Проявление лидерства в процессах реализации корпоративной социальной ответственности

Лидерство в теории менеджмента представляется объективной категорией, отражающей неоднородность предприятий и степени их развитости. Многообразие свойств и индивидуальность характеристик состояния организаций приводит к тому, что параметры состояния множества предприятий в каком-либо виде деятельности становятся неодинаковыми. Разброс значений параметров может быть существенным, также как и состав операционных элементов деятельности. Группа организаций, имеющих наивысшие уровни в оценках однородных видов деятельности, становится лидирующей, а самая преуспевающая – лидером.

Осознанное стремление к лидерству трансформируется в управляемую деятельность, в которой формируются элементы управления – цели, процесс, технологии, критерии, измерители, функции. Развитие КСО как вид управляемой деятельности в структурах корпоративного типа, также как и другие виды деятельности, характеризуется явлениями лидерства, которое поддерживается менеджментом и вводится (реализуется) в рамки целевого взаимодействия участников этого вида деятельности. Поскольку отношения КСО разнообразны, а возможности и интересы каждой СЭС индивидуальны, то и оценки ее результатов не могут быть полностью сопоставимы. В таких случаях прибегают к получению оценок в формах положений в рейтинге или места в публичном конкурсе.

Как и для физических лиц в лидерстве КСО различают формальное лидерство, обусловленное организационным статусом, и неформальное лидерство, обусловленное общественным признанием превосходства организации-лидера.

Признаками неформального лидерства в КСО являются доверие организаций корпоративной деятельности координировать и планировать поведение группы организаций, выработки политики действий группы, осуществления экспертных функций, представлять действия корпорации в среде и выполнять функции арбитра в конфликтных ситуациях, защиты правовых, имущественных и социальных интересов группы. Поэтому главными проблемами организации-лидера в КСО становится формирование и развитие его экономического потенциала, в том числе интеллектуальной, инновационной и инвестиционной составляющих, формирование имиджа организации и корпорации в целом, формирование стиля взаимодействия корпорации с субъектами социально-экономической среды.

Опыт взаимодействия корпораций в процессах развития КСО разнообразен и уникален, как и всякая другая деятельность социально-экономических систем, поэтому определение лидеров КСО связано с поиском сопоставимых признаков и соответствующих результатов их деятельности. Интегративными измерителями деятельности по направлению КСО являются суммы общих затрат, дифференцированные по видам деятельности, и оценки ее разнообразия по основным факторам.

Лидерство в направлении КСО для субъектов российской экономики инициируется Правительством РФ как позитивное явление и имеет стимулирующий характер. Ежегодно с 2000 г. на базе института экономики и управления в промышленности по инициативе правительства организуется проведение конкурса "Российская организация высокой социальной ответственности". Активными участниками конкурса являются союз промышленников и предпринимателей России, Минздравсоцразвития РФ, Фонд социального страхования, Объединение работодателей России, Пенсионный фонд, федерация независимых профсоюзов, Минэкономразвития РФ и др. Эти организации представляют инфраструктуру менеджмента в направлении КСО.

В разнообразии номинаций лидеров КСО как вида деятельности организаций выделены:

• оплата труда и социальные выплаты;

• реализация социальных программ;

• организация системы дополнительного социального обеспечения;

• квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки;

• условия труда;

• развитие образовательной базы;

• реализация жилищных программ;

• экологическая безопасность производства.

В ходе проведения конкурсов практикуется выделение дополнительных номинаций с учетом отраслевых особенностей деятельности организаций. По этим направлениям лидерства выделены металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-обрабатывающая промышленность, фармацевтическая и электротехническая промышленность, энергетика, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, нефтегазодобывающая промышленность и трубопроводный транспорт, транспорт, тепло- и энергоснабжение, жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, услуги и гостиничное хозяйство, сельское хозяйство, здравоохранение, наука и образование, телерадиокоммуникации и издательская деятельность, оборонная промышленность, промышленность строительных материалов и др.

В оценках лидерства КСО применяется сравнительный анализ затрат по направлениям КСО. Для ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "Невиномысский АЗОТ" (указано в скобках) такая структура при общей сумме затрат 260,7 млн руб. (65,46 млн руб.) в год имеет следующий вид:

• жилищное строительство, объекты социально-культурной сферы – 1,53% (61,4%);

• лечение, оздоровление и отдых работников и их семей – 33,1% (11,4%);

• работа с молодежью (адаптация, обучение в вузах, профессиональные конкурсы, временное жилье) – 5,11% (2,26%);

• работа с пенсионерами (путевки, материальная помощь, лечение) – 13,84% (2,6%);

• организационная культура, досуг работников и членов их семей – 0,0% (1,83%);

• спортивно-массовая работа – 0,0% (0,58%);

• субсидии многодетным семьям – 0,0% (8,1%);

• социальные выплаты (доплаты, мотивирующие надбавки) – 17% (0,0%);

• лечебно-профилактическое питание работников – 29,42% (0,0%);

• ОГЛАВЛЕНИЕ средств массовой информации – 0,0% (0,42%);

• благотворительная деятельность 0,0% (11,5%).

Среди лидеров КСО в России в разные годы отмечались открытые акционерные общества (ОАО) "Сургутнефтегаз", "Нефтяная компания ЛУКОЙЛ", "Нижнекамскнефтехим", "Новолипецкий металлургический комбинат", "Северсталь", "Автоваз", "Щекиназот", "Нижнетагильский металлургический комбинат", "Уральский завод тяжелого машиностроения", "Ижсталь", "Казаньоргсинтез", "Тольяттиазот", "Белгородский завод энергетического машиностроения", "Балаковская атомная электростанция" и др. Обобщенные характеристики конкурсных результатов позволяют формировать рейтинги организаций по КСО как виду их взаимодействия в национальной экономике. В процессе развития национальной и мировой экономики такая оценочная деятельность приобретает все более системный вид.