Провинциальные налоги на прибыль корпораций

В настоящее время девять из одиннадцати провинций и обе северные территории Канады участвуют в Соглашении о сборе налогов (по налогу на прибыль корпораций), т.е. базируют собственные налоги на прибыль корпораций на оценках налоговой базы по федеральному законодательству. Только Квебек (с 1947 г.) и Альберта не участвуют в этих Соглашениях и самостоятельно регулируют налоговую базу, формируют ставки и собирают эти налоги.

Таким образом, на территории страны действуют две модели налогообложения корпоративных доходов. Первая модель базируется на использовании единой, определяемой по федеральному законодательству налоговой базе. К ней (базе) применяются две ставки - федеральная и провинциальная. В рамках первой модели налогоплательщик заполняет единую налоговую форму и взаимодействует только с одной налоговой службой - федеральной. Вторая модель представляет собой параллельное существование двух формально независимых налогов на прибыль корпораций - федерального и провинциального. Налогоплательщик в этом случае заполняет две налоговые формы и должен взаимодействовать с двумя налоговыми службами.

Налоговая база по налогу на прибыль корпораций, определяемая на основе провинциального законодательства, принципиально мало чем отличается от таковой по федеральному законодательству, тем не менее некоторые различия существуют.

Общим элементом, имеющим касательство первой и второй моделей, является применение формулы распределения валового дохода корпорации для целей налогообложения между провинциями. Если корпорация имеет постоянное представительство и осуществляет бизнес только в одной из провинций, то она, соответственно, платит корпорационный налог на прибыль именно в этой провинции. Если же корпорация осуществляет бизнес в нескольких провинциях, то для целей обложения провинциальными налогами на прибыль корпораций она должна распределить общую сумму прибыли между этими провинциями и рассчитывать сумму налога, подлежащую уплате в бюджеты провинций на основании провинциальных законодательств. Распределение общей суммы доходов корпорации между провинциями осуществляется пропорционально доле заработной платы, выплаченной в этой провинции.

Общая структура налоговых ставок по провинциальным налогам на прибыль корпораций в целом соответствует федеральной модели. Как и при обложении федеральным налогом, здесь выделяются следующие основные категории ставок:

o пониженная (применяемая в основном для малого бизнеса);

o высокая (или основная);

o специальные ставки для предприятий производственных и перерабатывающих отраслей (в некоторых провинциях).

Ставки провинциальных налогов на прибыль корпораций приведены в табл. 2.15.

Таблица 2.15. Ставки налога на прибыль корпораций в провинциях и на территориях Канады, %

Провинция (территория)

Пониженная ставка

Общая ставка

Ньюфаундленд

4

14

Остров Принца Эдуарда

4,5

16

Новая Шотландия

1

16

Нью-Брансуик

5

10

Квебек

8

11,9

Онтарио

4,5

11,5

Манитоба

нет

12

Саскечеван

2

12

Альберта

3

10

Британская Колумбия

2,5

10

Северо-Восточные Территории

4

11,5

Юкон

4

15

Нунавут

4

12

Провинциальные налоги на капитал введены во всех провинциях Канады при существенном различии налоговых режимов. Так, если в провинциях Онтарио, Квебеке, Британской Колумбии, Манитобе и Саскечеване налоги на капитал адресованы практически всем корпорациям, то в остальных провинциях под обложение этими налогами подпадают только банки и некоторые категории финансовых институтов. Фактически каждая провинция использует свое собственное определение понятия "оплаченный капитал", хотя в самом общем виде оно включает в себя все виды средств (в денежной и материальной форме), полученные в уплату за выпущенные акции. Именно этим определяется различный подход к различным ценным бумагам и ссудам и авансам в провинциях, по-разному в них оценивается и степень долгосрочности вложений. Ставки налогов колеблются в интервале от 0,2 до 8% в зависимости от провинции и типа компании.

Практически все провинции используют в своих налоговых системах налоги на валовые страховые премии, связанные с осуществлением страхового бизнеса на территории провинций. Ставки этих налогов варьируются от 0,33% по страховым премиям при страховании от пожаров в провинции Альберта до 4% в провинции Ньюфаундленд при страховании от несчастных случаев и по болезни.

Во многих провинциях действуют отдельные налоги, исчисляемые в процентах от сумм заработной платы. В Квебеке ставка такого налога составляет 3,75% (налог взимается с работодателя); в Онтарио эти ставки дифференцированы в зависимости от сумм выплаченного дохода и варьируются от 0,98% с сумм, не превышающих 200 ООО долл. в год, до 1,95% с сумм свыше 400 000 долл. Манитоба использует аналогичный налог по максимальной ставке 2,25%, причем его ставки также дифференцированы в зависимости от сумм выплаченных доходов. Этот налог был введен провинцией Манитоба для финансирования системы здравоохранения и образования. Аналогичные налоги применяются и в других провинциях.

Чрезвычайно близкими к акцизам по экономическому содержанию, порядку введения и администрированию являются провинциальные налоги на табачные изделия и моторное топливо. Эти налоги вводятся на сигареты, сигары и табак, а также на различные категории топлива. Как и в случае с федеральными акцизными налогами, ставки провинциальных налогов устанавливаются либо как специфические, либо как адвалорные, и суммы этих налогов включаются в базу обложения провинциальными налогами с продаж.