Проведение реорганизационных процедур в условиях несостоятельности организации

В случае возникновения признаков банкротства руководитель организации-должника обязан направить своим учредителям сведения об их наличии. Все участники до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, а именно меры, направленные на финансовое оздоровление. В этом случае должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Государственную политику в сфере финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), имеющая территориальные органы.

Дела о банкротстве юридических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника по правилам, предусмотренным АПК РФ.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры:

1) наблюдение;

2) финансовое оздоровление;

3) внешнее управление;

4) конкурсное производство;

5) мировое соглашение.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов должник – юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) решение об отказе в признании должника банкротом;

3) определение о введении финансового оздоровления;

4) определение о введении внешнего управления;

5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

7) определение об утверждении мирового соглашения.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника – юридического лица.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях отсутствия признаков банкротства.

Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения. Определением суда о введении наблюдения назначается временный управляющий.

Временный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Временный управляющий обязан:

1) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

2) проводить анализ финансового состояния должника;

3) определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства;

4) устанавливать кредиторов должника, вести реестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении в отношении должника наблюдения;

5) созывать и проводить первое собрание кредиторов.

После назначения временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов. К компетенции собрания относится принятие решения о применении той или иной процедуры банкротства по отношению к должнику. С этого момента наблюдение прекращается.

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. К этому решению прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Вводится данная процедура на срок не более двух лет. Исполнение обязанностей руководителя должника в этом случае возлагается на административного управляющего, который действует до окончания процедуры финансового оздоровления или ее досрочного прекращения. Административный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления финансового оздоровления. В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженностей, до истечения установленного срока процедуры финансового оздоровления руководитель должника представляет в суд отчет о досрочном окончании данной процедуры. Основанием для досрочного прекращения процедуры финансового оздоровления является неоднократное либо существенное (на срок более одного месяца) нарушение должником в ходе данной процедуры сроков погашения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. По итогам заключения административного управляющего и отчета руководителя должника собрание кредиторов принимает решение об обращении в суд с одним из ходатайств: о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, вводится внешнее управление. Если такой возможности нет и должник признается банкротом, открывается конкурсное производство. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Внешний управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления. Он должен разработать план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 117 Закона о неплатежеспособности). Внешний управляющий вправе заключать мировое соглашение. Отчитывается внешний управляющий перед собранием кредиторов, а его отчет подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год, но этот срок может быть продлен (по суду) на шесть месяцев.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющими на основании решения собрания (комитета) кредиторов и определяет пределы ответственности каждого из них.

Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:

1) принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению его сохранности, анализирует финансовое состояние должника;

2) предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования ее взыскания;

3) уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством РФ о труде;

4) рассматривает в установленном порядке требования кредиторов, предъявленные к должнику, ведет реестр требований кредиторов должника;

5) проверяет обоснованность этих требований.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков с оплатой их услуг за счет имущества должника.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета он выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Организация считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Конкурсный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случае арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего.

Если в отношении должника не вводилась процедура финансового оздоровления и (или) внешнего управления, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов должника в месячный срок с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Принятие решения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть принято в случае наличия имущества должника для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, которое принимается собранием кредиторов и вступает в силу со дня его утверждения.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В случае заключения мирового соглашения в процессе проведения процедуры внешнего управления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим.

Утверждается мировое соглашение арбитражным судом после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения, о чем суд извещает заинтересованные стороны.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судам в ходе проведения процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия административного управляющего, временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и, соответственно, должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в случаях, если:

1) обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения;

2) заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, а мировым соглашением были нарушены его законные права и интересы.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить к нему свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

1) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

2) удовлетворения требований кредиторов в ходе процедуры финансового оздоровления; заключения мирового соглашения;

3) аннулирования в ходе процедуры наблюдения требования заявителя по каким-либо основаниям, в частности отмены судебного акта, признания недействительным договора, послужившего основанием к возбуждению дела о банкротстве, отсутствия заявленных и установленных в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, требований иных кредиторов, соответствующих требованиям данного Закона (ст. 5);

4) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от своих требований.

С момента введения в действие Закона о несостоятельности государственный орган по финансовому оздоровлению:

1) контролирует и проводит проверки деятельности арбитражных управляющих;

2) обращается в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей;

3) представляет арбитражному суду кандидатуры временных управляющих.

Сведения по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством), подлежат опубликованию в официальном издании, определенном Правительством РФ, которым является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".