Прямое действие норм муниципального права

Все муниципально-правовые нормы являются нормами прямого действия. Эту характеристику традиционно предпосылают – с учетом их специфики – прежде всего нормам конституционного права, что получает подтверждение и в тексте Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Для муниципально-правовых норм указание на их прямое действие также имеет важное значение, по крайней мере по трем причинам.

Во-первых, принципиально важно для всех правоприменителей, включая судебные органы, что так называемые негосударственные нормы муниципального права, содержащиеся в нормативных правовых актах местного самоуправления, имеют все качества правовых норм прямого действия на территории соответствующего муниципального образования. Для этого они не нуждаются в каких бы то ни было формах государственного "санкционирования", если это специально не предусмотрено законом (как это имеет место, в частности, с уставом муниципального образования, который вступает в силу после сто государственной регистрации (ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ)).

Во-вторых, не влияет на юридическую природу соответствующих предписаний как муниципально-правовых норм прямого действия характеристика муниципального права как комплексной отрасли. Напротив, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что изменение общих принципов организации местного самоуправления допускается лишь путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (п. 2 ст. 4), а в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, данному Федеральному закону применяются Конституция РФ и настоящий Федеральный закон. То есть речь идет о прямом действии и приоритете норм муниципального права, установленных не только Конституцией РФ, но и Федеральным законом № 131-ФЗ, если мы говорим обо всех других законах, содержащих нормы муниципального права.

Наконец, в-третьих, качествами нормативных правовых актов прямого действия обладают все источники муниципального права: и федеральные законы, в том числе законы рамочного характера, получающие последующее развитие на региональном и местном (муниципальном) уровнях, и акты органов местного самоуправления.

Характер, особенности источников той или иной отрасли предопределяют специфику и самой отрасли, соотношение с другими отраслями права. На природу и ОГЛАВЛЕНИЕ источников муниципального нрава существенное влияние оказывают, но крайней мере, два обстоятельства: 1) выявленный ранее комплексный характер муниципального права и 2) высокий уровень юридической децентрализации в муниципально-правовой сфере и, соответственно, в системе источников муниципального права.

В частности, комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих других отраслей как публичного (конституционное, административное, финансовое право), так и частного права (гражданское, предпринимательское, аграрное, жилищное и другие отрасли). Что же касается децентрализации источников муниципального права, то данное обстоятельство предопределяется самой природой муниципального права как права местных сообществ. Без активного развития нормотворческой деятельности на местном уровне и разветвленной системы источников муниципального права местного (локального) характера невозможны были бы само существование и развитие данной отрасли права, муниципальной демократии.