Психоаналитическое направление в психологическом консультировании

Психоанализ имеет определенные ограничения для применения в консультировании, связанные, в первую очередь, с необходимостью глубинной и длительной работы. Однако некоторые методы психоанализа могут с успехом применяться и в рамках консультирования. Из психоанализа консультирование позаимствовало и некоторые принципы работы, например акцептирование чувств, выход на более глубокие эмоции. Некоторые техники, широко используемые в консультировании, также имеют корни в психоанализе (техника интерпретации, конфронтации).

Основа психоанализа — классический психоанализ 3. Фрейда. В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие "Я".

В психоанализе человек понимается как природное существо, которым управляют влечения, а также специфические психосексуальные переживания первых шести лет жизни. Таким образом, для психоанализа характерен детерминизм: психические явления определяются действием основных инстинктов: стремления к жизни (libido) и стремления к смерти (moitido). Совладание с врожденной агрессивностью и сексуальностью — основная задача человечества [1].

Структура личности в психоанализе включает три компонента:

Id (оно) — биологический компонент, первичный источник активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия, сохраняется на протяжении всей жизни, неосознаваем, выступает источником влечений и действий;

Ego (я) — центральная инстанция саморегуляции личности. Управляется принципом реальности. Контролирует поведение, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду;

super-Ego (сверх-я) — моральная инстанция личностного "Я", производящая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов; усвоенная (интериоризированная) через родителей шкала ценностей.

Боязнь — это характеристика личностного состояния. Выделяются три вида боязни: невротическая, реалистическая и моральная. Боязнь возникает из-за конфликта между Id, Ego и super- Ego. С ней связаны чувство вины и механизмы психологической защиты "Я".

В психоанализе выделены также стадии психосексуального развития. Согласно воззрениям классического психоанализа, к пяти годам личность ребенка устанавливается как целостное образование.

1. Оральная фаза (0—1,5 года). Важен постоянный телесный и эмоциональный контакт с ребенком, обеспечение базисных потребностей. В противном случае возникают проблемы (чувство собственной ненужности, повышенной зависимости от других, неадекватности, недоверчивости, неспособности принять любовь, завистливости, жадности), связанные с так называемой оральной фиксацией.

2. Анальная фаза (1,5—3 года). Ребенок овладевает актом дефекации — зона ануса становится определяющей. Дисциплинарные воздействия на ребенка в этом плане влияют на формирование бережливости, скупости, аккуратности, упрямства, открытости выражения своих отрицательных чувств, а также на степень личной независимости, осознание своей значимости. Анальная фиксация, возникающая в результате излишне строгого воспитания, приводит к тому, что клиент чувствует свое бессилие, стремится определить, кто он и что может, использует высказывания "я не знаю себя".

3. Фаллическая фаза (3—6 лет). В этом возрасте основная зона внимания ребенка — область гениталий, манипулирование с ней, возникают интерес к противоположному полу, Эдипов комплекс или комплекс Электры, комплексы кастрации у мальчиков или "зависти к пенису" у девочек. Именно в этом возрасте зарождаются идентификация с полом, полоролевое поведение, что в значительной степени зависит от характера общения с родителями. Воспитание, построенное на запретах, приводит к фиксации и в результате — развитию низкого самоуважения, гипертрофированного чувства вины, конфликтности, категоричности.

4. Латентная фаза (6—12 лет) возникает после разрешения Эдипова комплекса. Проблемы сексуальности отходят на второй план. Их замещают интересы, связанные с учением, спортом, общением со сверстниками. Происходит формирование представлений о внешнем мире. Проблемы, берущие корни в этом периоде: отрицательная "Я-концепция", чувство неполноценности в социальных отношениях, стремление уходить от ситуаций, требующих соперничества, чувство неуверенности по отношению к учению, ценностные конфликты.

5. Генитальная фаза (12—18 лет и далее до старости). В этом возрасте люди учатся трансформировать свою сексуальную энергию в различные приемлемые формы сексуальной активности (сублимация), учатся устанавливать отношения с противоположным полом, освобождаются от родительской опеки, примеряют различные социальные роли и формируют способность любить и работать, завершая процесс идентификации своего "Я".

6. Важными понятиями в психоанализе являются понятия защитных механизмов личности и сопротивления клиента. Положение о психологическом сопротивлении клиента состоит в том, что эго клиента защищает себя с целью избежать боязни от тех переживаний, которые для него неприемлемы. Формы такого сопротивления могут быть различными (юмор, молчание, засыпание, опоздание на сессию и т.п.).

Перенос — это тоже своего рода сопротивление со стороны клиента. Перенос сначала воспринимался психоаналитиками как помеха, затем стал использоваться как основной механизм изменения клиента. Механизм действия переноса состоит в том, что в процессе повторного переживания прежних травм клиент изживает их, осознавая ранее неосознаваемое ("невроз переноса"). В ответ на перенос клиента со стороны психолога может возникать контрперенос — ответные чувства и проекции.

Механизмы эго-защиты:

1) рационализация — псевдообъяснение мотивов;

2) отрицание — не замечает неприятных фактов и явлений;

3) регрессия — обращение к более ранним способам поведения (инфантилизация);

4) вытеснение (подавление) — изгнание из сознания травмирующих моментов — проявляются в оговорках, забывчивости, нечаянных действиях;

5) проекция — неприемлемые состояния приписываются другим;

6) интроекция — встраивание в себя ценностей и норм другого, принятие их в качестве своих личных и тем самым избавление от внутреннего конфликта (например, в концлагере);

7) идентификация. Цель — защита эго от фрустрации путем отождествления с более могущественной инстанцией (в период фаллической фазы). Это средство защиты от чувства неполноценности путем присоединения к могущественной организации или авторитетному человеку;

8) интеллектуализация — отстранение своего эго от непосредственного эмоционального контакта с эго другого и трактовка этого другого как объекта (часто возникает у психолога);

9) образование реакции. Осуществление намеренных действий, ОГЛАВЛЕНИЕ которых защищает эго от осознания подлинных переживаний, социальный фасад любви, для избежания столкновения с реальным чувством агрессии;

10) замещение — для избегания страха (боязни) путем вымещения накопившейся энергии на доступный и безопасный объект, когда в отношении настоящего объекта разрядить ее невозможно;

11) сублимация — трансформация сексуальной или агрессивной энергии в творческую;

12) компенсация — развитие тех сторон, свойств личности, которые позволяют ей справиться с чувством неполноценности;

13) ритуал — система защитных действий, призванных справиться со страхом или другими негативными переживаниями (например, религия);

14) изоляция — отделяет эмоции от когнитивных процессов путем отстранения, эмоционального дистанцирования;

15) частичная компромиссная реакция — эго-защита от негативных чувств (зависти, агрессии, презрения), при которой поведение строится двойственно, чтобы хотя бы частично удовлетворить социально нежелательные переживания.

Цели психологической помощи в психоанализе понимаются как:

1) осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов) и принятие адекватной реалистической интерпретации;

2) усиление эго для построения более реалистичного поведения.

Роль психолога в психоанализе близка роли эксперта. Позиция жестко фиксирована. Требования к действиям психолога следующие: невмешательство, нейтралитет, личностная закрытость, умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом, тонкая наблюдательность, способность к адекватным интерпретациям.

Для психолога психоаналитической ориентации очень важно осознание собственных проблем и их влияния па клиента, поэтому в курс подготовки психоаналитиков входит обязательный личный психоанализ.

Клиент, который выбирает психоаналитически ориентированного психолога, должен быть готов к глубинной работе и обращению к переживаниям детства.

Перечислим основные методы психоанализа.

1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что клиенту предлагают произносить произвольные, в случайном порядке приходящие на ум, высказывания, ОГЛАВЛЕНИЕ которых может отражать любые переживания клиента. Клиент лежит на кушетке, расслабившись и произнося слова, всплывающие в его сознании. Психоаналитик отслеживает ОГЛАВЛЕНИЕ, последовательность и блокировки в высказываниях, которые рассматриваются как ключи к неосознаваемой проблеме, которую должен определить психоаналитик.

2. Толкование сновидений. В сновидениях все неосознаваемые влечения выражаются в символической форме. В сновидении различаются манифестируемое и латентное ОГЛАВЛЕНИЕ (включает подавленные переживания). Работа сновидения — трансформация подавленных переживаний в более приемлемую для принятия форму. Задача аналитика — обеспечение интерпретации, раскрытие латентного содержания путем побуждения клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, помощь ему в осознании реальных событий из прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

3. Интерпретация — толкование причин переживаний клиента. Интерпретация включает в себя три процедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толкование) и перевод на язык повседневной жизни клиента.

4. Анализ сопротивления. Основная функция такого анализа — осознание клиентом своих защит и принятие необходимой конфронтации по отношению к ним Правило анализа сопротивления — использовать для интерпретации наиболее очевидные механизмы защит, не преодоление их, так как защита необходима, а осознание.

5. Анализ переноса. Перенос поощряется отстраненной позицией аналитика. Анализ невроза переноса — ключевой момент психотерапии, так как способствует осознанию фиксаций. Смысл данной процедуры — обнаружение подлинных психоэмоциональных основ зафиксированных форм поведения, интерпретация их и помощь в переработке и изживании.

Элементы перечисленных техник могут использоваться и в психоаналитически ориентированном консультировании. По главный смысл использования психоаналитической модели в консультировании — богатые возможности для формулирования консультативных гипотез.