Лекция 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

В результате освоения дайной главы студент должен:

знать

• сущность воспитания, его место в структуре педагогического процесса начальной школы;

• характеристики процесса воспитания;

• место воспитателя и воспитанника в процессе воспитания;

• движущие силы процесса воспитания;

• законы воспитания;

• особенности формирования образа мира и картины мира у детей, системы их отношений и личностных качеств;

уметь

• анализировать процесс воспитания в конкретных условиях;

• характеризовать отдельные отношения и качества личности младшего школьника;

владеть

• навыками установления взаимосвязи между законами воспитания и возможными достижениями и неудачами воспитателя.

Сущность воспитания

ОГЛАВЛЕНИЕ воспитывающей функции образования раскрывается через сущность понятия "воспитание". Сущность – философская категория. Она означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от всех других вещей и от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность отражает: глубинные связи, отношения, внутренние законы, определяющие основные черты и тенденции развития данной вещи.

Сущность воспитания и, следовательно, воспитывающая функция образования состоят в формировании у воспитанников определенных качеств личности, а также системы социальных и духовных отношений. При этом, развиваясь, отношение становится ценностью для человека (ценностное отношение). Таким образом, воспитание представляет собой не только процесс, но и результат, который содержательно характеризуется системой ценностных отношений (ценностей) и личностных качеств человека. Рассматривая воспитание с точки зрения его результата, следует разобраться со смыслом основных его составляющих.

Что же вкладывает современная наука в понятия "отношения" и "качества личности"?

Личностное качество (или качество личности) – это закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Таким образом, личностное качество современной наукой рассматривается как вторичное понятие. Первичным понятием воспитания выступает понятие "отношение".

Отношения, писал советский психолог В. Н. Мясищев, представляют собой систему временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью (с миром) либо ее отдельными сторонами (с частями мира, с самим собой как частью мира). Такой подход к воспитанию не нов: на его основе разработаны учебные пособия И. Ф. Харламова, А. В. Мудрика, В. В. Анисимова и др. Преимущество данного подхода заключается в том, что понятие "отношение" показывает зависимость личности и ее формирования от внешних условий и в то же время отражает ее обращенность на себя и одновременно выход за пределы себя. То есть отношение отражает, с одной стороны, воздействие на школьника окружающей среды и воспитания, и с другой – подчеркивает активное начало в школьнике как члене общества и субъекте собственного развития. То есть отношение характеризует личность как стабильную сущность и в то же время указывает на потенциальную возможность ее изменения.

Отношение – это переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, между ним и различными сторонами окружающей действительности, между ним и самим собой как частью мира, которые оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

Система отношений школьника. А. В. Мудрик выделяет четыре группы отношений личности: отношение к миру, отношение с миром, отношение к себе, отношения с самим собой. Эти четыре группы отношений образуют развивающуюся систему. То, что отношения находятся в системе, означает, что различные группы отношений связаны между собой; развитие одних отношений влечет за собой изменение отношений другой группы. Например, отношение школьника с миром – социальные отношения – определяет во многом способы самоактуализации ребенка в обществе сверстников, что влечет изменение отношений к себе и т.д.