытались показать большие способности к самосовершенствованию здоровых и зрелых людей. Указывали на роль в этом процессе духовного мира того или иного человека и условий его существования, прежде всего социальных.

Наиболее глубокое и всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1970), теория которого во многом базируется на идеях философии экзистенциализма, или философии существования человека. А. Маслоу утверждал, что бытие отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, уникально, что человек есть "то, чем он делает сам себя", и несет ответственность за свой жизненный выбор.

Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу.

Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он проявляет свой внутренний мир, реализует свое "Я".

А. Маслоу рассматривал человека как целостную личность, утверждал, что "каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое". Вместе с тем он указывал на творческий характер человеческой личности, считал, что "творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения".

Существенный вклад А. Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности: природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии. У основания системы потребностей человека, как ее представил А. Маслоу, лежат физиологические потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и т.д. Без их удовлетворения организм человека существовать не может. Далее идут потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви, которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей. Наверху пирамиды потребностей, выстроенной А. Маслоу, значатся потребности самоуважения и самоактуализации. При этом речь идет о самоуважении как таковом и уважении со стороны других. Самоактуализация означает реализацию человеком своих способностей и желания "стать тем, кем он может стать".

По мнению А. Маслоу, для того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты, принадлежности и любви. Он считал, что "удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации". Однако допускаются и некоторые исключения. У отдельных людей могут возникнуть сильные мотивы, направленные на творческую деятельность и социальное самоутверждение, хотя не вполне удовлетворяются их физиологические потребности или же потребности в безопасности и любви. Но это, как полагал А. Маслоу, скорее исключение. Правилом же является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в его схеме.

Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902– 1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. К. Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, К. Роджерс ссылался на свой 30-летний клинический опыт психотерапевта.

Такой его взгляд на природу человека "точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии". Речь идет о гуманистическом направлении в современной психологии личности.

Как и другие представители этого направления, К. Роджерс считал, что в сознании каждого человека изначально заключается стремление к самосохранению и реализации себя в обществе, что каждая личность, обладает "концепцией собственного Я". Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет се "реальное Я". Однако человек "склонен представлять себя и в идеальном образе, видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей". Это его "идеальное Я", к которому стремится приблизиться его "реальное Я". Согласно концепции К. Роджерса, "реальное Я" человека часто сталкивается с противоречиями между его "идеальным Я", отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющего или не одобряющего их. В то же время К. Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека.

Интеракционизм

Более глубокому изучению психологических характеристик взаимоотношений личности и общества, а также межличностного общения людей способствует учет положений такого направления социальной психологии, как интеракционизм. Оно выражено в концепции символического интерационизма (Т. Мид, А. Роуз, Т. Шибутапи и др.), а также в теориях ролей (Т. Сорбин, Р. Линтон, Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.). Во всех случаях речь идет о взаимодействии людей, что и выражает понятие "интеракция".

Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или "значимые действия", в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Данные символы опосредуют общение людей, в том числе партнеров по деловому общению, выражают их мысли и чувства. Символическая коммуникация предстает как "конструирующее начало человеческой психики".

Другие представители интеракционизма сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется ОГЛАВЛЕНИЕ и направленность общения социальных субъектов. При этом "роль" трактуется как "динамический аспект статуса", "осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом" и т.п. Указывается на активные и латентные (скрытые) роли, а также на адекватное восприятие и выполнение человеком той или иной роли.

Теория референтных групп обосновывает ориентацию человека на разного рода "группы лиц, мнение которых для него значимо". Эта ориентация во многом определяет характер его поведения и деятельности. Указывается на позитивные и негативные референтные группы. Первые принимаются человеком, вызывают у него стремление быть принятым ими. Членом вторых групп он не хочет себя считать, они отвергаются им, вызывают у него стремление выступить против них. Значит, чтобы предвидеть и понять возможные проявления социальной активности того или иного человека, надо, в частности, знать природу и социальную направленность тех групп, на которые он ориентируется.

Следует отметить, что современные зарубежные и отечественные авторы, исследующие проблемы психологии и этики делового общения, опираются на достижения современной общей и социальной психологии, в том числе рассмотренные выше. Решая свои задачи, они осмысливают соответствующие положения бихевиоризма и психоанализа, гештальт-психологии и теории поля, интеракционизма и гуманистической психологии, обосновывающей психологическую направленность человека на развитие своих способностей и самовыражение, и не только осмысливают, но и исходят из них.

Этим и следует объяснить интерес к основным этапам развития и современным направлениям общей и социальной психологии тех, кто разрабатывает проблемы такой прикладной дисциплины, как психология и этика делового общения.