Лекция 5 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в системе конституционного контроля, в уголовном и гражданском и административном судопроизводстве в Российской Федерации;

• понятие, виды и способы оказания юридической помощи;

• специфику процессуальных документов в обеспечении правозащитной деятельности;

уметь

• осуществлять диагностику процессов (ситуаций), связанных с нарушением прав человека;

владеть

• навыками решения практических вопросов по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина;

• профессиональной лексикой и правилами составления документов.

Специфика судопроизводства в сфере защиты прав личности

Уголовное судопроизводство в сфере защиты прав личности

К сфере уголовного судопроизводства относятся следующие права и свободы, закрепленные и гарантированные гл. 2 Конституции: право на охрану достоинства личности (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни

(ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); свобода передвижения (ст. 27); право на частную собственность (ст. 35); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45); право на судебную защиту (ст. 46); право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом и право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи и право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) (ст. 48); право на презумпцию невиновности (ст. 49); право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом (ст. 50); право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51); право потерпевшего от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Следует отметить недопустимость противопоставления правоохранительной и правозащитной деятельности в рамках уголовного процесса. Сама правоохранительная деятельность носит правомерный характер лишь в том случае, если она направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека. В связи с этим основываясь на международных стандартах, действующий УПК прямо указывает на исключительное правозащитное значение всего уголовного судопроизводства. И это оправдано, так как в полной мере согласуется с основополагающими требованиями ст. 2 Конституции, обозначающей человека, его права и свободы высшей ценностью, определяющей смысл всей деятельности российского государства [1].

Принятие УПК внесло серьезные изменения в направленности уголовно-процессуальной деятельности. Если в ст. 2 УПК РСФСР "Задачи уголовного судопроизводства" говорилось, что задачами уголовного судопроизводства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, то в ст. б УПК "Назначение уголовного судопроизводства" законодатель определяет две цели, два основных направления уголовного судопроизводства. Он требует от осуществляющих производство по уголовным делам государственных органов и должностных лиц, чтобы они обеспечивали по каждому уголовному делу: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК); 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК) [2].

При такой трактовке целей уголовного судопроизводства законодатель подчеркивает правозащитную, гуманистическую сущность этого вида правоохранительной деятельности.

Важнейшими целями уголовно-процессуального законодательства является детальная регламентация условий, порядка и оснований применения мер, направленных на ограничение прав граждан. Представляется, что выделение уголовного процесса в качестве самостоятельной отрасли права в значительной мере обусловлено именно спецификой его норм.

Таким образом, уголовный процесс представляет собой одно из направлений деятельности государственных органов, специфика которого обусловлена необходимостью защиты граждан, общества и государства от преступных посягательств. Эта деятельность неразрывно связана с другими формами противодействия преступности. Вместе с тем уголовно-процессуальная деятельность имеет приоритетное значение, поскольку только в рамках уголовного судопроизводства, с соблюдением строго установленной уголовно-процессуальной формы, суд на основе доказательств, полученных и проверенных в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, вправе признавать лицо виновным в совершении преступления и назначать ему наказание.

В ст. 46 Конституции подчеркивается, что судебная защита прав гарантируется каждому человеку. Необходимым же условием эффективности судебной системы, которая должна обеспечивать судебную защиту прав человека, является наличие научно разработанных и закрепленных в нормах права гарантий этой защиты в форме принципов правосудия (судоустройства и судопроизводства). Такие принципы нашли отражение и закрепление в Конституции (ст. 10,47, 50—52, 118—124), а также в Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ".

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных этим законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ (см. рис. 3.1).

Чтобы правосудие, направленное на защиту прав личности, работало, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и Федеральному конституционному закону "О судебной системе РФ". Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом, основаниям (ст. 7 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").

Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения. В развитие данного Закона, а также разработки конкретных механизмов защиты этих лиц Правительством РФ были приняты соответствующие постановления.

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 Mb 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" утверждены Правила, согласно которым охрана жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В случае отсутствия в регионе подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а также недостаточности в указанных подразделениях сил и средств по решению руководителя органа, осуществляющего меры безопасности, к обеспечению охраны жилища и имущества защищаемого лица могут привлекаться иные подразделения (службы) этого органа.

При обращении органа, осуществляющего меры безопасности, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения. В случае отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилище защищаемого лица оборудуется средствами автономной сигнализации. Для принятия мер по оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации на договорной основе могут привлекаться организации, имеющие лицензию на осуществление указанной деятельности.

Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 Mb 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты" регламентировало размеры и порядок выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых было принято решение об осуществлении государственной защиты, а в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве — членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 Mb 134 "Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" введена возможность постоянного или временного запрета на выдачу сведений, содержащихся в государственных и иных информационно-справочных фондах.

Для исполнения государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких Правительством РФ утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014—2018 годы" (постановление от 13.07.2013 № 586). Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, осуществляются МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФСКН России, ФСИН России, ФТС России и Роструд за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в составе государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.03.2013 № 313-р.

Пользователями данной программы являются: потерпевшие; свидетели; частные обвинители; подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, их защитники и законные представители, осужденные, оправданные, а также лица, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперты, специалисты, переводчики, понятые, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагоги и психологи; гражданские истцы, гражданские ответчики; законные представители, представители потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей; заявители, очевидцы, жертвы преступлений, иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления; установленные УПК близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных выше лиц.

Помимо указанных участников процесса государственной защите подлежат и профессиональные участники уголовного судопроизводства — судьи, прокуроры, следователи. Не секрет, что на этих лиц оказывается криминальное воздействие, подчас более жесткое, чем в отношении остальных участников процесса, что, в свою очередь, требует от государства применения соответствующих мер по защите их прав.

С целью обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями был принят Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Государственной защите в соответствии с указанным законом подлежат: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники Следственного комитета РФ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ; близкие лица указанных выше лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ защищаемым лицам обеспечивается: 1) применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества; 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; 3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц. При этом важно подчеркнуть, что государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем, а применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц.

Следует отметить, что в сфере уголовного судопроизводства права человека в большей степени ущемляются применением принудительных мер. При этом сущность мер государственного принуждения в современных условиях заключается в том, что это крайние, вынужденные меры воздействия со стороны государства, его органов и должностных лиц. Государство, регулируя уголовно-процессуальные отношения, особенно в сфере применения принудительных мер, обязано ограничивать не права человека, как это происходит в уголовно-правовой сфере, а само себя, сдерживая принуждение до самой минимальной степени [3].

Федеральным законом от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" совершенно справедливо закреплено, что ОГЛАВЛЕНИЕ под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными указанным и иными федеральными законами.

Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

В соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержащиеся под стражей подозреваемые и обвиняемые имеют право: 1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; 2) на личную безопасность в местах содержания под стражей; 3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; 4) на свидания с защитником; 5) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; 6) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, но вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; 7) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; 8) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; 9) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК, и др.

Уголовный процесс представляет собой одно из направлений деятельности государственных органов, специфика которого обусловлена необходимостью защиты граждан, общества и государства от преступных посягательств. Эта деятельность неразрывно связана с другими формами противодействия преступности. Вместе с тем уголовно-процессуальная деятельность имеет приоритетное значение, поскольку только в рамках уголовного судопроизводства, с соблюдением строго установленной уголовно-процессуальной формы, суд на основе доказательств, полученных и проверенных в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, вправе признавать лицо виновным в совершении преступления и назначать ему наказание. Важными звеньями механизма реализации назначения уголовного судопроизводства является детальная регламентация оснований, условий и порядка применения мер, ограничивающих права и свободы лиц, законодательное закрепление прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства и порядка их осуществления. При этом сущность мер государственного принуждения в современных условиях заключается в том, что это крайние, вынужденные меры воздействия со стороны государства, его органов и должностных лиц. Государство, регулируя уголовно-процессуальные отношения, особенно в сфере применения принудительных мер, обязано ограничивать не права человека, как это происходит в уголовно-правовой сфере, а само себя, сдерживая принуждение до самой минимальной степени.