Проведение экспертных исследований и составление заключения

При проведении судебной экспертизы эксперт профессионально самостоятелен и процессуально независим (ст. 7 Закона о ГСЭД). Он сам выбирает методы и средства исследования. Никто, включая следователя, суд и руководителя экспертного учреждения, не вправе давать эксперту указания, предрешающие ОГЛАВЛЕНИЕ экспертных выводов. Эксперт формулирует их на основании проведенных им исследований и несет за данное им заключение личную ответственность.

Проведение самих экспертных исследований (выбор методов и методик, их последовательность и пр.) регламентируется правилами (положениями) той науки, представителем которой выступает эксперт. Указанные правила содержатся в практических пособиях и методических материалах по производству экспертиз соответствующих видов. Законодательные нормы регламентируют процесс экспертного исследования лишь косвенно. Примеры такой косвенной регламентации содержатся, в частности, в Законе о ГСЭД.

Так, согласно ч. 2 ст. 8 этого Закона заключение эксперта должно основываться на "положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных". В ч. 6 ст. 11 Закона о ГСЭД сказано, что государственные СЭУ одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы "на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов".

Примером косвенной регламентации экспертных методов могут служить также законодательные ограничения, налагаемые на методы исследования, применяемые при экспертизах живого лица. Подобные нормы содержатся преимущественно в Законе о ГСЭД, где экспертизам живых лиц посвящена специальная глава (гл. IV, ст. 26–36).

Основное отличие указанных экспертиз от других состоит в том, что при их назначении и производстве возникает необходимость в дополнительных юридических гарантиях защиты прав лиц, подвергаемых экспертизе. Названные гарантии должны соответствовать конституционным и международно-правовым принципам и стандартам соблюдения прав человека.

Так, каждый испытуемый должен быть информирован в доступной для него форме о применяемых в отношении него методах экспертного исследования, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Соответствующие разъяснения испытуемому дают эксперты (ч. 1 ст. 35 указанного Закона).

Законодательство содержит ряд ограничений и запретов, и в частности:

• положения о недопустимости ограничения прав, обмана, насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от испытуемого (ч. 2 ст. 31 Закона);

• запрет применять методы экспертного исследования, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения (ч. 1 ст. 35 Закона).

Подробно на этапе экспертных исследований урегулированы законом вопросы присутствия при их проведении участников процессалиц, не являющихся ни экспертами, ни испытуемыми. В уголовном процессе правом такого присутствия наделен следователь, который правомочен при этом получать от экспертов разъяснения по поводу проводимых ими действий (ч. I ст. 197 УПК). Аналогичными правами обладают все субъекты, назначающие экспертизу.

С разрешения этого субъекта присутствовать при проведении экспертизы (экспертных исследований) могут подозреваемый и обвиняемый (п. 5 ч. 1 ст. 198 УПК). Производным является право присутствия при проведении экспертизы для переводчика и законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (ч. 2 ст. 18 и п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК), а также законного представителя самого испытуемого. Присутствуя при производстве экспертных исследований, указанные лица вправе давать объяснения эксперту (п. 5 ч. 1 ст. 198 УПК).

Несколько иначе решает эти вопросы ГПК: "Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения" (ч. 3 ст. 84).

При производстве экспертизы живого лица участникам процесса необходимо не только разрешение лица или органа, назначившего экспертизу (как и при прочих экспертизах), но еще и согласие самого испытуемого либо его законного представителя (ст. 36 Закона о ГСЭД). Однако субъект, назначивший экспертизу, вправе присутствовать при ее проведении и без их согласия.

При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, подвергаемого экспертизе, вправе присутствовать только лица того же пола. Данное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников (ч. 2 ст. 36 Закона).

Присутствующие при производстве экспертизы лица не вправе вмешиваться в ход исследования, но могут давать объяснения и задавать экспертам вопросы, относящиеся к предмету экспертизы. При составлении заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов присутствие участников процесса, включая лиц, назначивших экспертизу, не допускается (ст. 24 Закона). Указанная норма позволяет экспертам свободно обмениваться мнениями и служит гарантией от нежелательного воздействия на экспертов со стороны участников процесса.

Если кто-либо из присутствующих своими действиями мешает экспертам, последние вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед следователем об отмене разрешения данному лицу присутствовать при производстве экспертизы.