Проверки исполнения законов на транспорте

Прокурорские проверки проводятся: а) на воздушном транспорте: в территориальных органах Росавиации, Госавианадзора, ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и его филиалах; подведомственных Росавиации организациях; предприятиях воздушного транспорта всех форм собственности; эксплуатантах гражданской авиации; б) на железнодорожном транспорте: в территориальных органах Госжелдорнадзора, Росжелдора, ФГП ВО ЖДТ РФ, других предприятиях, подведомственных Росжелдору, ОАО "РЖД" и его дочерних и зависимых обществах, филиалах ОАО "РЖД" – железных дорогах, других предприятиях железнодорожного транспорта общего и необщего пользования; в) на водном транспорте: в территориальных органах госморречнадзора; подведомственных Минтрансу России, Росморречфлоту организациях: государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства; ФГУ: "Российский морской регистр судоходства", "Российский речной регистр", "Служба морской безопасности", "Госморспасслужба России"; ФГУП "Бассейновые аварийно-спасательные управления", "Управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ", "Росморпорт" и их филиалы, представительства, ФГУ "Администрации морских портов", у капитанов портов; в органах государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления в части обеспечения безопасности водного транспорта и экологической безопасности, территориальных органах Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, центрах ГИМС МЧС России, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", организациях, осуществляющих деятельность на водном транспорте.

Проверка исполнения законов о безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте осуществляется следующим образом.

В территориальных управлениях госавианадзора проверяется исполнение законодательства при лицензировании; выдаче сертификатов: лицам, имеющим воздушные суда в собственности, на условиях аренды или ином законном основании и использующим его для полетов, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обеспечивающим безопасность полетов воздушных судов, требования к бортовому и наземному авиационному оборудованию (кроме аэронавигационного); образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку авиационного персонала; выдаче разрешений на выполнение разовых полетов воздушных судов; проведении инспекции гражданских воздушных судов, участии в расследовании авиационных происшествий; при учете авиационных происшествий; возбуждении производств по делам об административных правонарушениях; осуществлении контроля за исполнением предписаний.

В территориальных органах Росавиации проверяется исполнение законодательства при: лицензировании деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов; сертификации аэродромов, аэропортов, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки; выдаче разовых разрешений на прием воздушного судна в аэропорту, не оборудованном для приема такого судна; проведении конкурсов, заключении государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, связанных с обеспечением безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта; управлении государственной собственностью, необходимой для обеспечения безопасности полетов, в том числе переданной федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; аккредитации представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории РФ.

Проверяется также законность ведения Государственного реестра гражданских аэродромов РФ и Государственного реестра аэропортов РФ; исполнения требований законодательства при обучении и повышении квалификации авиационного персонала; организации служебных расследований авиационных событий в пределах своей компетенции; выдачи разрешений на выполнение разовых полетов; исполнение законодательства о проведении обязательной сертификации типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и УВД, а также их производства; образовательных учреждений, осуществляющих подготовку авиационного персонала; объектов ЕСОВД; юридических лиц, обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства России.

В филиалах ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", зональных центрах УВД проверяется исполнение законодательства о безопасности полетов при использовании воздушного пространства и УВД (не допускались ли опасные сближения воздушного судна по вине авиадиспетчеров, не было ли незаконных забастовок авиадиспетчеров; отказов навигационного оборудования по причине износа; направляется ли информация о фактах незаконного использования воздушного пространства, отклонения от границ воздушной трассы, маршрута полета в компетентные органы, принимаются ли меры реагирования).

На авиапредприятиях, у эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения следует проверять законность государственной регистрации судов и аэродромов; использования воздушных судов в коммерческих целях: соблюдение порядка использования воздушного пространства, имеются ли у эксплуатантов свидетельства, лицензии, сертификаты, разрешения, соблюдаются ли их условия; аттестован ли авиаперсонал; не истек ли срок службы судна, нет ли фактов фальсификации данных о налете часов; соблюдаются ли авиаперсоналом правила (нормы) летной, технической эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, правила загрузки и центровки воздушных судов, порядок проведения регламентных работ, контроль качества ГСМ, специальных жидкостей, используемых в судах; нет ли фактов эксплуатации судов с недопустимыми неисправностями, осуществления их ремонта неспециализированными организациями, нарушения межремонтных сроков, использования для ремонта контрафактных, некондиционных или неаутентичных деталей; переоборудования судов без согласия производителя; не скрываются ли от учета авиационные происшествия; нет ли фактов эксплуатации судов при отсутствии на борту необходимой документации (свидетельств, лицензий, формуляров и т.п.), не устарела ли она; соблюдаются ли требования по охране труда, режим труда и отдыха авиаперсонала; каково состояние медицинского обеспечения полетов; нет ли фактов провоза незарегистрированных пассажиров и неоформленных грузов, нарушений, связанных с перевозкой опасных грузов; не примыкают ли к аэродромам объекты, повышающие риск авиационных происшествий.

Железнодорожный транспорт. В территориальных органах Госжелдорнадзора выясняется: нет ли нарушений закона при расследовании и учете транспортных происшествий, в частности, когда комиссия по служебному расследованию не формировалась в случаях крушения или аварии; законны ли принимаемые органами Ространснадзора меры ограничительного и профилактического характера, обеспечивающие безопасность; контролируется ли выполнение требований об устранении нарушений в установленные сроки, а при их невыполнении применяются ли меры административного воздействия, инициируются ли процедуры приостановления и отзыва лицензий; нет ли дублирования функций Ростехнадзора и Росжелдора, налажено ли взаимодействие этих органов.

В территориальных органах Росжелдора проверяется: как реализуются Агентством функции компетентного органа РФ по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом; обоснованны ли решения об открытии железнодорожных станций и путей, о примыкании к железнодорожным путям строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей; отвечает ли предъявляемым требованиям работа в сфере технического регулирования; должным ли образом контролируется деятельность филиалов ФГП ВО ЖТ РФ и других подведомственных организаций.

В филиалах и подразделениях ФГП ВО ЖТ РФ выясняется: направляются ли в уполномоченные органы протоколы о нарушении пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП), соответствуют ли они установленным требованиям; обеспечена ли охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта, сопровождаются ли опасные грузы подразделениями ведомственной охраны; соответствует ли законодательству деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности; налажено ли взаимодействие подразделений ведомственной охраны с органами внутренних дел на транспорте, МЧС России; нет ли фактов осуществления деятельности, не соответствующей уставным задачам предприятия.

В подразделениях филиалов ОАО "РЖД" – железных дорог, других перевозчиков, владельцев транспортной инфраструктуры проверяется: ведется ли надлежащий учет нарушений законодательства о безопасности, в частности, учет случаев недоброкачественного ремонта; своевременно ли направляется информация установленным законодательством адресатам о транспортных происшествиях, нет ли фактов сокрытия этих происшествий; обеспечены ли безопасные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа; обеспечивается ли безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, пожарная безопасность; обеспечивается ли безопасность при обслуживании и содержании подъездных путей, переданных ОАО "РЖД" в пользование грузополучателям; соответствуют ли закону локальные нормативные акты транспортных предприятий, не используются ли акты, утратившие силу; принимаются ли надлежащие меры по обеспечению безопасности движения, обустройству и оборудованию железнодорожных переездов (ст. 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утв. МПС России 29.06.1998 № ЦП-566); соблюдаются ли требования к техническому обслуживанию и ремонту пути, локомотивов, вагонов и других транспортных средств; не допускается ли эксплуатация подвижного состава, выработавшего установленные сроки службы, не имеющего разрешений на дальнейшую эксплуатацию либо прошедшего ремонт с продлением срока полезного использования, не имеющего сертификатов соответствия и др.

Проверка исполнения законодательства о безопасности транспортировки опасных грузов и пожарной безопасности включает выяснение прокурорами следующих вопросов: созданы ли на предприятии аттестованные аварийно-спасательные формирования по ликвидации чрезвычайных ситуаций или заключены ли соответствующие договоры со специализированными организациями; оснащаются ли локомотивные бригады и лица, сопровождающие опасный груз, необходимыми средствами защиты; имеют ли предприятия – отправители или получатели опасных грузов лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность с этими грузами, соблюдаются ли лицензионные требования и условия; застрахована ли ответственность организаций за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте; соблюдается ли законодательство о промышленной безопасности при подготовке вагонов к погрузке, наливу опасных веществ; соответствуют ли транспортные средства предъявляемым требованиям промышленной безопасности; в надлежащем ли техническом состоянии подвижной состав, используемый при перевозках опасных грузов; соблюдают ли грузоотправители технические требования к подготовке транспортировки опасного груза, исключающие его утечку, самовозгорание, взрыв, вредное воздействие на окружающую среду; соответствует ли подвижной состав нормам пожарной безопасности; разработаны ли планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; создан ли резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведена ли разработка паспортов безопасности опасных объектов; создана ли система оповещения и связи на случай возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций; прошли ли обучение и аттестацию работники, связанные с операциями с опасными грузами; зарегистрированы ли участки транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом как опасные производственные объекты.

Водный транспорт. В территориальных управлениях Госморречнадзора проверяется исполнение законодательства при: лицензировании, контроле за соблюдением лицензионных требований, информировании налоговых органов о предоставлении, приостановлении, переоформлении лицензий; регистрации судов, совершении регистрационных действий, контроле сведений, направляемых для формирования реестров судов; выдаче свидетельств о праве плавания под Государственным флагом РФ и свидетельств о праве собственности на судно внутреннего плавания; выдаче временных свидетельств о праве плавания под Государственным флагом РФ иностранным судам, зарегистрированным в реестре арендованных судов внутреннего водного транспорта; ведении специального учета бесхозяйных судов, установлении собственников затонувших судов; организации проверок состояния гидротехнических сооружений и его соответствия декларациям безопасности, а также при выдаче предписаний об обеспечении безопасности таких сооружений; расследовании транспортных происшествий, проверке заключений по результатам расследования аварийных случаев с морскими судами; осуществлении классификации и учета транспортных происшествий; применении мер ограничительного, профилактического характера; возбуждении производств и принятии решений по делам об административных правонарушениях; осуществлении контроля за исполнением предписаний.

В государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства Росморречфлота проверяется исполнение законодательства при: управлении государственной собственностью, необходимой для обеспечения безопасности плавания и экологической безопасности; проведении работ по содержанию внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования; навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов в акваториях речных портов и по внутренним водным путям; выявлении бесхозяйных судов; направлении соответствующей информации в территориальные органы Ространснадзора, органы местного самоуправления; оказании услуг по диспетчерскому регулированию движения судов; согласовании проектов добычи полезных ископаемых для изготовления строительных материалов, используемых на внутренних водных путях; аттестации работников, ответственных за обеспечение безопасности; организации проведения судоподъемных работ и подводно-технических работ; проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и плавучих объектов; проверке соответствия деятельности уставным задачам, наличия необходимых лицензий (например, при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, буксировке судов и др.), законности распоряжения капитанов портов, обязательных для исполнения (ч. 4 ст. 38 КВВТ).

В ФГУ "Администрации морских портов" проверяется исполнение законодательства при: проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море (в том числе разработка плана ликвидации разливов нефти в порту, проверка работы нефтетерминалов, складов горюче-смазочных материалов, контроля наличия сил и средств для ликвидации последствий происшествий – нефтемусоросборочных судов, заградительных бон, сорбентов); предотвращении загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами; реализации мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, о загрязнении территории и акватории морского порта; задержании судов в соответствии со ст. 81 КТМ; издании обязательных постановлений.

В деятельности капитана морского порта проверяется исполнение законодательства при: регистрации судов и выдаче судам судовых документов; регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки и иных прав на суда; выдаче соответствующих документов; выдаче свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения; расследовании аварийных случаев с судами; привлечении лиц, нарушивших правила безопасности мореплавания и порядка в порту, к административной ответственности и др.

В ФГУ "Российский морской регистр судоходства", "Российский речной регистр" (находятся в ведении Минтранса России) проверяется: ведение учета судов, классифицированных Регистром; соблюдение сроков постановки на учет, снятия судов с классификационного учета, освидетельствования судов; правильность освидетельствования судов в эксплуатации; законность переклассифицирования судов и др.

В центрах ГИМС МЧС России проверяется исполнение законодательства при: осуществлении классификации, государственной регистрации, учете маломерных судов, присвоении им государственных номеров; проведении технического надзора и выдаче документов на зарегистрированные маломерные суда, базы для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов и др.

В организациях водного транспорта выясняется: имеются ли у них свидетельства, лицензии, сертификаты, соблюдаются ли условия их действия; имеют ли эксплуатируемые суда необходимые документы (ст. 25–27, 31 КТМ, ст. 14 КВВТ), допускаются ли нарушения при регистрации судов; аттестованы ли экипажи судов и работники береговых подразделений, ответственные за безопасную эксплуатацию судов и портовых средств, имеют ли они дипломы и квалификационные свидетельства, а также свидетельства, удостоверяющие их годность к работе по состоянию здоровья; соблюдаются ли правила ведения судовых документов; своевременно ли собственник или фрахтователь судна сообщает в регистрирующий орган сведения об изменениях, вносимых в реестры судов; исполняют ли судовладельцы обязанности по охране окружающей среды (ст. 39 КВВТ); имеются ли факты перевозки грузов в не приспособленных для этого или переоборудованных судах, соблюдаются ли требования к судам при перевозке нефтепродуктов, опасных химических веществ; заключались ли договоры аренды судов компаний, имеющих признаки фирм-однодневок; соблюдаются ли экипажем правила технической эксплуатации судов, погрузки, крепежа грузов; имеются ли факты самостоятельного плавания судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке; исполняет ли судовладелец обязанности, предусмотренные ст. 60 КТМ, ч. 1 ст. 34 КВВТ, а собственник затопленного судна – обязанность по его поднятию согласно ст. 109 КТМ, ст. 47 КВВТ; имеются ли факты эксплуатации судов с недопустимыми неисправностями; при отсутствии на борту необходимой документации (свидетельств, копий лицензий, формуляров и т.п.), не устарела ли названная документация; соблюдаются ли требования о минимальной численности состава экипажа; скрываются ли капитанами судов, судовладельцами от учета транспортные происшествия; соблюдаются ли правила охраны труда, режим труда и отдыха экипажей судов, застрахованы ли они; имеются ли факты провоза незарегистрированных и незастрахованных пассажиров, неоформленных грузов, нарушений при перевозке опасных грузов, правил пожарной безопасности; заключен ли соответствующий договор на диспетчерское обслуживание; своевременно ли информируют владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте о возникновении угрожающих безопасности ситуаций для принятия соответствующих мер; соблюдают ли судовладельцы, хозяйствующие субъекты Санитарные правила для морских и речных портов от 02.06.1989 № 4962-89, СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" и др. (имеются ли у них программы производственного контроля, проекты организации санитарно-защитных зон, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ПДВ, ПДС; не нарушают ли сроки прохождения медицинских осмотров; имеют ли приемно-очистные сооружения для обработки нефтесодержащих вод с судов); соблюдают ли администрации морских портов и организации, эксплуатирующие водный транспорт и объекты инфраструктуры. Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613), в том числе имеют ли аварийно-спасательные формирования, аттестованные в установленном порядке, или договоры с профессиональными формированиями на ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов.

В ходе проверок исполнения законов, направленных на предотвращение актов терроризма на транспорте, выясняется исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности": обеспечивают ли субъекты транспортной инфраструктуры транспортную безопасность на должном уровне (ч. 1 ст. 4 Закона). В частности, проверяется исполнение требований к оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (ст. 5 Закона), наличие соответствующей правовой базы, устанавливающей порядок проведения оценки уязвимости и категорирования, разработки планов безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Прокурор выясняет:

– проведена ли установленными законом организациями (специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями ФСБ и МВД России) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Если такая оценка проводилась на основе публичного договора по установленным тарифам, то утверждены ли результаты оценки компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Следует учитывать, что сведения о результатах оценки и сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности, являются информацией ограниченного доступа, составляют государственную тайну;

– соблюдаются ли требования о категорировании, установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечении транспортной безопасности, осуществлено ли категорирование компетентными органами, включены ли категорированные объекты в соответствующий реестр;

– разработаны ли на основе проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств планы обеспечения транспортной безопасности, предусматривают ли они систему мер безопасности, утверждены ли они уполномоченным органом;

– соблюдаются ли ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;

– передают ли субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчика установленные сведения о пассажирах для автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, осуществляют ли органы Ространснадзора контроль на данном участке;

– соблюдают ли субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязанности по незамедлительному информированию об угрозах и совершении актов незаконного вмешательства, выполняют ли предписания уполномоченных должностных лиц; оказывают ли содействие в выявлении, предупреждении актов незаконного вмешательства, ликвидации их последствий, установлении их причин;

– привлекаются ли вышеуказанные субъекты к ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности;

– сертифицированы ли технические средства, используемые для обеспечения антитеррористической защиты, и службы безопасности.

В органах Ространснадзора прокурор проверяет исполнение требований о контроле (надзоре) за выполнением транспортными организациями положений федеральных законов "О противодействии терроризму" и "О транспортной безопасности", программ по антитеррористической деятельности на отдельных видах транспорта.

В ходе проверок исполнения трудового законодательства на объектах транспорта выясняется, соблюдаются ли работодателями требования законодательства: к персоналу, в особенности к руководящему составу; о наличии документов об образовании, квалификации, специальных знаний и др.; проведении конкурсов на замещение вакантных должностей; получении транспортными организациями соответствующих сертификатов, лицензий, разрешений, документов; заключении трудового договора, реквизитах договора, пресечении фактов заключения гражданско-правовых договоров вместо трудовых; соблюдении трудовых прав несовершеннолетних и женщин; рабочем времени, времени отдыха, в том числе времени отпуска; охране труда, коллективном договоре; привлечении работников к дисциплинарной, материальной, административной ответственности; техническом состоянии транспортных средств и их оборудования, документах на них, ремонте, предупреждении фактов использования контрафактных деталей; использовании контролирующими органами полномочий.

Нормативной базой проверки исполнения законов о защите прав государства как собственника на транспорте являются ГК, федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14.11.2002№ 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; постановления Правительства РФ от 06.06.2003 № 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", от 03.12.2004 № 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (“Золотой акции”)", от 03.12.2004 № 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной масти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", от 16.07.2007 № 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (им утверждено Положение об учете федерального имущества); приказы Минтранса России от 07.07.1997 № 71 "О реализации полномочий Минтранса России по управлению имуществом, находящимся в федеральной собственности", от 08.10.1998 № 125 "Об обеспечении сохранности имущества транспортного комплекса, находящегося в федеральной собственности".

Применительно к сфере железнодорожного транспорта необходимо учитывать положения Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановлений Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 "О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги”" и от 06.02.2004 № 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества “Российские железные дороги”". На воздушном транспорте Воздушный кодекс устанавливает, что имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может быть собственностью субъектов РФ (ст. 7). В Федеральном законе от 08.01.1998 № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" закреплен порядок передачи аэропортов из федеральной собственности в собственность субъектов РФ.

Прокуроры проверяют исполнение законодательства Росимуществом, Росжелдором, Росавиацией, Росморречфлотом, их территориальными подразделениями, транспортными организациями. В частности, выясняется: соблюден ли порядок государственной регистрации предприятия, назначения на должность его руководителя, заключения с ним трудового договора; не нарушаются ли порядок и условия закрепления государственного имущества за предприятием, утвержден ли уполномоченным органом устав предприятия, вносимые в него изменения, соответствует ли устав требованиям законодательства; согласовываются ли с уполномоченным органом крупные сделки, а также иные сделки, подлежащие согласованию; правомерны ли решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях; не заключались ли предприятием сделки в интересах руководства предприятия и каковы последствия этих сделок (искусственное завышение себестоимости продукции, создание условий для хищения государственного имущества).

В ходе проверки необходимо ознакомиться с решениями о реорганизации предприятия и использовании государственного имущества предприятия, дать правовую оценку действиям по управлению и распоряжению имуществом. В этих целях изучаются все учредительные документы о создании новых предприятий с участием проверяемого, договоры поручительства, займа, залога и аренды, купли-продажи имущества, законность списания имущества.

При проверках акционерных обществ, созданных в процессе акционирования и приватизации на базе государственных предприятий, устанавливается: соблюдены ли порядок преобразования предприятия в акционерное общество и продажи его акций; не нарушены ли права государства как акционера.

В органах исполнительной власти следует выяснить: ведется ли учет государственного имущества и контроль за его использованием по назначению и сохранностью; законны ли решения об использовании, распоряжении и приватизации объектов транспорта; осуществляется ли государственный контроль за деятельностью акционерных обществ, доля которых закреплена в государственной собственности, и каким образом обеспечивается защита прав и интересов государства; соблюдается ли порядок передачи в аренду государственного имущества, ведется ли учет (реестр) договоров аренды и контроль за поступлением доходов; принимаются ли меры к возврату имущества после истечения срока аренды, к защите прав государства как собственника и акционера (направляются ли иски в суды, каковы результаты их рассмотрения).

Проверки соблюдения прав пассажиров

Правовой базой являются ГК, Законы РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (соответствуют ли услуги по перевозке воздушным транспортом, обслуживанию в аэропортах, предоставляемые авиапассажирам, требованиям безопасности и стандартам качества); от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральные законы от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; транспортное законодательство, в том числе КВВТ, Воздушный кодекс, транспортные уставы и принятые в соответствии с ними правила перевозок пассажиров[1]. Тесно связано с обеспечением прав пассажиров исполнение антимонопольного законодательства, в том числе Федеральных законов от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", соблюдение лицензионных требований и условий перевозчиками.

В ходе проверки выясняется: принимаются ли контролирующими органами необходимые меры реагирования к перевозчикам-нарушителям правил перевозки пассажиров; своевременно ли информируются заинтересованные лица о приостановлении, аннулировании разрешительных документов на перевозочную деятельность; контролируется ли финансово-хозяйственная деятельность перевозчиков, получающих дотации, субсидии из бюджета; соответствуют ли правила перевозок пассажиров транспортных предприятий положениям ГК, отраслевых кодексов и транспортных уставов; осуществляется ли надлежащий контроль в установленных законом случаях за исполнением перевозчиком обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром; нет ли фактов осуществления перевозочной деятельности в случае грубых нарушений лицензионных требований и условий; не было ли случаев навязывания услуг путем обмана пассажиров – потребителей услуг; нет ли фактов установления организациями – естественными монополиями в аэропортах произвольных цен (тарифов, сборов) на свои услуги, которые регулируются государством; соблюдается ли перевозчиком законодательство, предоставляющее права отдельным категориям пассажиров; обеспечивается ли перевозчиком установленная законом выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни и здоровью пассажира воздушного судна, утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа гражданам, имеющим право на возмещение вреда в соответствующих размере и установленный срок; нет ли фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере транспортных услуг.